Бригадный подряд

Правильное название, это бригадная форма организации и оплаты труда, но для сокращения все называли бригадный подряд.

Я прочел в ведомственных документах, когда был главным врачом санатория "Пионер", про бригадный подряд, как рекомендацию его применять, но меня это сразу же заитересовало.

В санатории "Пионер" своим приказом я создал пять бригад.

Одна - бригада врачей.

Вторая бригада медицинских сестер и санитарок.

Третья бригада работников пищеблока.

Четвертая учителя и воспитатели.

Пятая - хозяйственный цех.

Дело было новое, сложно было подобрать бригадиров, но к счастью бригадирам полагалась доплата к окладу 10% при численности бригады до 10 человек или 15% при численности свыше 10 человек.

На пять бригад я разделил фонд заработной платы предусмотрев заранее 5% экономию фонда заработной платы, чтоб бухгалтерия не возражала.

В конце месяца бригада собиралась и свободные ставки распределялись между работниками при помощи так называемого КТУ, коэффициента трудового участия.

Я утверждал протокол и документы шли в бухгалтерию, сотрудники получали ощутимую прибавку к заработной плате.

Я сразу прикинул,что прибавка к зарплате, учитывая дефицит работников, может быть в пределах до 50% обычного оклада.

Просто так повышать заработную плату мне не хотелось, в санатории была проблема постоянных хищений мягкого и твердого инвентаря, я решил бороться с хищениями, в том числе, при помощи бригадного подряда.

Прикинув обычный размер хищений я пришел к выводу, что сотрудники повышали свой доход в среднем примерно на 10-15% от зарплаты при помощи хищений.

Следовательно, повысив зарабатную плату на 50% и зажав возможности хищений, мне удавалось бы сохранить реальное повышение заработной платы на 30-35%, что ощутимо.

Где-то я вычитал, что люди ощущают улучшение социального уровня при повышении заработной платы в год не менее 15%, если повышение меньше 15%, люди повышения не ощущают.

Вообще, хищения были такой поблемой, что этот вопрос ставился и на уровне совещаний в вышестоящем управлении, где обращались к присутствующим главным врачам, какие меры можно принять для борьбы с этим злом.

Однажды я не выдержал, поднял руку, мне дали выступить с места, я сказал: У нас достаточно крупное управление, много санаториев, много мягкого инвентаря, можно связаться с заводами, выпускающими простыни, пододеяльники, наволочки и заказать у них мягкий инвентарь с нашим логотипом, тогда хищения в принципе будут невозможны.

Публика встретила мое радикальное предложение недовольным гулом, начальство обещало подумать, но все осталось, как было.

При нынешнем уровне развития технологий логотип можно нанести на все, что угодно, не только на мягкий инвентарь, но и на тарелки, чашки, вилки, ложки, ножи, телевизоры и т.д. и т.п., и проблема хищений может быть решена радикально, но поскольку в это дело вовлечены начальство и бухгалтера, то все остается, как всегда.

Попутно замечу, что нанесение логотипов на имущество не панацея, есть и другие методы, например, разрешить сотрудниками приобретать изношенный инвентарь по стоимости с учетом износа, тогда будут следить, чтоб не сильно изнашивался.

Главное, надо знать, что рыба гниет с головы и просто голова должна быть ясной и честной, насколько возможно при известных внешних обстоятельствах.

Применение бригадного подряда сразу же улучшило дисциплину, ведь главный врач всех не мог увидеть, а на итоговом собрании бригадир говорил, например, воспитателю - Вы за месяц пять раз опоздали на работу, отчего КТУ уменьшается, но провели два хороших вечера-концерта для подростков, отчего КТУ увеличивается и составляет такую вот величину.

После небольших препирательств весь выделенный фонд уходил на оплату работы бригады, а нерадивые подтягивались.

К этой прогрессивной новации враждебно отнеслись сотрудники централизованной бухгалтерии, ведь они не входили в бригады, притом уменьшились хищения, а хищения проходили во время списаний, где присутствовали сотрудники бухгалтерии, получавшие свою долю.

Враждебно к бригадному подряду отнеслись и некоторые главные врачи, ведь при такой форме невозможны были так называемые мертвые души или подставные лица, нельзя было держать кого-то просто по трудовой книжке, забирая его зарплату себе, ведь фонд заработной пдаты становился прозрачным.

Моя жена, работавшая заведующей аптекой, сказала мне: "Ты так занимаешься своим бригадным подрядом, найди время и для меня."

Оказывается и им в аптечное управление пришла такая же бумага, про бригадный подряд.

Я быстро написал ей, тем более, что в аптеке была всего одна бригада, текст договора между администрацией и бригадой, форму протокола на КТУ, который надо сдавать в бухгалтерию в конце месяца и она поехала утверждать документы к начальнику Ялтинского аптекоуправления Панченко Юрию Аркадьевичу.

Юрий Аркадьевич был прогрессивным руководителем, много хорошего сделал в Ялтинском аптекоуправлении, он обрадовался, увидев эти документы, решительно изменил предельный размер КТУ с 25% на 50%, о чем сказал моей жене, и повез эти документы на ближайшее совещание в Симферополь показать начальству.

Начальник Крымского областного аптекоуправления Радченко увидев у Панченко документы по бригадному подряду тут же спросил его: "Ты что, знаешь, как это делать?"

На что Панченко уверенно ответил: " Не только знаю, но и делаем, причем очень хорошо получается."

Радченко обрадовался и распорядился на базе 35-й аптеки, где была моя жена заведующей, провести всекрымский семинар по бригадному подряду, а также научной организации труда и рационализации.

"Ну ты втравил меня в историю, мне надо всекрымский семинар проводить, а я не знаю как!" - сказала мне моя жена, прийдя домой.

По рационализации ей было что показать, в аптеке работал провизор Генералов, рационализатор, который старался всячески улучшить условия работы, было достаточно оформленных и внедренных рационализаторских предложений, а вот что делать с бригадным подрядом, было не ясно.

"Успокойся, - сказал я жене - никто все равно ничего сразу не поймет, ты наделай красивых папок, по числу участников, мы распечатаем в каждую папку типовой договор администрации с бригадой, приложим формочку итоговую для КТУ в конце месяца, а также копии приказов по аптеке, которые необходимы в таком случае."

Жена моя успокоилась, так и сделала, а еще сходила в поселковый совет, попросила актовый зал в клубе медработников для семинара, купила булочек и рогаликов, сделала чай с самоваром для приехавших заведующих аптек, предварительно раздала им красивые папки про бригадный подряд.

Изменения, которые предложил Панченко Ю.А., она туда не включила, ведь эти изменения, хотя и с лучшими побуждениями, были практически провокация, с таким я уже столкнулся у себя в санатории.

В моем санатории единственный человек, который никогда не получал по КТУ, был я сам.

Я знал, что недоброжелатели будут искать повод меня опорочить и КТУ специально не разрешал мне писать.

Однако, за два-три месяца до очередной ревизии КРУ приехал побывавший в управлении бригадир воспитателей Кондратьев В.И. сообщил мне, что главный бухгалтер управления Камышева Л.И. разрешила повысить доплаты по КТУ.

Я отказался повышать проценты по КТУ до письменного распоряжения сверху, но давление сотрудников было сильным, все мне говорили "Камышева разрешила и она даст бумагу" и я сдался, пошел на поводу у народа.

КРУ все это выявило и меня вызвали для дачи пояснений.

Я предварительно отправил к сотрудникам КРУ воспитателя Кондратьева, который меня подставил, чтоб он независимо от меня обрисовал ситуацию.

При моем визите в КРУ меня встретили миролюбиво, но предложили собрать с сотрудников заявления о добровольном возвращении незаконно полученных государственных бюджетных средств.

Сотрудники мне верили, такие заявления сдали все, я потом им компенсировал возвращенные средства, установив соответствующие доплаты, конфликт был погашен.

Наученный этой ситуацией, я сказал жене, чтоб она ни в коем случае не слушала своего начальника Панченко Ю.А., который повысил проценты КТУ из добрых побуждений, а придерживалась бы тех процентов, которые ей записал я, взяв их из приказа министерства здравоохранения.

После проведенного в Аптеке №35 всекрымского семинара с чаепитием все разъехались довольные, отзывы были самые лучшие.

Вскоре моя жена подала документы в аттестационную комиссию на присвоение ей первой категории провизора.

Председателем был Радченко, начальник Крымского областного аптекоуправления.

Комиссия задавала моей жене вопросы, на которые она успешно отвечала, но когда дошло до присвоения ей первой категории Радченко вдруг запротестовал.

"Как это так - вдруг сказал он - Она учит весь Крым, как работать, а мы ей первую категорию присваеваем? Надо высшую давать!"

Никто не осмелился возражать и моя жена приехала домой довольная, получив высшую категорию.

Тогда она и простила меня за то, что я втравил ее в бригадный подряд.

Впоследствии она послушала меня и добилась того, что ее аптека была выделена в самостоятельное юридическое лицо "Государственное предприятие "Аптека №35".

Это помогло нам в дальнейшем, когда при реорганизации Крымского аптечного управления в ООО "Крым-Фармация", сумели добиться создания самостоятельного ООО "Аптека 35 А" на базе трудового коллектива ГП "Аптека №35".

Сейчас, по прошествии времени я, проходя по улицам поселка Симеиз, где живу, с чистой совестью и открытым лицом встречаю своих бывших сотрудников, многие из которых меня благодарят, говорят мне, что при оформлении пенсии они брали именно тот период, когда был бригадный подряд, тогда заработная плата была выше всего.

Но, главное, я с благодарностью к коллективу, которым управлял, вспоминаю особую атмосферу заинтересованности в результатах своего труда, атмосферу коллективизма и взаимопомощи, что улучшало результаты лечения подростков и предотвращало несчастные случаи.


Рецензии