Провокатор

         Иван Паргамент – троеборец, шутник, затейник, балагур, поэт, исполнитель своих песен, играл на гармошке, гитаре. А какой рассказчик анекдотов, смешных историй с личным участием. Где Иван, там люди, там и смех. Это был душа  коллектива, массажист, рыбак, любитель бани. Парень на все руки. Настоящий  Теркин. Красавец – волосы каштановые кудрявые, очень похож на Есенина. Я уважал его за находчивость, смелость, откровенность, надежность, честность. С ним было легко и просто.
        Служил он в группе советских  войск в Германии. Прапорщик, командир танка. Приезжал в Союз на все первенства ВС по военному троеборью со своей командой ГСВГ.
        Как-то после первенства ВС в г. Черчике Иван предложил мне навестить родителей сослуживца узбека Махмуда и передать им письмо и фотографии от него. Иван не может отказать ему в просьбе.
        Я отказывался, что завтра рано утром улетаю в Ленинград, еще надо написать отчет о соревнованиях, сходить на рынок, купить в гостинец фруктов. Но Иван был  настойчив. Уж если он что захочет, не отстанет. Убеждал меня, что они живут недалеко – 1,5-2 километра в горах, очень интересно там, что они будут безумно рады. Может они и никогда не видели не только полковника, но и прапорщика. Для них будет это большим праздником. За нами приедет брат Махмуда на мотоцикле.
         Уломал, я и согласился.
         Брат приехал вовремя. Двухколесный старенький мотоцикл:  Иван сел на бак, ноги до земли, а я – сзади.  Уселись втроем и резко рванули. Ваня запел «Через реки, горы и долины…». Шел мелкий дождь, а потом – как из ведра. Дорога проселочная, глинистая, мотоцикл стало заносить   то в один кювет, то в другой. Мокрые насквозь, грязь залепила глаза, одежду. Как искусно вел мотоциклист машину, надо отдать должное, видимо, не впервые.
        Но мы все едем и едем. Ваня уже и петь перестал и все спрашивал, скоро ли приедем. Брат отвечал, еще немного, еще чуть-чуть,  вот сейчас. Чувствую, что Иван уже и переживает, скорее всего за меня. А я думаю, как я согласился, и пошел на эту провокацию. Одежду и обувь придется выбрасывать, никогда не отчистить. В чем же я поеду в Ленинград.  А мы все едем и едем. Ваня несколько раз спрашивал, скоро ли приедем. Водитель говорил, что сейчас, сейчас. И  успокаивал нас, все будет нормально, там ждут, все приготовлено, все старались. И обратно я вас доставлю в один миг с комфортом.
        Наконец в горах мы подъехали к дому, заехали в ограду.
Трудно передать, какая была теплая, радостная встреча, встречали как самых родных и близких людей.
Все в национальной  одежде,  веселые, довольные. Столько их было, что я так и не разобрался, где сват, братья, сестры, зятявья, невестка запомнил только отца и мать.  Они плохо говорили по-русски, но вроде понимали нас. Когда узнали, что я полковник, немного застеснялись.
        Сняли с меня все, переодели в национальную одежду, а мое обмундирование стали приводить в порядок.
        Все уселись на пол, на красивый ковер. Столько много и такого разнообразия еды, мне кажется, я никогда не видел. А фруктов – гора. Все было приготовлено на самом высоком уровне, вовремя, необыкновенно вкусно. Пили, ели, говорили, угощать они умеют. Радостные улыбки, горящие глаза, - чувствовалось, что они очень довольны и благодарны нам за такой визит.  А Ваня все рассказывал про их сына: какой он воин – патриот, красивый, добрый, трудолюбивый, честный – настоящий воин. Его фотография у развернутого знамени полка висит на «Доске почета».  У родителей и родных глаза светились  от счастья, улыбки не сходили с их лиц.  Они приготовили сыну подарок.
        А Иван все продолжал, что сын может и танк водить и стрелять без промаха, в полку лучший танкист, отличник боевой и политической подготовки, награжден знаком  «Отличный танкист». Его все любят, мы с ним в одном экипаже. И я горжусь Махмудом.
        Было уже поздно, когда мы засобирались уезжать. Одежду мою прилично почистили, подсушили. Расставались как с самыми дорогими родными.   Они передали сыну посылку.
        Мне казалось, что я побывал в родной деревне. Я испытывал такое приятное удовлетворение: необъятна наша страна, и везде можно встретить простых, добрых, гостеприимных, трудолюбивых людей.
        Как мы ехали обратно в кромешной темноте при свете одной фары по разбитой, грязной дороге, каждый может догадаться.
        За ночь мы с Иваном привели в порядок и себя, и одежду.


Рецензии