Мои эстонцы

   В Эстонии, мы, русские, с иронией называем эстонцев «титульной нацией». Как-то стал я припоминать мои контакты с этим народом и вот что получилось.
  Прожил в Эстонии более 30 лет. Учить  эстонский язык попыток не предпринимал. Просто потому, что попал в эту страну уже взрослым, когда круг интересов сложился и жалко было тратить время на то, что в мои интересы не входило.
Первая знакомая эстонка Анна, сдавала нам с женой квартиру. Веселая объемная женщина, любящая сразу двоих мужчин. Утром приходил друг Вахур, а вечером – муж Ян. С обоими она любила выпить и побалагурить. Мужчины иногда устраивали сцены ревности и, даже, ссорились между собой. Но, так, без рукоприкладства.
Когда возникла необходимость продавать квартиру, то Анна нас не выселяла до тех пор, пока сама не нашла нам жилье, помогла с пропиской и определила в общежитие.
Затем я столкнулся с эстонцем по фамилии Уйк. Он был  "шишкой" в «Интуристе». На общем собрании каких-то уродов, говорящих на моем родном, русском языке, мне отказали в работе: «У нас перебор переводчиков с такими языками. Вы нам не нужны.» Однако, Уйк догнал меня на выходе из здания и сказал: «Они вас обманули. Нам необходим такой переводчик, хотя бы на лето. У вас нет никаких проблем с биографией и документами, но, имея два высших образования, вы работаете подсобным рабочим. Они сомневаются в вашей лояльности по отношению к советской власти.»
Пришлось мне год горбатиться на работе по первой профессии, да еще и кандидатом в члены компартии стать. Позднее удалось мягко избежать вступления в эту грязную организацию.
На новой работе в отделении «Интуриста» эстонцами были почти все. И, тут, произошло то, после чего я никогда не искал работы в «русских» организациях. Я попросил свободное время после обеда и моя непосредственная начальница Майя пообещала мне его предоставить. Спустя месяц, в назначенный день я пришел на работу и обнаружил программу согласно которой, мне нужно было работать до позднего вечера. Увидев разочарование на моем лице Майя стала лихорабочно что-то припоминать, и ... :
- Ты, кажется, просил свободный день?
- Ничего страшного, Майя, отработаю, -ответил я.
- Нет, у нас так на принято. Делай свои дела, я виновата, я сама за тебя и отработаю. –  Действительно, в этот день моя руководитель выполнила мою работу.
Вскоре я занялся запрещенным в СССР видом спорта – каратэ. Тренером был Прит Кельдер, известный в студенческих кругах преподаватель Государства и Права, Религии и Атеизма. Лекции по праву он начинал словами, «прав у вас никаких нет», а на лекции по атеизму приходил с большим крестом на шее. Тренировались мы на территории гаражей Совета министров. Специальный пропуск в эту запретную зону выдавался всем, не зависимо от знания языка, национальности и вероисповедания.
Из того далекого советского времени еще вспоминается как я проводил экскурсию для гостей Эстонского Правительства. Это были эстонцы и литовцы. Ехали в душном микроавтобусе, я сидел рядом с водителем и был, что называется, с боооольшого бодуна. Поэтому при резком торможении, вывалился из автобуса на остановке перед светофором. Выскочили мои высокопоставленные туристы и посоветовали идти домой попить чай с коньячом и поспать. Никаких жалоб. На работе об этом и до сих пор не знают. А, вот, к российской группе я опоздал 1 января после новогодней ночи, всего на 10 минут, так они написали жалобу за опоздание. 
 Но вот, пришла пора «борьбы» за независимость. Эстонцы одевались в национальные одежды. Перед зданием Правительства на Тоомпеа развивались разные флаги. Но больше всего флагов было русских. И приехавшие с этими флагами функциорнеры российских политических партий в один голос требовали независимости Эстонии. Да, да, именно русские из России требовали отделения Эстонской республики. А спустя некоторое время после признания эстонской государственности, один из российских политиков паясничал: «Граждан Эстонии – расстреляем, тех, кто без гражданства – в Сибирь, ну, а кто принял гражданство России, с теми серьезно поговорим и возможно будем работать.»
Пришли «лихие 90-е, у меня появились первые автомобили. Более успешные знакомые просто отдавали мне свои старые лады и форды. Они все врмя ломались и приходилось просить помощи у автомобилистов, «прикурить» , завести мотор с помощью буксировки,  и т.п. Никогда ни один эстонец не отказал. Не сказал, что у него «сцепление барахлит» или у него «нет времени». Ни в советское время ни в постсоветское мне не приходилось встречать таксиста эстонца – банковщика. А сколько их, нахальных рож крутилось возле порта и туристических гостинц! Ни женщиу с ребенком, ни старика, ни инвалида в машину не пустят. Только жирного пьяного фина и повезут. Патриоты! Ленточки российские боевые в машинах вывешивают.
Никогда, я не видел эстонца торгующего боевыми наградами. Это бизнес моих соотечественников, «патриотов».
Конечно, можно покопаться в памяти и найти что-то негативное и об эстонцах, но, как правило, это будет связано с политикой и СМИ. Только политика – это же грязь, которую нам, простым обывателим, навязывают. Например, перенос памятника  советскому солдату можно было сделать за полчаса и без проблем. Но, раскручивали события в течении двух лет. В конечном итоге, я заплатил большой штраф, защищал памятник, знакомому эстонцу перебили ноги, он посмотреть пришел. А русскоязычных  бизнесменов торгующих с Россией, за полгода предупредили, чтоб не совались, мол там давно все решено. Политика, курат!
Эстония так незначительна, что переходит "из рук в руки", но для людей вне правительства и большого бизнеса - это не имеет никакого значения. А таких - большинство.    


Рецензии