Разбитые тарелки

Мужчина, низенький, прямой, со строго-достойным взглядом, в простом сером костюме, под галстуком, брал с прилавка раздаточной тарелку с первым блюдом. Здесь же на прилавке стояли две тарелки чистые, составленные одна в одну. Мужчина нечаянно зацепил их. Тарелки упали на пол и разбились.
Девушка, работавшая за прилавком, охнула. В очереди закрутили головами.
- Ай, ай, ай, что наделал…- сказал с огорчением, но не очень чтобы смутившись, мужчина. – Вдребезги! А? Ай, ай… Вот слон в посудной лавке, а?... Повернулся…
- Слон… Слон… - проворчала девушка.- Конечно, слон… Осторожней надо…
- Правильно, милая, правильно, осторожней… Я же ничего не говорю… Виноват… Ну, раз так, то… Я скажу вам, не из тех, которые… Если желаете, я вам могу возместить убыток. Заплатить, значит.
- Платить?... Я не знаю…
- Знаете, не знаете, а компенсировать всё же надо. Во всём должен быть порядок. Раз кто-то где-то что-то там сдвинул, испортил – что же, поправляй дела, так я понимаю. Это моральная норма, закон. И если это человек пристойный, то он сам с себя и спросит, пошевелит немного свой кошелёк… Сколько с меня?
- Может… не надо… И так как-нибудь…
- Дорогая моя: вы ещё молодая; не привыкайте ко всему относиться безразлично, избегать обязательств… Учитесь от людей… Другой вот разбил бы эти тарелки и был бы рад от них откреститься. А я не могу. Просто вот не могу. Уважения ещё, слава богу, к себе не потерял. Мелочным, жадным быть? Ну, зачем же… Впрочем, я потом к вам…
Поев, мужчина вернулся к прилавку.
- Так сколько, милая, с меня?
- Ой, ну что вы… Вы же это случайно…
- Снова она своё… Нет, я смотрю, вы не можете… Позовите мне, пожалуйста, заведующего… или заведующую, кто там у вас… вашей столовой.
Пришла вскорости заведующая, пухлая женщина с любопытствующими доброжелательными глазами.
- Добрый день. Что у вас?..
- Добрый день. Здесь некоторые убытки нанёс вашему хозяйству, так хочу компенсировать… Две тарелки разбил. Сколько с меня за их?
Заведующая немного подумала.
- Что ж, разбили так разбили. Плохо, конечно… Но ничего, обойдётся. В другой раз всё же будьте внимательнее.
- Так вы не хотите с меня денег брать?.. Как хотите, а я так не согласен. Я ещё, знаете, себя немного уважаю. Совесть не потерял, как многие. Я вам заплачу.
- Мы же вас не заставляем… Ну, разбили… Без боя у нас не бывает, бой у нас списывается, так что…
- Нет, нет, давайте, пожалуйста, оформим по этому случаю акт – что я разбил и оплатил,- а вы потом эти деньги и причислите куда следует. Меньше вам издержек будет. Я же работал когда-то кладовщиком, знаю… Всегда нужно делать честно. Не надо никогда хитрить. Ко всему относись  со вниманием, аккуратностью, и все мы тогда только выиграем. Лучше будем жить. Совесть – вот о чём мы всегда должны помнить.
Заведующая удивлённо глянула на него.
- Если желаете… пожалуйста… что же…
Вместо девушки к прилавку поставила она другую работницу. Втроём они пришли в кабинет, сели к письменному столу. Заведующая взяла три листа печатной бумаги и переложила их листами бумаги копировальной.
- Вот-вот, именно,- сказал мужчина.- В нескольких экземплярах. Так будет надёжней… А денег мне не жалко.  Не в них же сущность. Главное в том, чтобы везде порядок соблюдать. А если человек сам себя в порядке держит, то он и повсюду будет норму сохранять. Потому что не может он иначе. Натура! Естество! Такое уже у него естество! Ко всему есть дело. За всё ноет душа.
С вытянутым, недоуменным лицом заведующая карандашом быстро набросала акт. Все трое внизу подписались.
- Ну вот, один документик мне, два вам, - сказал мужчина, поднявшись с места.- Сохраню. Пусть будет на память… Ко всему вокруг человек должен иметь свою долю ответственности. Взять хотя бы эти тарелки. Другой бы уже начал там, знаете, ловчить, вилять, лишь бы только не заплатить за них. Или вообще убежал бы. А ты отдай лучше деньги, победней на несколько там рублей или копеек, но зато же внутри ты почувствуешь себя богаче… Правда?.. Какие-то приобретения в душе появятся… Новые, хорошие… Правда же?..
- Ммм… это так…- пробормотала заведующая. – Это вы… правильно… Спасибо…
- Не за что,- просто сказал мужчина и отошёл к двери. – Я же это не по какому-то принуждению делаю, или из выгоды, а привык так, не умею иначе. Может, и тяжко вот так жить, с заинтересованностью ко всему относиться, но зато иногда думаешь: а всё же ты молодец, молодец, не теряешь достоинства, во всё вкладываешь душу, нервы, время своё драгоценное… И всё надо скромно, спокойно, как-будто делаешь обычное дело… Хотя, безусловно, оно так и есть… Всё это будни… Обычные будни… Ну, до свидания. Желаю вам выполнять производственный план.
Мужчина вышел.
Обе женщины провели его глазами, затем уставились одна на одну, открыли рты, замерли… и…
- Птьфу!! – воскликнула заведующая.

                Авторский перевод с белорусского


Рецензии