Прощание с Бирючом

  Заголовок не случайный. Лет через пять гость города не найдет здесь ничего, что делало Бирюч неповторимым. А ведь до нынешнего дня положение ещё можно было спасти.
 Нынче , с небольшими потерями, историческая застройка города сохранена. Она представлена кирпичными особняками 18-19 веков, поставленными строго по Генеральному плану , подписанному ещё Екатериной Великой, даровавшей Бирючу ещё и герб. Архитектурный замысел города целиком основан на графическом символе Святой Девы - восьми конечной звезде, иди спаренном кресте. В городском музее вы увидите этот восьмиугольный план. Первая колокольня  собора Покрова тоже была восьмиугольной. Строго выдержана в форме спаренного креста и Малая Торговая площадь. Её нынче ещё можно увидеь в том состоянии , как закладывал в план "архитектурии прапорщик Матвей Казаков". Две  дороги по улицам Красной и Московской составляют первый крест, и скошенные здания между лучами креста являют еще четыре стороны восьмиугольника. Тут приложить немного старания, вложит немного денег - и Малую Тороговую можно открывать для туристов.
 Но всё вырисовывается  как раз по худшему раскладу. Дело в том, что в советские годы все старые особняки были отданы под коммунальные квартиры. Теперь пришло время людей расселять. Вокруг исторического Бирюча расползаются новые микрорайоны, а серединка постепенно пустеет. Город  уже даже на центральных улицах являет печальное зрелище - дома чуть не через один заброшены. А по распоряжению какого-то умника в правительстве предписано расселенные дома непременно сносить.
 Но ведь  старые особняки не перестают быть  прекрасными образчиками русской классической архитектуры от того, что их расселили!  Город Бирюч, высели ты из него хоть до последнего человека - останется кассическим русским уездным  городром, каменным учебником архитектуры.Никому  ж не приходит в голову громить Помпеи только потому, что в них никто не живёт.
 Мы же не разбиваем гречесткую амфору только потому, что из неё вычерпали вино?
 А сегодня  к особняку на Малой Торговой, по улице Московской, пришли рабочие. Ломы, кирки, гвоздодеры. Мой хороший знакомый Сергей Закотенко, выдергивая полуаршинные полосовые гвозди из досок дубового пола,  чуть не плачет:
 -Этому дому еще три ста лет сносу не было бы!
 Я пробыл со строители часа четыре. Подходили горожане, сокрушались. Стены - что у крепости, лепнина настоящая, не клееная. Еще бы! До революции в левом крыле особняка жила семья председателя городской Управы Бажанова, а правое приналежало Духовному училищу - тут жил ректор с семьей.
 И за первую половину дня не появился никто из тех, живает за счет Бирюча. Ни  депутат, ни член Общественной палаты, ни журналист, ни городской чиновник.
 У нас  новостройками волнами расходится от центра. Если серединка пустеет, то вокруг буквально по волшебству растут невиданные строения.Причем - без всякого намека на город Пресвятой Девы. Эти бесвкусные, аляповатые, крикливые сооружения не отвечают  даже самым начальным правилам архитектуры.Дегенеративная эклектика с элементами убогого конструктивизма. Ярмарка тщеславия. Увы - участники её и наши официальные общественные деятели. Не может депутат или чиновкник, лепящий для себя уродливое гнездо на два с половиной этажа с бассейном, оценить истиную крастоту строения. Тут не вопрос градостроительства - это беда воспитания и образования.
 Но коли так - не верно ли было бы те деньги, что тратятся на содержание ватаги никчемных выборных и назначенных, обратить на консервацию  старого Бирюча? Ну - не можем мы найти достойного примерения особняку на Московской - так зачем ломать? Убрать дикий кустарник вокруг - покрасить фасад - и пусть стоит. Мы ж не последнее поколение в Бирюче! Наверняка придет время, когда жадные наедятся деньгами, а на место равнодушных придут люди с живыми сердцами.
 Ведь, если есть бумага, требующая снести дом - то можно написать и бумагу, разрешающую его оставить. А вот этот дом уже не вернуть. Уже потому, что у нынешних строителей хоть и тоже по две руки, но обе - левые.
 
 И на закуску. Не знаю, может, я не прав. Но только вижу, как у новых развалин - у каретного ряда, у дома на Московской -  кто-то аккуратно очищает старинный кирпич и ровными столбиками складывает поодаль. Великолепный стройматериал!
 
 Но из осколков амфоры склеить можно разве что ночной горшок.
*  *  *

На снимке: обреченный особняк на Московской; лепнина на половине ректора Духовного училища; остановленный из-за нехватки денег ремонт сгоревшей крыши особняка купцов Василининых.
 


Рецензии
Ваши "Размышления простой женщины" принимаю и разделяю.

Кстати - у Вас на страничке замечательный портрет. Близкий мне образ.

Владимир Калуцкий   06.10.2014 00:28   Заявить о нарушении