Дорога длинною в жизнь

Чрезвычайно логично устроено человеческое сознание. Как правило, каждый человек начинает запоминать события своей жизни только с возраста 4-5 лет, а всё что было до этого момента времени остается только в памяти наших родителей, да на желтеющих со временем фотоснимках.
Стоит ли говорить, что на каждом этапе своего развития, человек видит в окружающем его мире только те события, которые ему интересны, и которые ему понятны. Наверное, каждый из нас помнит свое беззаботное детство, когда мы дружно бегали по дворовым лужам, качались на качелях и представляли, какими мы будем взрослыми людьми.
К сожалению, жизнь, словно курьерский поезд, постоянно несется вперед, увеличивая на каждом перегоне свою скорость и сокращая остановки. Поэтому мало, кто из нас может по прошествии времени оглянуться назад, вспомнить свое детство, своих дворовых друзей, свои мечты о взрослой жизни, а самое главное – сделать выводы, понять чего он добился в этой жизни, и остался ли верен своим незабвенным детским мечтам.
Павлик уже и не помнит, когда впервые к нему пришла мечта связать свою жизнь с железной дорогой. Наверное, это было в самом далеком детстве, когда родители впервые повезли Павлика на летний отдых на поезде. Видимо именно в тот момент Павлик впитал в себя романтику ритмичного перестука вагонных колес, гула проносящихся мимо встречных поездов, прорывающегося в вагонное окно сквознячка, развевающего духоту перенаселенного пассажирами вагона.
Именно с того момента времени Павлик стал с нетерпением ждать очередного лета и очередной поездки с родителями на отдых на поезде. В этих долгожданных летних поездках Павлика больше всего манил именно сам процесс поездки на поезде, нежели сами прелести летнего отдыха.
После каждой летней поездки Павлик ещё целый год вспоминал красоты проплывающих за вагонным окном незнакомых городов, голос дикторов из динамиков на вокзальных перронах, вкусный чай из вагонного титана, и слегка жестковатые плацкартные полки.
Стоит ли говорить, что после окончания школы Павлик просто не мог не попробовать себя в поприще на стальных магистралях. Поэтому, минуя всякие раздумья, Павлик отнес свой только что полученный аттестат в ПТУ железнодорожного транспорта, в котором учили на столь заветную профессию проводника пассажирских вагонов.
Имея за плечами 11 классов школьного образования, Павлику оставалось пройти всего лишь годичное обучение в этом учебном заведении, дождаться столь заветного совершеннолетия,  и можно было отправляться в свой путь по бесконечным стальным магистралям его бескрайней Родины.
Наверное каждый из нас запоминает свой первый рабочий день. Вот и Павлик помнит, как ещё восемнадцатилетним юнцом он пришёл в ранжирный парк вагонного депо «Горький – Московский», с трепетом разглядывал бесконечные длиннющие пассажирские составы, пробираясь в самый дальний, как тогда ему показалось, уголок ранжнирного парка к своему составу поезда Нижний Новгород – Адлер.
Павлик до сих пор помнит, с каким трепетом он вглядывался своими, ещё мальчишечьими глазами, в брутальные вереницы вагонов, горы каменного угля, снующих по депо проводников. Сама атмосфера железнодорожной жизни казалась Павлику тогда манящей и загадочной.
Наверное, каждый юнец, приходящий на железную дорогу в поисках дорожной романтики, испытывает подобные чувства. Тем временем, большинство из них напрочь забывают, что работа проводника заключается не столько в бесконечных разъездах по новым местам, это скорее следствие, чем само явление, а, по большей части, в обслуживании пассажиров, уборке и заправке вагона и постоянном недосыпании. Однако Павлик ещё в своих мальчишечьих мечтах отчетливо представлял себе не только романтику встреч с новыми местами, но и все тяготы железнодорожного быта,  поэтому он с завидной легкостью влился в железнодорожный быт.
Когда человек надевает на себя форму проводника пассажирского вагона и ступает в вагон, для него перестают существовать понятия времени, расстояния, времен года. Он словно пускается в бесконечный бег по кругу – от начальной станции до конечной и обратно. Проводник привыкает довольствоваться несколькими часами на ночной сон, пока поезд проходит длинные перегоны, успевать за день несколько раз убрать вагон, встретить и проводить пассажиров, приготовить себе еду, и даже принять душ в служебном вагоне.
Вот и наш герой провел на стальной магистрали десять лет своей жизни. За это время его поезд постоянно шёл вперед; менялись только направления. Адлер, Санкт-Петербург, Москва, Екатеринбург и Киров – где только не побывал наш герой за это время!
Уже забылось, как в самом начале своего трудового пути на железной дороге, Павлик, воспользовавшись тем, что является работником железной дороги, поступил на заочное отделение в железнодорожный техникум и получил среднее профессиональное образование.
Надо сказать, что железнодорожники, как впрочем и весь рабочий народ, это люди, которые крайне не любят учиться, даже когда для этого открываются все возможности. В то же время, железнодорожное начальство весьма заинтересовано в том, чтобы наполнить ведомственные учебные заведения людьми из собственной артели, способствовать тем самым, повышению квалификации рабочих своего ведомства. Будучи достаточно ответственным юношей, Павлик с радостью откликнулся на предложение руководства пойти на заочное обучение в ведомственный техникум. В последствии Павлик не раз убедился в правильности своего поступка.
Извечной проблемой начальства вагонного депо во все времена была проблема излишней текучки кадров проводников, поэтому в вагонном депо всегда были рады таким ответственным людям как Павлик. К тому времени, когда Павлик закончил железнодорожный техникум, руководство вагонного депо сразу же предложило ему возглавить одну из поездных бригад, благодаря чему Павлик отправился в новый трудовой путь в качестве линейного начальника поезда сообщением Нижний Новгород – Москва.
За гулом железнодорожных перегонов, шумом вокзалов, постоянно меняющимися пейзажами за окном, наш герой и не заметил, как прошли эти десять лет его жизни, как из некогда пришедшего на железную дорогу мальчика Павлика он превратился в матерого бригадира поездной бригады Павла Валерьевича, который, по-прежнему, смущаясь своего отчества, предоставлялся всем просто Павел.
Наверное нельзя однозначно сказать, почему именно этот, казалось бы ничем не примечательный вечер, расположил нашего героя к ностальгическим воспоминаниям о прожитых днях.
Поезд нашего героя стоял на главной платформе Московского вокзала Нижнего Новгорода, выжидая последние минуты перед своей отправкой. За окном служебного купе вечную суету железнодорожного вокзала заволокла мирная мгла осенней ночи, а в самом стекле вагонного окна, словно в зеркале, отражалось лицо нашего героя.
Почему-то именно в этот момент, вглядываясь в свое отражение в вагонном окне, впервые за последние десять лет, увидел там не влюбленного в железную дорогу юнца, а уже матерого железнодорожника.
Вместо воодушевленного юноши на Павла в оконное отражение смотрел уверенный в себе мужчина, бригадир, который держал в строгости всю поездную бригаду, слова которого воспринимались проводниками как неукоснительное руководство к действию.
Начавшиеся размышления Павла были прерваны приблизившимся временем отправления поезда.
Павел привычным движением руки включил микрофон поездной ретрансляционной сети и приятным бархатным голосом начал объявлять:
- Добрый вечер, дорогие пассажиры! Поездная бригада рада приветствовать вас на борту скорого фирменного поезда сообщением Нижний Новгород – Москва. В пути следования вас будет обслуживать поездная бригада Горьковской дирекции по обслуживанию пассажиров дальнего следования. Со всеми возникающими вопросами вы можете обращаться к проводнику своего вагона, либо к линейному начальнику поезда, который находится в штабном вагоне. Время в пути следования составит шесть часов. Счастливого вам пути!
Завершив приветствие пассажиров, Павел выключил ретрансляционную поездную сеть и покинул своё служебное купе, отправившись обходить состав в начале рейса. Казалось, что в этом составе Павлу был знаком каждый уголок, каждый тамбур, каждый закуток в этом поезде. Да чего там состав, вся железнодорожная магистраль от Нижнего Новгорода до Москвы была хорошо знакома Павлу. За десятилетие, отработанное на железной дороге, Павел успел изучить каждый перегон, каждый поворот на этой магистрали. Однако, несмотря на это, не потерял интереса к дорожной жизни. Ему было сложно представить себя вне вагона, заснуть без стука колес, да и просто смотреть на статичный пейзаж за домашним окном. Дорога по прежнему манила Павла во все новые и новые горизонты.
Волею судьбы именно в этот раз, обходя состав, Павел обратил внимание, что по составу шёл уже не юнец, а матерый, видавший виды железнодорожник. Более того, проходя по составу, Павел в лицах своих проводников узнавал своё далекое юношество, замечал с каким трепетным волнением в глазах они смотрели на своего бригадира.
Заметив это, Павел невольно поймал себя на мысле о том, что железная дорога стала дорогой его жизни. Когда-то, в далеком детстве, будучи босоногим мальчишкой, он с завистью заглядывался на проносящиеся мимо него поезда. Несколько позднее, еще молодым юнцом, он пришел в качестве проводника в свой первый плацкартный вагон, с которого начиналась его трудовая железная дорога. И вот сейчас по составу шагал уже матерый железнодорожник, настоящий профессионал своего дела, человек, от которого у железной дороги не было секретов.
Таким образом, железная дорога для Павла стала дорогой его жизни. В отличие от многих мальчишек и девчонок, он сохранил свою детскую мечту, покорил железную магистраль и, несмотря на минувшие года, по-прежнему сохранил у себя в душе любовь и трепет к железной дороге.


Рецензии