Француаза Саган, Здравствуй, грусть

Конечно же, мне привлекло название. Мелодичное звучание, таящее в себе глубокие переживания, трагедию чувств и попытки возвратиться к жизни. Увы, как обманчива внешность, так и имя книги не всегда правдиво. Язык французской писательницы, несомненно, богат, интересен и тонок, но вот содержание оказалось пористым, как воздушный молочный шоколад. С первых страниц роман интригует, обличительная исповедь главной героини завораживает и немного обескураживает; симпатия к растерянной, запутавшейся в сложностях взрослой жизни девочке позволяет оправдывать все ее нелогичные, часто жестокие поступки. Однако чем ближе конец истории, тем больше понимаешь, что Сесиль абсолютно ничего не выносит из этой трагедии. Да, внутри еще не сформировавшейся личности идет борьба, в результате которой, мы верим, победит светлая сторона Сесиль. Но даже смерть Анны не изменила поведение девушки, падкой на развлечения и прожигание жизни. А как она легко распоряжается и играет чужими чувствами и судьбами! Как жестоко разбивает души одних, сея семена ложной надежды в сердцах других. Может показаться, что раскаяние гложет Сесиль, не дает забыть всю неоправданную жестокость ее манипуляций. Да, ее искренне огорчает смерть Анны, в которой отчасти Сесиль виновата.  И если бы главная героиня изменила свое мышление, пришла бы к новой жизни, в которой нет места пустым и никчемным людям, тогда можно было говорить о раскаянии. Но уже через месяц она и ее отец, напыщенный, самовлюбленный и жалкий тип, которому чужды глубокие чувства, возвращаются к прежней жизни: вино, беспорядочные связи, бессмысленные встречи с ничего не значащими людьми.
И как Саган ни пыталась показать читателям страдания этой незрелой души, никакой драмы для Сесиль нет. Она пуста, эгоистична и посредственна. Может, в силу своего восемнадцатилетнего возраста, Саган видит глубину там, где ее и в помине нет. Увы, ни один из персонажей не вызывает хотя бы приближенное чувство восторга.
Послевкусие романа неоднозначно: сладковатый стиль повествования, горечь сломленной судьбы и тошнотворный запах человеческого падения. Все это оставляет неприятное впечатление от прочтения, но сам автор импонирует открытостью и легкостью языка. В общем, все сложно. Для более объективного мнения о творчестве Саган необходимо иметь в арсенале прочитанных книг, по крайней мере, еще пару названий.


Рецензии