Молодая вдова

Какая это нелепость – кукушка на кладбище! Просто абсурд какой-то! Здесь уместно больше воронье карканье, либо умиротворяющее щебетание каких-нибудь пташек типа синиц. Они и сейчас давали о себе знать, да малиновка исполняла незатейливую трель где-то в кустах. Но кукование доминировало и раздражало.

Хоронили очень уважаемого человека. Красивый, богато инкрустированный, лакированный гроб стоял на специально оборудованном постаменте, покрытом красным бархатом и окруженном пышными венками. Голова покойного (благообразный мужчина лет семидесяти с бородкой клинышком и благородной седой шевелюрой)возлежала на атласной голубой подушечке, тело утопало в розах и хризантемах. Лоб покрывала православная белая лента, а в руках - зажата свеча. Шло отпевание.

Солидный батюшка с окладистой бородой и брюшком проводил обряд солидным густым басом. Воздух был наполнен специфическим запахом, источаемым из кадила. Возле гроба стояли два молодых человека в деловых костюмах-тройках и темных очках. Один держал большой фотографический портрет покойного, второй – подушечку с орденами и медалями.

По праву руку усопшего находились родственники. Сын был старшим, лет сорока, он стоял ближе к изголовью. Дочери-близнецы и сейчас казались отражением друг друга: почти синхронно и одинаково молча текли из их глаз слёзы. Ближе к гробу сидела на складном стуле вдова – красивая молодая женщина, облаченная в дорогое черное платье. Нельзя было сразу сказать сколько ей лет, люди незнающие легко могли принять её за старшую сестру близняшек, или же – за супругу сына. Сидела она также молча, но без единой слезы, а на коленях – крепко сжатые кулаки.

Собравшихся проводить покойного в последний путь было много. Они стояли в четыре ряда, как бы окружая гроб и свежевыкопанную могилу. В руках у каждого была свеча, продетая в кусочек картона, дабы капающий воск не обжег руки и не испачкал одежду.

Стоявшие в заднем ряду гроб уже не видели: привставали на цыпочки и перешептывались. Особнячком стояла возрастная женщина из породы общественных деятелей и профсоюзных лидеров с листочком в руках.

- Тягостно в этот погожий июньский день прощаться с Александром Константиновичем, - тихонько бубнила она себе под нос. – Мы провожаем в последний путь не просто нашего руководителя, а наставника и друга…

- Любовь Петровна, - перебила её зубрёжку женщина лет сорока, - речи намечено произносить на поминальном обеде. Успеете выучить. Скажите лучше, почему родственников так мало? Одни наши.

- Так он ж детдомовский. Дети только, и те все холостые ещё. Да вон – вдова, - последнее слово было произнесено с явным презрением, а и не сказано, а как бы сплюнуто через губу.

- А её родня?

- Да, побоялись, наверное, – вдруг глаза Любовь Петровны округлились. – Ох! Полуянов приехал!

По рядам прошел лёгкий, чтобы не нарушать рамки приличия, шепоток. Головы собравшихся обернулись ко входу на кладбище. От стоявшей у ворот машины представительского класса шел респектабельный мужчина лет пятидесяти.

Сын покойного, просветлев лицом, устремился к приехавшему. Они обнялись. Полуянов тихо произнес несколько ободряющих слов и похлопал сына по плечу.

Коллеги усопшего расступились, пропуская мужчин к гробу. Кто-то ту же, услужливо, передал солидному человеку свечку в картонке, помог поджечь. Люди перекрестились, перекрестился и Полуянов, и сын, и дочери. Только молодая вдова сидела на своём стуле и сжимала кулаки.

Батюшка окончил ритуал и пригласил прощаться с усопшим. Старушка в белом платочке принялась собирать огарки и картонки.

Первым к гробу двинулся Полуянов. Он постоял в скорбной позе возле покойного, красиво склонившись, что-то прошептал и покачал головой. Обойдя гроб, важный солидный мужчина подошёл к родным и встал перед супругой усопшего.

Она сидела, опустив голову. Полуянов большим и указательным пальцами взял вдову за подбородок и приподнял её лицо. Пристально посмотрел в глаза с лёгким прищуром. И плюнул в них!

Женщина дернулась, попыталась вскочить. Однако дочери покойного схватили её за руки и силой усадили обратно.

Батюшка, снимавший облачение, нелепо застыл. Старушка охнула и прикрыла рот рукой. Остальные же смотрели молча, не выказывая никак своего отношения.

Полуянов, взяв сына под руку, отошел. К гробу двинулась процессия провожавших. Люди подходили: кто молча, кто с парой грустных слов. Держались за ноги или за гроб. И, обойдя постамент, также подходили к сидевшей, склонив голову, молодой вдове. И каждый плевал на неё.

Дочери держали мачеху  за плечи, не давая вставать. Но уже после третьего плюнувшего та и не пыталась…

Когда попрощались дочери, и сын поцеловал отца в лоб, специально обученные рабочие убрали с тела цветы, накрыли гроб крышкой и закрутили золочёные болты. Сноровисто на тросах они опустили дорогой инкрустированный лакированный ящик на дно могилы, и отошли в сторону:

- Родные, близкие, друзья и знакомые! Бросьте по три гости земли в могилу.

Люди подходили, выполняли положенный ритуал. Кто крестился, кто говорил «земля пухом». Кукушка наконец-то заткнулась…

Уже рез полчаса все расселись по машинам и автобусам, и направились на поминальный обед в ресторан. У свежей могилы, богато усыпанной всевозможными цветами и украшенной пышными венками и корзинами, осталась только вдова. Она так и сидела на своем стуле, склонив голову, всеми оплеванная и брошенная. Руки раскрытыми ладонями лежали на коленях и легонько подрагивали. Слёз так и не было…


Рецензии


Мне был понятен ваш рассказ Михаил.Придумывать тут ничего не надо
было читателями, у каждого своя мысль.Озлобленность тех,кто знал покойного не была искренней, думаю родственники играли здесь важную роль.
Никому не нравилось ,что отец стал мужем молодой женщины ,кто из
родственников не хотел разделить его наследство,если оно что-то имело еще.Разве мало сейчас - Джахарханян к примеру- конечно она ему нравилась, старики не прочь позабавиться,ему конечно для нее не жаль ничего,но как оценили родственники- тут таже проблема с молодой вдовой.
Они ее не приняли,но видимо вытворяли что-то против нее, чтобы отец расстраивался. У пожилого человека достаточно небольшого стресса может
произойти все. В данном случае, так и было,оговорили молодую супругу ,он
мог и не верить скорей всего,понимал, что она заслуживает другого счастья,но он же сам ее позвал,ему мало что надо было, чуть чуть ласки,
приятное общение,когда никому он ненужен был родственникам, и подолгу оставлся бы один. Разве это не понятно,когда пожилой человек страдает от
одиночества. Он мог понимать раздражение его же детей,но тут и появившийся сочувствующий к родственникам ,в одобрение ,плюет на вдову.
Ее положение было до самого низа оскорбленным,ей не оставалось как
смириться не вступать с ними объяснения. Мне жаль ее, она честна и делить не захочет и учавствовать в родственные передряги,ей просто сейчас
было очень тяжело, осуждали люди незнающие ничего толком. Спасибо.
За ошибки извините, так нервничала, разве мало таких браков сейчас,и я считаю,невсякий должен это обсуждать, то желание их и только. Ninel

Нинель Товани   22.05.2016 05:53     Заявить о нарушении
Спасибо большое. Очень, видимо,тронул вас рассказ. Я и хотел, чтобы читатель сам подумал, ЧТО могло стать причиной такой реакции окружающих. Прямолинейность здесь излишне - это для сериалов.
Спасибо за внимание.

Батурин Михаил   15.05.2016 05:39   Заявить о нарушении
Я поняла Вас о чем замечание- благодарю Ninel

Нинель Товани   22.05.2016 05:57   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.