Сказка Кавказка

Что-то сердце кольнуло детушки, посижу-ка я с вами рОдные, да согреюсь душой усталою в разговорах о добром времени, что исчезло и в Лету кануло, но живет лишь в словах - преданиях и грустит вместе с нами старенькими, зиморОдком кричит и плачется. Вы же слушайте, не печальтеся, будет сказ тот о дружбе пламенной, что была на века прославлена средь народа простого, доброго…

У подножия гор заснеженных, где вершины стоят высокие, над искристою речкой бурною, жили люди в ауле с башнями. Днем над башнями небо синее, ночью звезды мерцают яркие, месяц трубкой дымит серебряной, напуская туман на пастбища. Склоны сплошь все травой покрытые, не простою травой, целебною. В каждой травке могучая силища, для людей и овец полезная…

Жили друга там, два неразлучника, с детства вместе и в горе, и в радости. Побратались они по обычаю, кровь смесили из ран, порезанных, на запястьях кинжалом дедовским. Дали клятву в любви и верности, чтобы рядом до самой смертушки. Так и жили пока не грянула, вдруг, беда, как всегда неминучая…

Чужеземец обидел матушку, уронил на тропинку узкую. Оттолкнул ее своей лошадью и сказал что-то очень недоброе. Сердце сына такого не вынесло и ударил тогда он обидчика тем кинжалом, что в детстве – юности сделал, вдруг, его с другом братьями. Но не стал он скрываться-прятаться, присудили ему повешенье, а потом заменили каторгой, двадцать лет, да в тайге с медведями…

Время чёрное пролетело вороном. Не сломался джигит в страданиях. Только горько жалел и мучился, что исчез его друг в забвении. Ни письма не пришло, ни строчечки, ни словечка, ни слова доброго. Словно не было клятвы искренней, кровью братской скрепленной, праведной…

Вышел он на дорогу пред лагерем, весь в кручине, в раздумьях о будущем. Ведь идти ему больше не к кому, померла уж давненько матушка. Видит, вдруг, старика на обочине, подзывает седой его ласково. «Слышь сынок, ты прости меня старого, отойти бы мне очень надобно. Видишь этот сундук у дерева. Посиди, скарауль до времени!» «Посижу я отец, иди себе, не волнуйся сундук будет в целости!»

День прождал старика и два ещё. Канул старый в потоках вечности. В сундуке же лежало золото, да каменья – алмазы с яхонтами. Удивился такому праведник, помолился за дар диковинный, за здоровье волшебного путника. Воротился в родную сторонушку, дом купил и хозяйство немалое. Только трудно ему одинокому управляться со всем с утра дО нОчи…

 Слышит стук он однажды вечером. Открывает и видит женщину, пожилую с глазами добрыми. Молвит женщина слово дивное: «Не нужна – ли тебе помощница, вижу трудно тебе родимому?» «Нет давно уже милой матушки, оставайся со мной, прошу тебя, будешь матерью мне как водится, я же сыном тебе буду преданным!»

Дружно стало в их доме, радостно, но нельзя жить на свете без детушек и сказала тогда ему матушка, что пора бы жениться на девушке из хорошей семьи и скромнице. Отвечал тогда ей праведник: «По любви мне уж поздно свататься, сделай так, как велит сердце доброе. Ну а я, я тебя послушаюсь!»

Свадьба морем разлИлась невиданным. Барабаны с гармошкой в гармонии. Пляшут все от мала до великого. Гордо реют мужчины соколами, проплывают горянки лебедушками. Славят все жениха с невестою, тамада рог возносит закрученный, хочет выпить за дружбу вечную, но встает, вдруг, жених рассерженный, просит дать ему слово важное…

«Просидел двадцать лет на каторге! Где мой друг, кровью братом названный? Нет не буду пить я за дружбу ту, что предательством называется!»

Замолчали все, призадумались, вдруг, встает человек с сединами, просит дать ему слово вымолвить, тамада закивал с согласием…

 «У меня тоже друг был в юности, что мне братом стал, кровью названным. Но случилась беда неминучая, человека убил он недоброго, защищая тогда честь матери. Присудили ему повешенье, но собрал я что было золото. Отдал всё за отмену решения и погнали родного на каторгу. Не писал я ему ни весточки, а работать уехал в чужбинушку, где копил двадцать лет состояние и отдал его другу с отцом моим. А потом я прислал ему матушку, чтобы стала ему служанкою, а теперь отдаю сестру свою, пусть женой ему будет верною! Я же выпью за дружбу вечную, перед Богом я чист люди добрые! Да! За дружбу! Без слов о верности, с молчаливой любовью и преданностью!»

Вот такая былина родимые. Не расстались они уж, не бойтеся. Стали вместе жить добрыми семьями, не могли друг на друга нарадоваться. Пожелаю вам быть такими же! В дружбе верными и правдивыми! Спать пора, да и время позднее, заходите ещё на сказочку, но потом, как припомню прошлое…


* Фото из интернета


Рецензии
Здравствуйте, Руслан! "Спать пора"-точно, ночь давно. Мне понравилась очень былина, а развязка -так просто тронула! С радостью буду заходить еще, Вы припоминайте почаще прошлое! Примите мое уважение! Рада, что познакомилась с вашими произведениями!

Виктория Советская   08.04.2016 01:03     Заявить о нарушении
Благодарю Вас Виктория за добрые слова и радость!В сказках всегда живет истина... С почтением,

Руслан Абеликс   08.04.2016 10:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 83 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.