Добро пожаловать в реализм

Московское гостеприимство  Мир, как известно, развивается по спирали. По крайней мере, так утверждали классики марксизма-ленинизма. И подтверждение этому мы видим непрестанно. Почти двадцать (!) лет прошло с тех пор, как мы, группа художников и литераторов, открывали выставку картин в гостинице «Рэдиссон-Славянская», тогда принадлежавшей американцам. И нам говорили модные критики: «Так сейчас не пишут, не рисуют». Хотя Стивен Хоккинс, двухметровый чернокожий коммерческий директор гостиницы и бизнес-центра восторгался и, от восторга вспотев, смог вымолвить на камеру ведущей культурных программ Первого канала (тогда, кажется, ОРТ) Светлане Бестужевой разве что: «It is museum level! Анбеливбл! Невероятно! Мы в Эмэрика нэ знал, что так умеют рысоват now!» Называлась выставка «Новая волна русского реализма». В пресс-релизе (модное тогда слово) я писал, что после долгих лет духовных блужданий, размытости и подмены понятий, бесконечных изобретений «велосипеда» и открытий давно открытого, подобно блудному сыну мы возвращаемся к реализму, обусловившему золотой век русской литературы и искусства. Новый виток спирали. Новая волна. В смутное время человек обращается к непреходящему. И ясному. Потому что Вера, Любовь и особенно Надежда неясными не бывают – как бы ни тешили и ни обманывали мы себя.
– Мир возвращается к реализму, – говорил тогда самый молодой в России народный художник России Сергей Присекин (картины которого и ныне висят в Кремле, например, «Кто к нам с мечом придёт…», так восхитившая английскую королеву). – Новый уровень, новые пластические решения, формы, – но в классических традициях. В прошлом году в Кельне в Музее современного искусства проходила выставка «От Брейгеля до Рубенса». Такие очереди я видел лишь у нас за водкой во времена Горбачева, в мавзолей Ленина и на выставки Ильи Глазунова в эпоху застоя Брежнева. Колоссальный интерес к реализму! Человек всегда стремится к совершенству, к гармонии. А что есть гармония? Единство формы и содержания. Природа. Общество, погрязшее в атеизме, идет к Богу через осознание природы. Потому, кстати, и набирает силу движение в защиту природы. Искусственные формы бытия, эти монстры рушатся. Человек снова и снова обращается к Тому, по образу и подобию которого создан. Я уверен, в глубине каждого заложен код стремления к справедливости, порядку, гармонии. Будь ты ученый или могильщик – криво висящую на стене картину тебе захочется поправить, красивую женщину на улице заметишь…Определенного толка искусствоведы говорят: «Еще Малевич предсказывал, что Россия вернется к реализму». Да причем тут Малевич и его квадрат? Россия не сбивалась с круга божественного реализма! Сбивали – огнем, мечом, хлыстом. Начиная с Петра I – первого коммуниста (но это мое мнение – таким я Петра и написал). С раскола церкви. С насильственного втискивания западной трехмерной культуры. Можно вообразить, каким было бы наше изобразительное искусство, когда б не разрубали связь времен и не устраивали показательных самоубийств! Но если в Европе была одна эпоха Возрождения, то Россия, думается мне, возрождается в каждом веке. Так было, так будет.

И вот – вновь новая волна русского реализма. Я бы сказал даже – девятый вал! И теперь впору её называть  - в виду массового, поддерживаемого некоторыми всем известными олигархами-миллиардерами депрессивно-нефигуративного искусства – альтернативной. Вопреки тому, что почти повсеместно выставляется и почти насильно навязывается зрителю. Настоящая выставка тематическая, посвящена она в основном гостеприимству, прежде всего нашей столицы, с которой и страна начинается, как театр с вешалки, по крылатому выражению Станиславского.

 - Гостеприимство в своё время  обеспечивало приют и защиту путешественникам и чужестранцам, - рассказывает директор галереи «Русская усадьба», расположенной в торговом комплексе «Сфера» на Новом Арбате Ольга Очаковская. - Гостеприимство состояло в стремлении раскрыть гостю мир, жизненное и культурное пространство хозяина. Экспозиция, представленная одной из старейших московских галерей, создавалась не для того чтобы продемонстрировать узнаваемые и неизменно приукрашенные уголки столицы, представляя однообразные пейзажные композиции. Это причудливая мозаика, которую образовали полотна лучших русских живописцев, представляющих  новую волну русского реализма. Мы старались отразить всё, что привлекает и завораживает в облике и истории нашей столицы. Не разбивая экспозицию на исторические эпохи и  на художественные жанры,  мы постарались набросать полотно города, называемого: «Золотая моя столица…» Внушительные полотна Москвы 1890 года соседствуют с изображением Бонапарта на Поклонной горе, где он ждал ключи «…Москвы коленопреклонённой».  Переводите взгляд – и вот - « Дозор московского князя Дмитрия Донского»  накануне Куликовского  сражения.  Восстановленный храм Христа Спасителя вновь напоминает нам об  увековеченной памяти сотен тысяч воинов, защищавших Москву в 1812 году. И это тоже часть её истории, которая привлекает гостей столицы.  Мастерски выполненный портрет Патриарха Алексия II напоминает о преемственности православной духовности Москвы и Константинополя, двух православных столиц. Но в отличие от Константинополя Москва – город северный. С тенистыми парками, золотой осенью и заснеженными бульварами зимой. Воспользуйтесь возможностью  и  насладитесь пейзажами Москвы. Но что значит город без его жителей?  Быт, столь же самобытный, как и наш древний город.  Жанровые сцены жизни XIX века Москвы,  нравы её горожан описаны в летописях, в  романах Островского, Карамзина, Толстого.  Жанровая картина «Ловец птиц», «Ярмарка в Замоскворечье».  Портреты жителей Москвы XVII века, портрет Юродивого Василия (Блаженного), чьё имя носит собор, ставший символом столицы, делают экспозицию живой и лишённой нарочитого официоза. А рядом изящные силуэты балерин Большого театра, М. Алдошина. Вся экспозиция  есть симбиоз из эпох, лиц, храмов, домов, древних стволов деревьев в парках  и  модных, застывших в финансовом благополучии, небоскрёбах. А ещё выставка представляет тот город, где ещё слышны шаги истории, шум битв, многоголосье православных молитв на праздники, пение скоморохов и купеческих гуляний. Атмосфера музыкальности и радости – вот что характерно для выставки «Гостеприимство Москвы».

В этом заслуга наших художников, чьё творчество есть такое же национальное достояние России, как нефть и газ. Это их талантом возрождён Храм Христа Спасителя, их работы украшают парадные залы Московского Кремля, Кафедральные  Соборы в городах России, они писали мемориальный комплекс на Поклонной горе. Они расписывали Бородинскую панораму, диораму «Сапун-гора» и  «Обороны Севастополя».  Они сделали и сделают ещё много-много прекрасных вещей. Это «грековцы», выпускники Суриковского института и Академии Ильи Глазунова, их работы украшают многие музеи России, Европы, Америки, Азии -  С. Присекин, Е. Корнеев, А. Евстигнеев, Н.Коротков, С. Трошев, П. Рыженко, И. Задера. Их коллеги Ю. Орлов, М. Фаюстов, С. Смирнов, Н. Анохин,  С. Кожин, В. Графов,  И. Лапин, И Машков, И. Каверзнев, А. Коробкин, Д. Коробкина, А. Лысенко, Е. Муковнин,  С. Москвитин, М. Алдошин, А. Казанков…  Давайте их беречь  и говорить им комплименты, и восхищаться ими, и радоваться, что они с нами. Будем  говорить о нетленности их  творчества, ибо оно даёт нам истинное наслаждение и  оно вечно. Как вечны творения Брюллова, Кипренского, Левитана, Айвазовского, Саврасова  и Сурикова. Жизнь так скоротечна. Любой человек самого могучего дарования хрупок и (увы!) смертен. На выставке представлены работы великого мастера ушедшего от нас  в августе этого года. Евгений Иванович Данилевский. Великий мастер русской живописной школы. Пусть земля ему будет пухом. Мы представляем его неоконченные работы, которые он дописывал в последние дни жизни. По мистической случайности одно из полотен называется «Строительство Московского Кремля»…

   К сожалению, уехал из России мой двухметровый чернокожий американский друг Стив Хоккинс. Но, надеюсь, мы и сами сумеем оценить настоящее, подлинное искусство.
   


Рецензии