Как три брата царство поделили

Жил-был царь Иван. И было у него три сына. Старший Федор, средний Степан и младший Ванечка.
Царь Иван говорил им:
-Кто из вас больше всех при мне будет, кто лучше царскому делу научится, тому и трон оставлю.
Все сыновья обещали, да и не выполняли. Только старший сын Федор больше при царе батюшке был. Царь на совещание с министрами и Федор с ним. Царь с послами иностранными встречается и Федор с ним. Царь на военные учения едет и Федор на коня садится и с ним туда же. Всему учится, все запоминает.
Ну а средний сын Степан с утра уже в мастерской, все что-то мастерит.  Правда начал он с конфуза. Был он тогда еще мал, от горшка три вершка.  Смастерил он тогда заводного прыгающего лягушонка. Пришли к царю послы иностранные на прием, а царевич Степан под столом спрятался. Начали договор подписывать, а Степушка, будь он неладен, раз и лягушонка на стол подбросил. Тут такое началось. Лягушонок скачет, бумаги переворачивает, чернила пролил. Послы вопят. Лягушонок,  испачканный в чернилах, так подпрыгнул, что самому главному послу ударил прямо в нос!
Важное мероприятие было сорвано. А царь батюшка самолично так выдрал сына, что тот неделю на мягком месте сидеть не мог.  После этой экзекуции Степушка здорово поумнел.
Сломались как-то во дворе часы старинные с боем. Очень хитроумные. Одного мастера позвали, другого, третьего. Никто не справился. Дождался царевич, когда царь со двора съедет, и к часам. Разобрал механизм, покумекал часок, другой, понял секрет и сделал часы.
Возвращается батюшка во дворец, а часы веселым боем его встречают:
  -Дзинь! Дзинь! Дзинь!..
  -Твоя работа? – строго спросил он сына.
  -Угу, - ответил он, а сам на всякий за широкую материну юбку спрятался.
  -Ладно, ничего. Гм. Толк будет. – И  слегка сына по плечу похлопал.
Потом, после жалоб матушки на тряску в карете, переделал карету так, что ездить она стала мягко, как по маслу, даже по самым большим колдобинам.
Так и пошло. То мельницу новую придумает, лучше старой мелет. То руду по новому плавит, металл сверхпрочный получает, да сабельки острые выковывает с кузнецом. Всегда при деле. Никаким калачом его из мастерской не выманишь. Завет его царь батюшка с собой, а он все отмахивается, потом, да потом.
Ну а младшенький Ванечка никакого дела не знает. Бегает по залам, да по лестницам скачет и песенки поет:

                Папа-царь сидит на троне
                И играет на гармони.

                На окне сидит ворона,
                Клюет мамину корону.

                Братец Федя на обед
                Съел сто семьдесят котлет.

                На забор полез Степан,
                изодрал себе кафтан.

    И про себя не забыл:
                С утра плачет Ванечка
                Просит: «Дайте пряничка!»

А тут и сам царь идет. Хвать Ванечку за ухо.
  -Чаво? На какой такой гармони я играю? А? Какая такая ворона клюет корону? А?
  -Ай, батюшка, отпустите. Это просто песенка. Шутка.
  -Ты когда валять дурака перестанешь, Ванька? Хоть бы к Степе в мастерскую сходил что ли. Подмогнул бы брату.
Ай! Ай! Схожу, схожу к брату.
  -А арихметику почто не учишь? Учитель на тебя жаловался. Сколько будет пятью пять?
  -Ай! Сорок пять!
  -Чаво?
  -Ай! Тридцать пять! Отпустите, батюшка!
  -Чаво?
  -Двадцать пять! Вспомнил, батюшка!
  -То-то! – И царь отпустил ухо. – Иди и учи!
Завтра с утра ко мне в кабинет! Отбарабанишь всю таблицу умножения от одиножды один до девятью девять!
  -Да, батюшка, - ответил Ванечка и так сиганул, только пятки засверкали.
  -И что мне с ним делать, - задумался царь. – Может выпороть? Степке порка на пользу пошла. Однако, жалко, мал еще. Да и младшенький он у меня. И матушкин любимчик. И похож на нее.
Впрочем, время шло Ванечка подрастал и с каждым днем он становился всё пригоже. Глаза серые, задумчивые, кудри пшеничные рассыпаются. Выфрантится с утра в дорогие наряды да прохаживается по двору. Песни поет про Любушек – голубушек, про добрых молодцев, да про свиданья всякие. Все на него заглядываются, герцогини да баронессы, что к матушке приезжают из Европы погостить, фрейлены, жены да дочки министров, которых всегда во дворце полно,все дворцовые девки глаз от него оторвать не могут.
А Ванечка, нет-нет да и прижмёт какую-нибудь к стеночке и поцелует. Она: -Ах! А он засмеется да идет себе дальше. И на балах он первый кавалер.
А то тесно Ване станет в царских палатах, скинет он с себя дорогие наряды, переоденется в крестьянское платье, лапти на ноги обует и идет в поле чистое. Вот где простор-то! Вот где легко и сладко сердцу его. Вот где он поет свои лучшие песни!
 
        За горою солнце красно просыпается,
        В синей речке  по утру оно купается.

Возвращался как-то царевич Иван с такой прогулки домой. Был в крестьянской одежде. Прошёл по чёрной лестнице, идёт песенку поет:

        Под берёзонькой три девицы грустят…

        -Каши гречневой с горчицею хотят, - ехидно закончил за него царь- батюшка, с которым он невзначай столкнулся около своей опочивальни.
        -Этта ышшо за маскерад? Что за выпендрёшь такой, Ванька, а? Тебя спрашиваю!
        -Мне так удобней гулять на просторе, батюшка. Тесно во дворе песням моим.
        -Все песенки поешь? Царский сын. Царевич! К государевым делам антересу не имеешь. И в мастерскую к Степану не заходишь. Когда себе дело найдешь?
        -А разве песни придумывать не дело? Мои песни все поют. Дуняшка, что палаты убирает, первая их подхватывает и разносит по своим подружкам. А те их дальше несут. Фрейлены и дочки боярские, пастухи и косари! Да и вы, батюшка, когда от государевых дел отдыхаете и с матушкой по саду гуляете, мои песни поете.
       -Как твои? – изумился царь. А я думал народные.
       -Обижаете, ваше величество. – ответил младший сын.- А теперь позвольте мне пройти в опочивальню переодеться.
       -А вот и не позволю. Скажи-ка ты мне, певунчик ненаглядный, что это ты стал в последнее время с девками баловать? На той неделе, вижу, фрейлину Лизавету прижал да чмокнул. Вчерась кузину Елену… гм. Непорядок.
       -Они сами за мной бегают, батюшка. Да и что тут такого? Женщины вдохновляют творца.
        И Иванушка не спеша отправился в свои покои.
        -Едрёна-Матрёна,- подумал царь, и что мне теперь с ним делать? Раньше драть было жалко. Теперь поздно. Может женить его? Нет рано еще.
Прошло время. Вот как-то царь Иван сильно захворал. Понял, что конец его близок, велел сыновей собрать. А старшего Федора и звать не надо, он всегда при отце. За средним братом Степаном слуга в мастерскую сбегал, а младшего Ивана долго в поле искали. Наконец и он явился.
       -Дети мои, - сказал им отец. Прожил я жизнь достойную. Но пришёл мой смертный час. Будьте дружными, никогда не ссорьтесь, помогайте друг другу, любите друг друга и матушку вашу любите, чтите ее и слушайтесь. А царём оставляю… - тут он взглянул на них  в последний раз, вздохнул и умер, не успев сказать имя престолонаследника.
Заплакала матушка, заплакали братья и обняли её, загоревали. Но что делать. Похоронили царя батюшку со всеми почестями, как подобает и потом собрали совет, кому царём быть.
       -Царём буду я, - сказал старший брат Фёдор, - потому что я старший сын. Потому что я всегда был при батюшке нашем и учился у него, как государством управлять. А вы и в ус не дули.
       -Чаво, - взъерепенился средний брат Степан. – Царём буду я! Подумаешь, я всего на год младше тебя! Кто самый  мастеровой человек в государстве? Я! Кто лучше всех строит, куёт, мастерит? Я! От кого больше всех польза государству? Да я такую штуковину задумал сделать, вы все ахните!
       -Вот и иди в мастерскую к своей штуковине, - возразил Иван. Может я и младше тебя на три года, но я не дурак. И такой же царский сын, как и вы. Кто лучше всех песни придумывает? Я! Чьи песни весь народ поёт и народными их называют? Мои! И ты, Стёпушка, их поёшь. И ты, Федя. И матушка с батюшкой вдвоём их часто напевали. Меня народ больше всех любит. Я буду царём!
       -Степан! Иван! – Пыталась урезонить сыновей матушка- царица. – Как вам не стыдно! Отец завещал вам не ссориться, быть дружными. Ты, Степан, всегда завидовал Федору, что он старший. Отсюда и гонор! А ты, Иван? Разве песни распевать и государством управлять одно и то же! Какие из вас цари! Успокойтесь и отдайте трон Фёдору.
      - Фигу ему, а не трон!
      -У нас тоже права есть!
      -Я тоже царский сын!
      -И я тоже царский сын!
      -Не признаю царём Федьку!
      -Требую раздела государства на троих!
      Ссорились, ругались братья весь день и к вечеру Фёдор уступил:
      -Ладно, будь по вашему. Делим государство на троих. Но помните. Мы братья. И должны друг другу помогать.
Поделили государство на троих. Поделили казну, богатства, армию, столицу и дворец тоже. Теперь каждый из них царь. Правит как может. В гости к друг другу не ходят.
А случился в тот год большой урожай пшеницы. Царь Фёдор вызывает к себе своего Первого министра:
  -Хоть и велик урожай в этом году, а продадим самую малость. Остальное сохраним.
      -Так ведь запасу на пять лет хватит.
      -Не твоя забота. Делай, как велено. Как и было при батюшке велю праздник устроить. Во дворце бал. А во дворе столы для народа накрыть. Гуляем два дня!
Царь Степан тоже вызвал Первого министра.
  -Ну и урожай в этом году! Запасу на пять лет хватит! Излишки продать! Оставь запасу до следующего года. Пусть купцы все продадут и накупят за границей всякой всячины, какой народ отродясь не выдел. И мне нужны всякие станки, инструменты, чертежи, книги ученые. Я целый список составил. Во дворце бал! Во дворе столы накрыть для народа. Я царя Федора решил переплюнуть. Гуляем целую неделю!
Царь Иван между песенками тоже решил немного поуправлять государством и вызвал к себе Первого министра.
  -Неужели в этом году большой урожай пшеницы? Мне матушка сказала.
  -Запасу на пять лет.
  -Фью-у… Ля-ля-ля, тру-ля-ля. И зачем мне столько? Оставь запас на год. Вели купцам накупить всяких товаров. Эти штучки всякие для женщин. Сласти детям. Да, пусть покупают лучшие картины, скульптуры. Галерею открою. И еще ученые книги, философию, поэзию. Я составлю список.
  -Но, ваше величество, оставьте запасу хотя бы на два года. Вдруг следующий год будет неурожайным. Ваш батюшка имел всегда запасу не менее чем на три года.
  -слушай, дружок, кто здесь царь ты или я? Делай, как велел. Ладно иди, не мешай, у меня сейчас вдохновение. Я должен творить. Кстати, не забудь устроить во дворце бал. Пригласи лучших музыкантов. Заплати им побольше, чтобы к братьям не ушли. Народу столы накрыть на площади. И не жмоться. Гуляем две недели. Со скоморохами, плясунами, фейверками! Я Федору да Степану нос утру.
  -Да, ваше величество, я все устрою как вы велели, - ответил Первый министр и пошел к двери.
  -Эй, приятель, постой-ка, - вернул его царь Иван. Правда ли что у баярина Семена две дочки красавицы?
  -Да, ваше величество, глаз не отвести.
  -Тогда позаботься, чтобы они обе были на балу. Хм, хм. Посмотрим, что там за красавицы.
У царя Федора народ погулял два дня и по домам пошел.
  -Ну и жмот у нас царь. У царя Степана неделю будут гулять. А у царя Ивана две недели. Вот это цари! Плохой наш царь Федор.
У царя Ивана народ все веселится да радуется:
  -У нас самый лучший царь. Сколько пирогов, угощений разных да сладостей ребятишкам выставил. Сказываю, что и песни что мы так любим петь, он для нас сочиняет. Знай наших! Повезло нам с царем Иваном!
Прошел год. Лето выдалось жаркое. В поле все горит. Вдыхает народ:
  -Как жить будем? Без хлеба остались.
  -Да в прошлом годе веселились, в нынем годе прослезились.
А царь Федор горя не знает. У него полно в лавках и хлеба и продуктов и товаров всяких. Только он велел немного повысить цены. Даже после сбора скудного урожая устроил во дворце бал. А народу велел накрыт столы во дворе. День погулял народ и ладно. Айда по домам!
  -А наш-то царь Федор оказывается самый лучший. Хлебушка припас и товару всякого. Да мы с таким царем как у Христа за пазухой. Зря мы его раньше ругали.
А у царей Степана да Ивана с утра народ у лавок толпится. А хлеба с каждым днем все меньше и меньше продают. Люди все злые и ругаются. Ходят какие-то странные люди, народ баламутят.
Приходят к царю Ивану купцы иностранные. Хитрющие. А самый хитрый из них купец Охмуряйс.
  -Продадите  ли мне пшеницы да крупы всякой? – спрашивает царь Иван.
  -Конечно, ваше величество. Помочь вам наш долг. А цены такие-то, - и бумагу подают.
  -Как такие? В прошлом году я вам в десять раз дешевле продавал.
  -Рынок, ваше величество. Много продукта дешево. Мало продукта – дороже.
  -Но, господин Охмуряйс, у меня и денег таких нет.
  -А вы, ваше величество, землей расплатитесь. – Карту достает. – Вот тут у вас места рудой богаты, а тут рыбы много. В аренду на девяносто девять лет нам отдадите. А мы вам еще и налог платить будем пять процентов.
  -Это грабеж!
  -Ну семь процентов. Поспешите, ваше величество. Вчера я видел, как в вашу карету какие-то люди кидали камнями и кричали: -«Иван-болван!» Это ваш старший брат Федор баламутит людей, своих агентов подсылает. Как только в лавках кончится хлеб, они устроят голодный бунт и забьют вас камнями. А со Степаном они договорятся и поделят ваше царство между собой.
  -Гад он мне, а не брат.
  -Точно. Гад, хам и грубиян. Подпишите скорей. Спасите свою жизнь и царство.
Взял царь Иван гусиное перо, обмакнул в чернильницу и …
В кабинет ворвался брат Федор, выхватил у него из-под носа бумагу и заорал:
  -Ты, что, свихнулся?! Ты что подписываешь? Четверть государства отдаешь!
Схватил он чернильницу и запустил ею прямо в лоб Охмуряйсу, отчего у него на лбу сразу соскочила шишка, а по физиономии потекли чернила.
  -Пошли вон! Аферисты! Жулики! Ворюги! И порвал бумагу.
Иван заплакал, а Федор сказал:
  -Некогда нюнить! Побежали скорей к Степану. Он кабинет себе устроил в другом конце дворца.
Побежали они к Степану, а тот уже бумагу подписывает.
Успел Федор бумагу вырвать и порвать ее.
Потом он схватил табурет и грохнул по голове одного из непрошенных гостей.
  -Пошли вон отсюда! Кретины! Проходимцы! Гангстеры!
В этот раз и Иван подключился к компании.
  -Землицы русской захотели? Нате вам! – И запустил в кого-то подсвечником.
Наконец и Степан пришел в себя, крикнул слуг и приказал:
  -Задержите всех этих аферистов, отправьте на конюшню и всыпьте им по первое число. Ишь, поганые. Чуть не охмурили.
Рассказали тут Иван  и Степан брату Федору как было дело.
  -И вы поверили? А они, между прочим, вам вашу же пшеницу предлагали. Они ее тут на своих складах прятали. Отец велел нам не ссориться и помогать друг другу и я помогу вам как братьям.
Вздохнули тут с облегчением Степан да Иван и приняли помощь Федора. Успокоился народ. Кругом тишь да благодать. Стали с тех пор братья встречаться. Стыдно Степану, стыдно Ивану, что не в свои сани сели, а покаяться перед старшим братом гордыня не велит. Степан что-то больше в мастерской, заперевшись, мастерит, Иван песенки поет, да в галерее купленные картины развешивает. И по прежнему часто, переодевшись в крестьянское платье, уходит в поле.
Как-то раз услышал он, как пастух на дудочке знакомую мелодию наигрывает.  Да это же его песенка: «За горою красно солнце просыпается, в синей речке по утру оно купается…»
  -Хорошую песенку наигрываешь, - сказал он пастуху, - Давно ль ее знаешь?
  -Давно, паренек, конечно, давно. Ее еще бывало мой батюшка по утру наигрывал, когда стадо выгонял.
  -Чудесная у тебя дудочка, пастух. Как ты ее сделал, покажи.
   -Очень просто. Вон видишь камыш растет у реки? Срезаешь камышинку, проделываешь дырочки и дуй себе.
   -Спасибо, пастух.
Пошел Иван, срезал одну камышинку, сделал дудочку, поиграл. Нет, не то. Сделал другую. Опять не то. А вот третья дудочка удалась. Так запела, заиграла, душа радуется. Пошел к пастуху показать дудочку. Заиграл – пастух и уснул. Перестал играть – пастух проснулся:
  -Ой, что это меня разморило то? А коровки и телятки на разбежались? Нет. Слава богу. А ты иди, паренек, иди не мешай.
Пошел Иван дальше. Смотрит, мужики травы косят. Заиграл, а они зазевали, косы положили, сами улеглись и спят. Перестал играть, они проснулись:
  -Ой, что это мы разоспались-то? Косить надо. Сейчас день год кормит. А ты парень иди, не мешай людям.
Понял Иван, что дудочка не простая, а волшебная и припрятал ее подальше за пазуху. Авось пригодится.
В один из дней гулял он в поле и не заметил, как уснул среди васильков да ромашек. Сколько проспал не известно, а проснулся от того что кто-то где-то пел. Прислушался. Чистый нежный девичий голос напевал совсем рядом знакомую песенку.
Иван огляделся и увидел неподалеку девушку в крестьянском платье. Она собирала цветы, любовалась ими и при этом еще и пела. Он на нее засмотрелся, залюбовался, заслушался ее голосом. Потом не удержался, встал, подошел к ней и тоже запел. Так вдвоем они песенку и допели.
А глаза у девушки синие, как васильки. Заглянул в них Иван и увидел целый мир, весь такой синий, веселый и озорной.
  -Хорошо  поешь, красавица.
  -И ты тоже.
  -Как тебя зовут?
  -Алена. А тебя?
  -Ваня. Что ты здесь делаешь, Алена? Почему одна гуляешь?
  -Здесь злых людей нет. Я цветы собираю, любуюсь ими, а потом их узоры вышиваю. Любо мне это.
  -Мне понравилась твоя песенка. Давно ль ты ее знаешь?
  -Не помню. Подруги пели. Я у них научилась.
  -Сказываю, сам царь Иван их сочиняет. А народ их подхватывает.
  -Где ему. Он там на балах во дворце с принцессами и баронессами фигуры всякие вытанцовывает. А они за ним толпами бегают. Куда ему. Эта песня просторная, широкая. Такой во дворце тесно.
  Иван рассмеялся:
  -Фигуры, говоришь, вытанцовывает. Ха-ха-ха.
  И Алена рассмеялась.
  -А ты хотела бы попасть во дворец на бал?
  -А почему бы и нет.
  -И не испугалась бы?
  -Подумаешь, где наша не пропадала. Хоть одним глазком взглянуть на царя Ивана. Неужели и вправду он раскрасавчик весь из себя?
  -А если бы царь захотел бы с тобой потанцевать. И не испугалась бы?
  -Да я их манерам и танцам за пять минут могу выучится. Я и самого царя перепляшу. Знай наших!
Так они стояли, разговаривали и смотрели друг на друга.
А Алена так близко. А губки ее такие соблазнительные. Не удержался Иван, прижал к себе девушку и поцеловал. Оттолкнула она его. Вся горит. Из глаз как искры синие забрызгали.
  -Ты что это, Ваня!
  -Прости, Аленка, не удержался. Губки у тебя слаще меда, слаще малины. Люба ты мне.
Девушка развернулась и побежала от него прочь.
  -Стой, Алена. Ты же мне о себе ничего не рассказала. Чья ты дочь, где искать тебя? Я приду свататься!
  -А коли люба, так найдешь. Сердце подскажет.
  -Аленка, а я приглянулся ли тебе?
Алена остановилась, поглядела на Ивана, рассмеялась звонко, звонко и опять побежала.
Еще долго видел перед собой Иван ее синие глаза, слышал ее волшебный смех и чувствовал сладкий вкус ее губ. О! И тут в траве нашел он голубую ленточку из косы. Алена обронила. Он поднял ее и прижал к груди.
С того дня загрустил Иван, заболел сердцем. Почти не ел, ни пил. Только ходил по палатам, по залам, пел о том, как он тоскует по своей любимой. Напрасно кузины и фройлины пытались попадаться ему на глаза, привлечь к себе внимание. Он их не замечал. Эх, Алена, где ты? На луг тот ходил, но девушка там больше не появлялась.
Каждое утро он заходил к матушке в опочивальню. Целовал ей ручки, спрашивал о здравии, делился новостями. Однажды она его спросила:
  -Сынок, ты что-то стал грустным в последнее время. Ходишь сам не свой. Что случилось?
  -Ничего, матушка.
  -В глазах тоска. Здоров ли?
  -Слава богу, матушка. Вы очень добры ко мне.
  -Решила я разогнать твою грусть – тоску.
  -Как же? Расскажите.
  -Пришла пора тебе жениться, Ванечка.
  -Гм.
  -Пригласила я на бал принцесс из всяких государств. Завтра бал. И братья твои придут с женами. А на утро после бала скажешь, какая тебе больше  приглянулась. Женитьба царя дело ответственное, государственное. А потом и к свадьбе будем готовиться. Так что скучать тебе больше не придется.
  -Я не пойду на бал! – закричал он в отчаянии.
  -Мне не нужны эти принцессы. Не нужны, не нужны! Не женюсь я!
Развернулся Иван и вон из матушкиных покоев. Впервые на мать осерчал.
Но делать нечего. На следующий день он покорно позволил слугам одеть себя в новый роскошный наряд, надушить и отправился на бал. Вошел в зал… и глаза его сразу заблестели. Музыка играет и принцессы в своих бальных нарядах одна краше другой. С каждой он познакомился, сказал любезности, комплименты всякие. Здесь ему равных не было.
А потом начались танцы. Сначала с принцессой Люси потанцевал. Потом с принцессой Кристиной. Потом с принцессой Мари. Когда дошла очередь до принцессы Софии, заскучал. На принцессе Лили зазевал. А после принцессы Амалии, выбрав момент, когда матушка отвернулась, потихонечку улизнул. На ходу приказал слуге:
  -Коня! – Переоделся в крестьянское платье, вскочил на коня и был таков.
Переночевал в поле, в стогу сена. Утром знакомый пастух накормил его хлебом с молоком. Целый день гулял по полям, Объехал все ближайшие деревни. Про Алену спрашивал. Кто-то ее как-то видел, но никто не знал кто она и откуда.
Только поздно вечером во дворец вернулся и усталый лег спать. Утром пошел к матушке.
  -Как тебе не стыдно, сын! Ваше величество! Бросил принцесс, сбежал с бала! Наши гостьи ждут твоего решения. Иначе мы опозоримся перед всей Европой. Надеюсь ты образумился, Иван. Каков твой выбор?
  -Простите за позавчерашнюю выходку, матушка. Но мне ни одна принцесса на понравилась.
  -Как так? Объясни. Почему? Ну вот, например, принцесса Люси?
  -За Люси град мерси. Не будет на Руси никакой Люси!
  -Ничего не поняла. А принцесса Кристина?
  -Ржет, как конина. Прическа, как труба и толстая губа.
  -А чем же Мари не хороша?
  -У нее по волосам бегает вша! Пусть сходит в баню, смоет белила да румяну!
  -А Софи?
  -Лежит на софе принцесса Софи. Софа ничего, а принцесса – фи!
  -А чем же Лили не годится?
  -У нее толстые ягодицы. За троих  жрет колбасу, а у самой прыщ на носу!
  -Ужасно, ужасно! А Амалия?
  -Принцесса Амалия – осиная талия. Рыжая коса и прыгает, как коза! Бе-е-е!
  -Но ты не можешь не жениться.
  -Матушка, я совсем другую девушку полюбил. Алену. Встретил ее как-то в поле. Как она красива!
  -Кто такая? Княжна? Боярыня? Баронесса? Графиня?
  -Крестьянка.
  -Крестьянка? – У царицы сделались огромные глаза. – о чем ты говоришь, сын? Неграмотная, неуклюжая, не знает приличий, не умеет вести себя за столом.
  -Успокойтесь, матушка. Алена совсем не такая. Она очень милая, веселая, славная. Любит песни и цветы. Она мои песни поет, да кто их не поет!
  -Сынок, ты царь, ты на престоле. Ты вырос во дворце. Получил лучшее образование. Твои старшие братья похожи на отца и лицом и характером. Они грубоватые мужики. Но ты… Ты лицом и статью в меня. Знаешь философию, поэзию, живопись, музыку. Эта крестьянка надоест тебе через две недели.
  -Это твои принцессы мне надоели через два часа.
  -Нет, никакой Алены здесь никогда не будет. Не позволю. Мы должны укреплять межгосударственные связи, упрочивать наше положение. И брак для этого очень подходит.
  -Вы позволили братьям Федору и Степану жениться по любви.
  -Добрые и ласковые жены усмиряют нрав этих грубиянов. К тому же тогда наше положение совсем было другим. Мы жили в едином и сильном государстве. А теперь что? Прочти, что мне пишут ныне из заграницы. А тон то каков!
Царь Иван прочитал несколько писем от всяких величеств, высочеств и светлостей.
  -Как они смеют Вам так писать! Где приличия! А мне фактически насильно навязывают в жены своих принцесс. Грозят в случае отказа войной.
  -Да, они смеют. Кто ж будет церемониться со слабым. Теперь нами помыкают как хотят. Советую тебе поспешить с выбором невесты. Я устрою еще один бал.
  -Будь проклят тот день, когда я стал царем! Я отдам Федору треть государства. Не нужен мне этот трон! Я ненавижу политику! Я … я люблю Алену!
  -Сынок, все равно в покое не оставят. Что тебе Алена? Женись хоть на принцессе Люси. Она не так капризна, как все остальные.
  -У нее пустые глаза.
  -А у Алены?
  -Я заглянул в ее глаза цвета неба, и увидел там целый мир, все что познавал все эти годы. Всю философию, всю поэзию, всю музыку.
  -Но она крестьянка.
  -Ну что ж, если Алене сюда нельзя, я переоденусь в крестьянское платье, найду мою милую и уеду отсюда далеко, далеко. Прощайте, матушка.
При выходе он сильно толкнул дверь.
  -Ай! – Раздался крик девушки  Дуняши, той, что палаты убирает. Она терла лоб, из глаз слезы брызгали, а на полу валялась коробочка со всякими рассыпанными пуговками, булавками, заколками и прочими женскими штучками.
  -Дуняшка, это я тебя так дверью стукнул?
  -Пустяки, Ванечка Иваныч. То есть простите, ваше величество.
  -Больно?
  -Ниче! На мне, как на кошке все скоро заживет. Вот ваша матушка послала меня в лавку к купцу Даниле с запиской. Велела накупить всякого. У него, вишь, сама модна лавка. – И она начала собирать по полу рассыпанные мелкие вещицы.
  -Ты коробочку к матушке отнеси и сходи к лекарю. Пусть помажет шишку.У него хорошая мазь есть.
  -Нешто меня лекарь слушать станет?
  -А ты скажи царь послал.
  -А он не поверит.
  -Голову отрублю.
  -Ха-ха, голову! Да вы, ваше величество,и мухи не обидете.
  -Ладно я тебя сам к нему отведу.
Лекарь помазал Дуняши лоб и она заулыбалась.
  -Легче тебе? – спросил царь Иван.
  -Угу.
Он полез в карман, достал золотую монету и подал Дуняше:
  -На вот возьми. Купи себе чего-нибудь. Бусы или колечко какое.
  -Да вы что, ваше величество! За какую-то шишку!
  -Ничего, бери.
Дуняша взяла монетку.
 -Ой, Иван Иваныч, а у вас из кармана ленточка какая-то выпала, когда вы монету доставали. Я ж такие ленточки в лавке у Данилы видела. Ох и дорогие ж они. Купец сказал, что привез их аж из… из какой-то Яндии.
  -Что? Нет такой страны Яндии. А… Индии, наверно?
  -Во-во! Он так и сказал Индии.
  -Ну спасибо тебе, Дуняша. – Он забрал у девушки ленточку, достал из кармана еще целую горсть монет и вложил все в ладонь девушки. – Купи себе нарядов всяких, Дуняша. И хватит за мной бегать, договорились? По тебе кучер Васька сохнет, аль ты не видишь? Удели ему внимания.
  -По мне? Васька? Вот бес рыжий!.
Дуняша еще долго разглядывала монеты:
  -Надо же. Да я за такие денежки готова каждый день по сто шишкарей получать. Ишь ты…
Царь Иван скакал на коне к дому купца Данилы и размышлял. Ленточки дорогие. Значит их мало покупаютон должен помнить всех своих покупателей. Но если Алена крестьянка, как она купила такую дорогую ленточку? А может хахаль какой-нибудь подарил. Сердце его слегка пощипывало от ревности. А вот и дом купца. За ним должна быть лавка. Смотрит, а у окошка сидит милая его Алена. Склонилась над шитьем. Ничего не видит вокруг. Он спешился с коня и тихонечко подкрался к открытому окну.
  -Алена…
Она подняла глаза.
  -Ванечка!.. Ой! Ваше величество.. Царь батюшка… простите, не узнала сразу.
  -Алена, да какое я тебе величество? Это ты мое величество. С того дня, как тебя увидел, нет мне покоя. Ты сказала сердце приведет к тебе. Вот оно и привело. Скажи, думала ли обо мне?
  -Каждый день.
  -Аленушка, голуба, зачем ты, купеческая дочка, в крестьянском платье по полю бегаешь? Я все деревни объехал, тебя искал.
  -Мне так удобнее. Пока родители заняты в лавке, я шмыг – шмыг и через заднюю калитку убегаю. А вы, Иван Иваныч, зачем в крестьянской рубахе да в лаптях гуляете?
  -А мне так привольнее. Я же говорил тебе, что это я песни сочиняю, которые все поют. А во дворце моим песням тесно.
  -Ванечка…
  -Аленушка… сладкие губы твои забыть не могу. Были бы мы опять на том лугу, не удержался бы и снова поцеловал.
  -Я бы снова убежала.
Так они смотрели друг на друга, смеялись тихонечко, глаз оторвать не могли.
  -Аленушка, а что ты шьешь, покажи мне. Ты не как та Акуля? «Акуля, Акуля, что шьешь не оттуля?» «Ничего, маменька, я еще пороть буду».
  -Ах так! Смотри же! Нужно ли за мной пороть?
Она развернула шитье. Иван ахнул. Рубашка синяя, а по ней серебряными нитками вышиты цветы луговые, да узоры.
  -Это я младшему братику Петеньке шью рубашку.
  -Да тебе равных в этом деле нет! А сошьешь ли мне рубашку? Я дорого заплачу по царски!
  -Мне не нужны твои деньги. Это будет подарок.
  -Когда же приезжать за подарком?
  -Через неделю. Шить буду день и ночь.
  -Хорошо. Сговорились. Передай родителям, что через неделю я приеду с матушкой царицей. Сватать тебя буду.
На том попрощались. Иван поскакал во дворец, а сам всю дорогу думал, как уговорить его матушку. Едва приехал, слуга доложился.
  -Ваше величество, ваш брат его величество Федор Иваныч на совещанию приглашают.
В кабинете у Федора уже и Степан сидел.
Федор начал:
  -Есть у меня важные новости. Но сначала хочу вас послушать.
  -У меня самая хорошая новость, - начал Степан. – Я такую штуковину построил. Самолетина называется.                .
  -Как это? Неужто ковер-самолет сварганил?
  -Хе-хе! Бери выше. На ковре-самолете сквознячок, а у меня что-то вроде кареты с крыльями. Садись в эту карету и лети.
  -Свистишь, братец. И какая же кобыла понесет свою карету с небеса?
  -Кобылы нет. А секрет есть. Но это моя государственная тайна.
  -А когда полетим?
  -Да хоть завтра. Летит тихо,  не шумит. И в небе ее не видно.
  -Смотри ж, проверим! Если что, уши надерем, - И Федор показал брату здоровенные кулачищи.
  -А у меня две новости, - сказал Иван. Одна интересная, а другая просто замечательная.
  -Давай сначала интересную.
Иван достал дудочку и заиграл. Братья тут же и уснули. Перестал играть – проснулись.
  -Ну, Ванька, - возмутился Федор, - мало тебя батюшка за уши драл в детстве. Так я добавлю.
  -И я добавлю. Вот этой чернильницей сейчас грохну по лбу. – Сказал Степан.
  -Да ну вас. И пошутить нельзя. Вещь хорошая. В хозяйстве пригодится. И спрятал дудочку за пазуху.
  -А вот вторая новость такая. Я женюсь.
Старшие братья переглянулись и рассмеялись.
  -Хоть и сбежал наш Ванечка с бала, а все же какая-то из принцесс, видать, приглянулась. Давай, давай выкладывай, которая из них?
  -Может Амалия? Она самая высокая и стройненькая?
  -А может Кристина? Она лучше всех танцевала. А глазищи у нее зеленые, как у кошки.
  -А Лили. Гм, гм. Вся такая аппетитная, пухленькая. Как сдобная булочка, которую только что вынули из печки.
  -Нет, братья, ошибаетесь. Моя невеста не принцесса. Она дочь купца Данилы Алена. Краше ее девушки нет. Я от нее совсем голову потерял. Помогите мне уговорить матушку. Ей надо через меня межгосударственные связи укреплять, а на мои чувства наплевать. Я, что, кобель, породистый? Я Алену люблю.
  -Ладно,- ответил Федор. С матушкой мы поговорим. Свадьба дело хорошее, но придется ее отложить. Плохи наши дела.
  -Что такое?
 -Идет на нас с востока с войной хан Мордай. Орду собрал многотысячную. Грозится с каждым из нас разобраться отдельно.
  -Но у нас договор еще с его отцом.
  -Тот договор уже не действителен. Ведь теперь у нас три государства.
  -Давайте объединимся и дадим отпор.
  -Хорошее предложение, - ответил Федор. Но, к сожалению, с южного моря плывет на нас султан Тимур. У него десятки мощных кораблей.
  -И этот!
  -Грозит все поджечь и разорить. Нам и сыновьям нашим головы порубить, а матушку нашу, жен и дочерей к себе в гарем забрать наложницами.
  -Не бывать этому! – заорал Степан. У меня пушки во! Сам отливал.
  -Не говори гоп, пока не перепрыгнул.  С запада идет на нас король Карл. Степан с Иваном так рты и открыли.
  -Это что? Сговор?
  -Сами виноваты. Теперь с нами никто не считается. Берегись бед, пока их нет, а пришли – не отвертишься. Но Карла можно остановить, если Иван женится на его дочери.
Иван аж побледнел:
  -Никогда!
  -Тогда, - сказал Федор, давайте завтра осмотрим войска и примем решение, сообща отпор давать будем.
На том и порешили.
С утра поехали в казармы царя Степана. Подъезжают, смотрят, стоит на посту молодой солдат. В рваном обмундировании, сапоги каши просят, под каждым глазом по фингалу, сам невеселый.
  -Кто таков? -  равкнул царь Степан.
  -Солдат Петров!
  -Почто в рванье стоишь? Кто фингалов тебе наставил?
  -Не могу знать, ваши величества.
  -Давно ли ты, братец, в бане был? – поинтересовался царь Иван и брезгливо поморщился.
  -Не могу знать, ваши величества!
Поехали дальше. Смотрят, пушки как попало стоят нечищены. Под ними солдаты пьяные лежат. В конюшне кони не холены, не кормлены ржут. Кругом грязь и вонь.
А тут и сам генерал бежит:
  -Ваше величество, не извольте беспокоиться. Сейчас я с этими скотами разберусь. Живо порядок наведут.
  -Скажи-ка мне, величество Степан, - поинтересовался Федор, - ты генералу денег-то даешь на армию?
  -Каждый месяц подписываю.
  -И где ж те денежки?
Генерал задрожал.
  -Что-то я проголодался, - продолжил Федор. – помнится, когда я еще был мальчишкой, частенько наведывался сюда с царем батюшкой. Люблю кашу солдатскую, не скрою.
  -Не извольте беспокоиться, ваши величества. Приглашаю всех ко мне домой на обед. На уху да на пирог яблочный!
  -Ах ты ж, гад, - заорал царь Степан, а ну на кухню веди, живо!
Пришли на кухню. А там тоже грязь, вонь, мухи.
   -Повар, щи давай!
Повар, весь бледный, принес. Попробовали Федор и Степан и чашки отодвинули. А у Ивана и вовсе в щах мухи.
  -Эти помои у тебя щами называются? Кашу давай!
Кашу только Степан осмелился попробовать.
  -Фу, какая гадость. А ну, генерал, попробуй сам еды солдатской. Да чтоб все съел!
Начал генерал есть, а у самого глаза из орбит лезут.
  -Как мухи? – поинтересовался Иван, - жирненькие?
Выскочил генерал, весь красный, из-за стола и побежал в сортир. А когда  вернулся, царь Степан сорвал с него эполеты и по морде, и по морде! Хрясть! Хрясть!
  -Так-то ты служишь богу, царю и отечеству!
  -Виноват, ваше величество! Дайте срок, исправлюсь!
  -Живо топай во дворец и жди меня там.
А Федор взял чашу с кашей и одел генералу на голову кашей вниз.
  -Чучелом такому генералу на огороде стоять, а не армией командовать!
Потом поехали цари в казармы к царю Ивану. А там тоже самое. Выехали хмурые.
  -А теперича, цари-батюшки, приглашаю вас ко мне на учения в полевые условия, - позвал Федор.
Выехали братья за город в поле. Глядят и ахают. Кони скачут резвые, а кавалеристы на скаку сабельками помахивают, чучелам головы рубят. Пушки палят, точно в цель попадают. Каждый при деле, всяк свое место знает. Солдатики бегают все довольные, глаза блестят от радости, что сразу трех царей видят.
А вот и котлы дымятся. Принесли на траву. Повар щи тащит. Попробовали. Вкуснотища! Жирные, наваристые с мясом. Каша – объеденье! Только ложки стучат у Иванычей. На третье чай из трав с медом. Тут и корзины стоят с летними яблоками, зеленью, луком, чесноком. Бери сколько хочешь. Закусили яблоками.
  -Что скажите, ваше величество? – поинтересовался генерал у царя Федора.
  -Хорошо служишь богу, царю и Отечеству. Молодец! Повышу-ка я тебе жалованье и премию выдам за хорошо проведенные учения. И еще денег отвалю на новые хоромы.
  -Рад стараться, ваше величество!
  -А теперь едем во дворец на совещание, скоро будет у тебя случай орден заработать.
Как только братья вошли в кабинет, Степан сказал:
  -Прости ты меня, Федор. Неправ я был тогда, когда раздела государства затребовал. И Ивана взбаламутил. Отдаю тебе треть государства. Правь как надо.
  -И ты прости меня, Федор, - продолжил Иван. У меня от этой царской должности одни неприятности. Нужен мне этот трон, как корове лапти! Давай бумагу подпишу.
  -Ладно, братья, кто старое помянет, тому глаз вон.
Оформили бумагу, печать поставили. Затем позвали генералов. Своего генерала царь Федор на почетное место усадил, а на двух других смотрит свирепо, бумагой у них перед носом помахивает.
  -Видали? Нет теперь трех государств, а есть только одно. И царь один – я! Нет теперь трех генералов, а есть один. А с вами разговор короткий. За грабеж казны и развал армии велю вас казнить. А семейки ваши в темницу!
Упали генералы на колени.
  -Смилуйтесь, ваше величество! Жены и дети не виноваты.
  -Не виноваты, говорите? Разве не ваши жены и дочки все модные лавки объезжают и скупают все самое дорогое? А сыночки по кабакам шляются, в карты тыщи проигрывают?
  -Они не знали что деньги казенные. Милости просим царской.
  -Милости просите? Будет вам милость. Даю три дня сроку. Вернете все, что украли из казны – головы рубить не стану. А отправлю вас в темницу на десять лет.  Другим наука. Сыновей в солдаты на пять лет. Жен и дочек в деревню на свежее молочко. И не вздумайте бежать. За вами будут приглядывать.
  -Благодарим вас, ваше величество, за милость вашу великую.
  -Пошли вон, ворюги!
Генералы моментально исчезли.
После чего царь Федор провел секретное совещание.
Через неделю к дому купца Данилы подъехала карета с царицей и царевичем Иваном на коне. А там уже гостей дорогих ждут. Хозяин усадил царицу на почетное место. А Иван начал подарки раздавать. Самому Даниле подарил своего коня резвого, его супружнице шаль дорогую. Младшему сынишке Петеньке ружье дорогое от лучшего мастера.
  -А где же сама Алена? Готов ли обещанный подарок?
Позвали Алену. Пришла Алена и зарделась от смущения. Поклонилась царице матушке:
  -Рады видеть вас в нашем доме, государыня матушка.
Поклонилась Ивану:
  -Рады видеть вас, в нашем доме, ваше высочество.
  -Мне не терпится увидеть подарок, Алена.
Девушка развернула подарок и все ахнули. Рубашка алая, а по ней птицы золотом шиты и всякие узоры и цветы.
  -Никогда еще у меня не было такого подарка! Такую рубашку только на свадьбу одеть, - сказал ей Иван.
Матушка встала, обняла Алену и поцеловала ее.
  -Вижу не зря ты полюбилась моему сыну. А я его чуть на принцессе не женила. Но он на отрез отказался. Все разговоры об Алене и только о ней.
Она повернулась к родителям.
  -Хорошую дочку вы вырастили. Красавица, умница и руки золотые. Отдадите ли ее за моего сына царевича Ивана? Отпустите  ее ли жить во дворец?
  -За счастье посчитаем, ваше величество. Но что скажет сама Алена? – ответил купец Данила.
Забилось сердце от волнения у Алены, посмотрела она на Ивана, повернулась и чуть в покои не убежала. А тот ей дорогу перегородил смеясь и за руки взял.
  -Ты почему от меня всегда убегаешь? От меня далеко не убежишь, красавица. Отвечай, пойдешь ли замуж за меня? Люб ли я тебе? Ведь я тебя очень люблю, Аленушка, но насильно брать из родительского дома не буду.
  -Люб, Ванечка, очень люб. С любовью делала подарок тебе. Я согласна.
  -Тогда и ты прими подарок от меня. – И он одел ей на палец золотое кольцо с бриллиантом. А потом поцеловал в губы.
  -Теперь ты моя невеста.
Поклонился он родителям. Поблагодарил за хорошую дочь и за согласие на свадьбу.
  -Вот только свадьбу придется отложить. Сразу три неприятеля с трех сторон пошли на нас с войной. Перед лицом опасности мы с братьями объединились и отдали трон старшему брату Федору. Сегодня ночью я выхожу в поход. Никто не будет знать где я и что делаю. Вернусь с победой, обещаю.
  -А пришлешь ли весточку, Ванечка? – спросила Алена.
  -Пришлю голубя с голубой ленточкой на лапке вперед себя. Значит победа.
  -А если нет?..
  -Другого не будет.
  -Я тоже завтра ухожу в поход с царем нашим Федором Иванычем – сказал Данила. – Буду  при его штабе.
  -Батюшка, и меня в поход возьмите! У меня уже и ружье есть, - закричал Петенька.
  -А ну, кто тут в поход собрался? – И Иван поднял малыша вместе с ружьем.                -Не тяжеловато ли ружье – то?
  -Не…
- Ты вот, что, братец. Подарок пока мой припрячь подальше, а сам больше на кашу нажимай.
Попрощались царица и царевич со всеми и уехали.
Ночью царевич Иван выехал с небольшим отрядом из столицы. Все они были переодеты в крестьянское платье. Никто не заметил их отъезда. Путь их был на запад навстречу королю Карлу.
А ранним утром царевич Степан открыл большие ворота своей мастерской и велел выкатить оттуда  самолетину – странное сооружение, напоминающее карету, но с крыльями и с хвостом. С ним в самолетину сели два человека. Он на что-то нажал, самолетина разогналась и бесшумно взлетела в небо. Через минуту сооружение стало незаметным. Степан держал путь на юг, где по морю к русской земле плыл на кораблях султан Тимур.
А еще через два часа вся армия царя Федора отправилась на восток навстречу хану Мордаю, самому большому врагу.
Первым долетел до неприятеля на самолетине Степан. Опустившись пониже и убедившись, что это действительно корабли султана, он отдал приказ помощникам:
  -Наши «подарочки» султану!
Вся самолетина была загружена корзинами со взрывчатым веществом- последним изобретением Степана. Помощники дружно заработали. Корзины полетели вниз и засвистели.
  -Фью-у-у… Фью-у-у…
На кораблях и рядом с ними стали раздаваться взрывы. Корабли начали загораться и тонуть. Султан сначала ничего не понял, но потом догадался, что это какое-то новое изобретение Степана и велел стрелять из пушек напропалую в небо. Последние корабли, которым еще не досталось «подарков» стали разворачиваться и уплывать.
Самолетину тряхнуло.
  -Выбрасывайте скорей остальное, а то взорвемся, - крикнул Степан, - зацепило одно крыло.
Он развернул самолетину и полетел в сторону берега. А последние две корзины удачно «приземлились» на корабль султану. Конец султану.
  -Отправьте голубя с голубой ленточкой к матушке, - распорядился Степан    Виктория!
Берег еще далеко, самолетину трясет и она опускается все ниже и ниже.
  -Что делать будем? – завопили подручные. – Молиться ли богу?
  -Ни к спеху, ответил Степан.
Самолетина тяжело плюхнулась на воду, но не утонула, а медленно поплыла к берегу.
  -Вот те на, - подивились подручные, - была самолетина, стала лодка.
Худо ли бедно, долго ли коротко, но добрались они до берега. По пути успели рыбы наловить. Степан взялся за ремонт, помощники за уху.
Тем временем Иван подбирался к западной границе. Пробирались маленькими группами лесными тропами. Народ бывалый. Встретились в условном месте у небольшой речки и спрятались в кустах.
Вот и армия чванливого короля Карла. Перебрались через речку и стали на постой. Иван вышел из кустов и направился в их сторону. Король увидел его и сказал переводчику:
  -Позови этого пастушка.
  -Эй пастух! Иди сюда. Ты чего здесь ходишь?
  -Корова потерялась.
  -Ты мне пригодишься. Дорогу будешь показывать. Откажешься, голову отрублю.
  -Да я его знаю! – Раздался чей-то голос, - Это же сам царь Иван пожаловал. Хватайте его!
Иван повернулся и узнал одного из купцов, того самого Охмуряйса, что подсовывал ему бумагу с арендой на девяносто девять лет.
Солдаты подскочили, но Иван оттолкнул их, быстро достал дудочку и заиграл. Тут же все солдаты генералы и сам король начали засыпать.
Тут выбрались из кустов люди Ивана. Уши у них ватой заткнуты. Дудочку не слышат. Они принялись всех связывать. Лошадей, обозы отогнали, пушки утопили, ружья собрали.
Долго играл Иван, устал, не заметил, как сильно нажал на дудочку. Она и сломалась. Тут король и все остальные проснулись.
  -Эй, Иван, отпусти с миром!
  -Не выйдет, беру вас всех в плен.
Кое-кого не упели связать. Кинулись они на Ивана и его солдат. Но он крепких парней себе набрал. Заработали дубинками и связали их. Никто и не заметил, что купец Охмуряйс сумел развязаться. И было у него другое ружье припрятано. Он его достал и прицелился в Ивана.
  -Эй, отпустите короля, меня и всех не то…
Но закончить свою речь он не успел, т.к. получил удар по голове. Ружье выстрелило. Пуля попала в короля. Король упал. Иван подошел, потрогал его и мрачно сказал:
  -Ну что ж, как говорится: «Король умер. Да здравствует король!».  Развяжите пару солдат. Пусть похоронят его. А потом дайте им лошадей. Пусть скачут домой и расскажут о гибели своего Карла и о поражении.
Первым в столицу вернулся на самолетине Степан и стал готовиться к новому походу. Затем вернулся Иван.
  -Матушка, была ли весточка от царя, брата нашего Федора?
  -Нет, Ванечка. Душа моя изболелась. Ведь у хана Мордая страшная сила. Наконец прилетел голубь с красной ленточкой на лапке и с запиской: «У Мордая силы втрое больше. Помогите».
  -Моя самолетина почти готова. Завтра можно лететь.
  -А у меня дудочка никак не получается. – огорчился Иван. Сейчас снова пойду на речку.
Долго в тот день резал камышинки Иван. Нет, никак не получается дудочка. Нарезал целую гору. Осталась последняя камышинка. Срезал ее, сделал дудочку, заиграл. Слуга, что был с ним и уснул. Ну наконец-то! Не зря старался.
С утра Степан опять нагрузил свою самолетину корзинами со взрывчаткой. А тут лекарь идет с помощниками. Несет всякие банки с мазями и элексирами. Что важней? Решили часть взрывчатки оставить, взять лекарства.
  -Ты полетишь с нами, - сказал лекарю Степан. – брат может помирает. Помощь нужна.
А тут бежит Алена:
  -Стойте! Возьмите меня с собой!
  -С ума сошла, - сказал Иван. – Кыш отсюда, не то отшлепаю! Там кровь, там бой. Там женщине делать нечего.
  -А кто узнает, что я женщина? – ответила Алена. Сбросила с себя накидку и оказалась в мужском костюме. Косу убрала под картуз.
  -Где же я этого пастушка видел? – удивился Иван и почесал в затылке.
  -Я вижу тебе с твоей будущей женой скучать не придется – хохотнул Степан.
  -Возьми меня с собой, Ванечкой. Там батюшка мой Данила. Вдруг кровью истекает. Я сон плохой видела.
  -Неплохая идея, - отозвался лекарь. – я тут один элексир придумал. Мертвого поднимет. Но не успел доделать. А Алене я все объясню. Да там есть и другие лекари, которые все знают.
Взяли с собой Алену.
  Долго ли коротко ли летели, видят поле боя. Да не равные силы у противников. У хана Мордая войска и пушек раза в три больше. Храбро сражаются богатыри царя Федора, но силы уже оставляют их. У Федора больше не видать резервных сил. А у Мордая тыща на конях. Ждут приказа.
Стал Иван хватать корзинки со взрывчаткой и хлоп вниз. Алена ему помогает. Был резерв, нет резерва.
А где же сам царь Федор? Спустились пониже и увидели как выскочили из засады бусурмане, схватили истекающих кровью царя Федора, купца Данилу и генерала. Связали их, бросили на телегу и понеслись лошади в сторону реки к мосту. А за мостом лес. Ищи их!
Изловчился Иван и бросил последнюю корзину на мост. Раздался взрыв. Лошади стали. Степан посадил свою самолетину неподалеку за кустами. Иван заиграл на дудочке и всех  врагов усыпил. Пока Степан их связывал, Алена к раненым кинулась, давай им раны обрабатывать. Генерал был легко ранен, он сразу очнулся и разобрался в обстановке. Степан объяснил все что сверху видел.
  -Есть у меня последний резерв в той рощице.
  -Вот так. А мы и не заметили.
  -Значит хорошо спрятал. Но не успел отдать приказ.
Иван ускакал за резервом.
А царь Федор и Данила от бальзамов и элексиров только взохнули, но в себя не пришли.
  -Степан Иваныч, полетели скорей обратно. Лекарь должно быть уже сделал свой волшебный элексир. А я в пути буду ухаживать за ними, чтобы не умерли.
Выгрузили они лекарства, передали одному их лекарей, которого успел прислать Иван и улетели.
Выскочил из рощицы засидевшийся резерв и в последний бой. А вот и хан Мордай.
  -Выходи, Мордай, на честный бой!
  -Это ты, Иван! Неужели король Карл не убил тебя?
  -В земле сырой твой Карл, а Тимур на дне морском рыб кормит. А я один за трех братьев постою.
  -Не ожидал я что вы объединитесь.
  -Так получи же! -  и ударил хана. Но тот увернулся. И ударил сам. Но Иван отскочил. Долго длился их бой. Но хан устал раньше, его удары ослабели и он упал с коня. Иван метнул свой кинжал прямо ему в грудь и пробил кольчугу.
Увидев гибель хана, остатки бусурман развернули коней и ринулись к мосту, который, они не знали, уже был разрушен. А генерал устроил им тут достойную «встречу».
Иван велел отпустить голубя с голубой ленточкой на лапке. Неси радостную весть. Виктория!
Дзинь! Дзинь! Дзинь! Звонят колокола. Две радости у народа. Победили врагов поганых. И царевич Иван женится на Алене. А перед свадьбой царь Федор указ объявил. Брата Степана назначил министром по труду, а брата Ивана министром культуры и образования.
  -Это дело по мне, - обрадовался Степан. – строить заводы, мосты, дороги. Мастеровым людям помогать. Спасибо тебе, Федор.
  -И мне мое дело по душе, - сказал Иван. Буду школы да университеты открывать. Таланты отыскивать. Газету свою печатать буду. Спасибо тебе, Федор.
Столы ломятся. Девки, парни хороводы водят. Ребятишки с пряниками у всех под ногами путаются. Весела свадьба на Руси.
Я и в том царстве побывала, на карете проезжала. Народ там веселый да румяный, в будни работящий, в праздник пьяный. Всяк свое дело исполняет, другому не мешает. Царь Федор правит, народ его славит. И я на свадьбе плясала, мед с пивом пивала. Съела сладкий леденец, тут и сказочки конец.
Кто развесил свои уши, тот кто сказку мою слушал, приходите во дворец, дам вам сладкий леденец.   

 
                Рисунок Евгения Смирнова.


Рецензии