Нескучный Город, биографические заметки

Нужно сказать, что мое сотрудничество с «Городом»(газета)началось случайно. До этого я достаточно долгое время сотрудничал со смоленской редакцией «Аргументов и фактов» (тогда ее редактором еще был Дмитрий Тихонов,за тем Паша Филиппов). И когда в медиахолдинге появилось новое издание с простым и в то же время запоминающимся названием «Город», я, признаться, сначала даже не обратил на него особого внимания. Но затем в редакцию «Города» пришел мой бывший студент Алексей Салухов (Ибр), сначала простым корреспондентом, позже - главным редактором. Зная, что я делаю комментарии для «АиФа», он предложил мне время от времени выступать комментатором и в «Городе». А вскоре, как действующему члену Союза журналистов, предложил участвовать в создании газеты на постоянной основе. Я, правда, отказался: у меня просто не было тогда времени на то, чтоб регулярно писать статьи в газету. Мы продолжали общаться с Алексеем, и вскоре оба пришли к мнению, что неплохо было бы добавить в «Город» экономическую колонку, в которой профессиональный эксперт комментировал бы все самые злободневные экономические события. Так в газете все-таки появилась моя постоянная рубрика, сначала выходившая один раз в месяц, а затем - каждые две недели. (Помню, сколько гневных откликов, сколько возмущенных комментариев собирали мои первые статьи!) Но со временем «критики» поутихли, люди узнали меня и стали доверять моему мнению. Зато мы и сами поняли, что ограничивать тематику колонки исключительно экономическими темами - это слишком скучно. Однообразие поднимаемых в статьях вопросов начинало утомлять публику, а мы совсем не хотели, чтобы «Город» стал традиционно скучным. И потому стали потихоньку добавлять в колонку и материалы о путешествиях, и по естествознанию. А когда в «Городе» сменился редактор, я перешел к ней «по наследству» вместе со всеми штатными журналистами.
Могу сказать, что за прошедшие годы «Город» стал заметно лучше. В первую очередь потому, что стал разнообразнее: узкогородская направленность газеты, конечно, оправдывалась ее названием, но заметно сужала круг читателей, которым «Город» был интересен. К тому же в нем есть аналитика и комментарии по самым разным вопросам, что  нехарактерно для современных печатных смоленских СМИ. Не говоря уже о том, что «Город» единственный во всем Смоленске пишет не только о том, что уже произошло, но и о том, что произойдет в ближайшем и не только будущем. Этакая нотка футуризма, предсказания выделили газету из потока традиционной смоленской печати. Сегодня можно с уверенностью сказать, что за девять лет «Городу» удалось занять ту нишу, которую до него не занимала ни одна другая городская газета.

Воспоминания

Как я пройдусь по Блонье,
И шаркая ногами,
Стуча по плиткам клюшкой,
Не кирзой сапогами.

За 30 лет немало,
Я видел здесь алканов,
Но в "падшей лошаденке",
Не воровал стаканов.

Эх, журналюги - братья,
В те годы лишь с бутылкой,
Вновь встретишь,все в объятья,
Нам не грозили ссылкой.

Состарился немножко,
Хотел б тряхнуть кудрями,
Живу себе беспечно,
И внуков нянчу с вами.

Сотый пошел!( Главная тема)

Какое будущее ждет нашу любимую газету, вот-вот разменявшую девятый десяток номеров

В нашей стране давно принято оценивать эффективность той или иной команды после того, как истекут первые сто дней ее работы. Будь то команда крупного чиновника или топ-менеджера фирмы, именно первая сотня дней станет решающей и во многом определяющей для ее будущего. Конечно, с момента выхода из печати первого номера газеты «Главная Тема» прошло гораздо больше ста дней. И все же свежий выпуск с весьма символичной цифрой 100 на обложке – прекрасный повод для того, чтобы подвести первые итоги и поставить перед собой новые (пусть и слегка амбициозные) цели

Расти и расти…

Сто номеров – это уже много или еще мало? Конечно, «Главную Тему» по-прежнему можно назвать молодым изданием (все-таки сто номеров – совсем не возраст для газеты). Однако коллектив, который из недели в неделю, из месяца в месяц стабильно создает для вас из потока разрозненной информации интересный и полезный печатный продукт, сложился задолго до выхода в свет первого номера газеты, которую сейчас вы держите в руках. Да я и сам, признаться, перешел в «Главную Тему» из того же «Города», что и большая часть редакционного коллектива. Некоторые друзья даже в шутку говорят мне порой, что вовсе не видят разницы между этими изданиями: мол, изменилось только название, а содержание и стиль газеты остался прежним.
В чем-то я с ними, конечно, согласен, однако не со всем. Ведь я прекрасно вижу отличия «Главной Темы» от своего предшественника и могу с уверенностью сказать, что издание стало только лучше. Перед нами газета более широкого профиля, ориентированная на регионального (а не только на городского) читателя и, соответственно, поднимающая самые актуальные вопросы на более высоком уровне. Городские новости в газете, конечно, по-прежнему есть, однако они ушли с первого плана, побуждая читателей мыслить более глобально.
Буквально на моих глазах изменилось и содержание газеты. Журналисты больше не зациклены на текущей хронике событий, в своих материалах они стремятся поднимать куда более масштабные, серьезные, даже философские проблемы. Такими темпами, кто знает, быть может, к тысячному номеру издание и вовсе выйдет на федеральный уровень? Слишком большие амбиции для скромной региональной газеты? А почему бы и нет?! У нас есть все основания строить подобные планы: всего за пару лет из нового, никому не известного издания, за плечами которого не маячит внушительная фигура крупного медиахолдинга или серьезной компании-спонсора, «Главная Тема» выросла в серьезное, уважаемое и любимое многими смолянами издание. И я совершенно точно могу сказать, что за свежими публикациями газеты очень внимательно следят и жители столицы.

Реальный и виртуальный

Последнее, к слову, во многом стало возможно благодаря успешному запуску одноименного портала, на котором каждую неделю также появляется свежий номер газеты. В то же время лично меня очень радует, что сайт не превращается в виртуальную копию печатного издания: здесь много уникальных собственных материалов, которые вы не найдете на страницах газеты, да и информационная картина жизни региона гораздо шире и регулярно обновляется. Газета и сайт в этом случае весьма удачно дополняют друг друга, и столь удачный симбиоз даже в наше компьютеризированное время получается далеко не у всех.
«Главной Теме» необходимо еще буквально год-два для того, чтобы обрести настоящую стабильность. Активно меняется экономическое пространство, и большинство СМИ волей или неволей все больше уходят в интернет и социальные сети. Нам тоже нужно время для того, чтобы освоиться в новых условиях и не отставать (а во многих аспектах даже опережать) своих конкурентов.
Что еще мне так нравится в этом издании, что я продолжаю сотрудничать с редакцией на протяжении многих лет? Кто бы не становился у руля газеты, как бы не менялся состав редакционного коллектива, общее направление и основные принципы его работы остаются неизменными. Как часто в других изданиях я наблюдал следующую картину: меняется главный редактор – и все работавшие с ним журналисты едва ли не в полном составе уходят следом. В «Главной Теме» такого нет, а значит, в издании людей держит нечто большее, чем авторитет начальника. Некая идея, искреннее желание делать что-то полезное для смолян, создавать хороший, качественный информационный продукт – пожалуй, не самый худший стимул для работы журналистов, как вы считаете?

Бумагу – на пластик

Что ждет наше издание в будущем? В настоящее время у средств массовой информации по-прежнему существует немало проблем, да и конкуренция между издания все так же высока. И пусть многие «пророки» предрекают скорую гибель печатных СМИ, но подобные «предсказания» мы с вами слышим уже не один десяток лет, а газеты и журналы тем временем все еще живее всех живых. Да, аудитория электронных версий и связанных с изданиями сайтов неуклонно растет, однако пожилые люди в поисках информации не лезут в интернет, а по старинке открывают номер любимой газеты. А значит, в ближайший десяток лет «Главная Тема» не исчезнет из жизни смолян.
Другое дело, что формат печатных СМИ рано или поздно должен поменяться. Ведь в чем заключается главный недостаток бумаги? В ее хрупкости: снег, дождь и прочие бытовые неурядицы с легкостью уничтожат печатный номер, для создания которого были приложены большие усилия. Остается надеяться, что в ближайшем будущем эта проблема будет успешно решена и, например, появится пластиковая газета или карманные виртуальные издания.
При этом газета ни в коем случае не должна превращаться в исключительно новостное издание. Ведь в печатных СМИ аудитория ищет прежде всего качественную аналитику. Да, аналитические статьи зачастую вызывают много споров, читатель может быть не согласен с позицией автора, и все же именно возникающая вокруг материала дискуссия и делает его настолько ценным.
Еще одна тенденция, от которой в текущих условиях никуда не деться – это трансформация газет в своеобразные консультационные органы. Советы юристов, медиков, специалистов по сельскому хозяйству и многих других профессионалов пользуются большим спросом и в обозримом будущем вряд ли станут менее востребованными. Ведь, несмотря на все достижения технического прогресса и развитие электронных СМИ, многие люди по-прежнему продолжают верить исключительно печатным изданиям. А мы в свою очередь делаем все, чтобы оправдать это доверие.


Рецензии