Свежий анекдот

Выходит на сцену Первый. Немного позже – Второй.

Второй (радостно). О, кого я вижу… Привет!
Первый (усмехается). Приветствую.
Второй (подаёт руку). Давненько, давненько... Куда идёшь?
Первый. А вот, просто гуляю.
Второй. Гуляю?.. Все люди работают, а ты… Что, с работы, может, уволился?
Первый. Да нет, всё там же, инженером… Отпуск у меня, дома сидел, а теперь вышел прогуляться, выхлопных газов вдохнуть.
Второй. Ха-ха-ха!.. Переведу и я дыхание. Фу-у!.. А то совсем уже запарился. Спектакль к премьере
готовят, так все нервничают, бегают, дёргают меня туда-сюда каждую минуту…
Первый. Ты всё там же, в драмтеатре?
Второй. Помощником режиссёра, ну… Кстати… ха-ха-ха!.. есть свеженький анекдот. В театре нашем недавно получился… Ха-ха!.. Рассказать?
Первый. Конечно. Расскажи.
Второй (сладенько прищуривается). Сказочка у нас в репертуаре есть, детская, про зверей. Ну, там зайцы, волки, ёжики, лисицы… И заболел артист, исполняющий роль ежа. Надо было на эту роль другого вводить. Назначили одного молодого; недавно у нас, из института театрального прислали. Но он ни в какую! Отказывается, возмущается. Мол, это лишь бы что, а не роль. «Я артист! – кричит. – Давайте мне серьёзные роли, которые развивали бы меня, совершенствовали мои профессиональные навыки, двигали вперёд, на сцене учили жить! А этих ёжиков я играть не буду! Это насмешка, а не роль! Я артист, а не ёжик!»
Первый. Так и кричал? (Смеётся.) Ну-ну. Забавно, забавно.
Второй. Правда забавно? Выдаст же такое! Ха-ха! (Потирает руки.) «Я артист! Я должен серьёзные роли играть, которые бы меня реализовывали, совершенствовали, а не этих ёжиков!.. Я артист, а не ёжик!»
Первый. Ага. Артист так артист.
Второй. Всякого, бывает, услышишь в этом театре… Ну, ладно, назначили тебя на роль, так исполняй. В другой раз будет что-нибудь лучшее. А он нет: «Я артист! – кричит. – Понимаете,- артист! Мне нужно играть важные роли, приобретать мастерство! А на этих ёжиках я мастерства не приобрету! А я артист, а не ёжик!» Ха-ха-ха! Бывают же на свете юмористы!
Первый (серьёзнеет, тихо вздыхает.) Бывают.
Второй. Артисты, с ними не соскучишься. Такой народ. Как сказанут что-нибудь!.. И этот вот тоже. «Я артист, понимаете, артист! Вы роли давайте мне хорошие, чтобы они двигали меня вперёд, раскрывали мой потенциал, а ёжиком я не буду! Я артист, а не ёжик!» Ой, не могу…
Первый (морщится, оглядывается по сторонам). Ты знаешь, я, наверно…
Второй (в эйфории, удерживает Первого за рукав). Весь театр потом хохотал с этого «ёжика». Оригинально, правда? И хотел бы сам такое придумать, да не придумаешь. «Я артист! – кричит. – Не согласен я такие роли…»
Первый (внезапно рассвирепев и надвинувшись на Второго). «…играть»! Ага! «Оставьте меня в покое с этим ёжиком! Я артист, а не ёжик!»
Второй (хохочет). Во, во, во, точно! В самую интонацию попал. Хохма, а? Потеха…
Первый. Заб-бавнейший анекдот! Они ему : «ёжик», а он им: «Да что же это такое делается? Это с ума сойти! Отстаньте от меня! Не мучайте! Садисты вы, что ли? Давайте мне серьёзные роли! Мне расти нужно, а не этих ёжиков ваших шможиков кривлять! Да, черт побери! Я артист, а не ёжик!»    
Второй ( благодушно). Ну, ну, ну. Ой, смехота.
Первый. Лопнешь просто от смеха. Ну, ладно, дали тебе роль, так исполняй, куда же тут деваться, дисциплина всё-таки… А он: «Я, это самое, артист! Вот! Артист! И катитесь вы все к чёрту в болото с этим своим треклятым ёжиком! Не буду его играть! Категорически отказываюсь! Принципиально! Гамлета мне давайте! А что вы думали? Я артист, а не ёжик!»
Второй (озадаченно). Нет, но ведь на самом деле смешно…
Первый. Так и я же об этом! Животик от смеха надорвёшь. Вот, смотри, за живот держусь… Ха-ха-ха!.. Хо-хо-хо!.. Хэ-хэ-хэ!.. «Я артист! – орёт на весь театр. – Мне надо глубокие роли играть, дошло до вас или нет, дуроломы? Ёжик я вам? Накося вам (показывает фигу)! Не для того меня в институте учили! Артист я, а не ёжик!»   
Второй (морщится, смотрит на свои часы). А, это же я совсем забыл. Там меня ждут, а я…
Первый (удерживает Второго за рукав). Да, друже, в этом вашем театре не соскучишься. Как скажут что-нибудь, как скажут! Весёлый народ. «Я артист! Поняли? Нет? (Бьёт себя кулаком по груди.) Артист! Артист! Артист! С большой буквы! Ослепли, что ли? Так сходите к доктору, пусть он вам глаза промоет! А я артист, а не ёжик!» И не говори, братец… Смех, да и только…
Второй вырывается, чертыхается, идёт торопливо назад.
Первый. Ты куда же это, а? Чего? Прекрасный же анекдот! Диво! «Ишь, придумали, фокусники! Ёжика нашли! В лесу, под кустом, ищите себе ёжика! Там их много! Кишит! Любого берите! А от меня, повторяю, отцепитесь! Нечего издеваться над молодым способным артистом! Ибо артист я, а не ёжик!»

Второй, прежде чем совсем уйти, оборачивается и крутит пальцем возле своего виска.

Первый (показывая вслед Второму рукой). Хоть раз в жизни он оценил себя самокритично.

                Авторский перевод с белорусского


Рецензии