Гл. 69А. Немного о дагестанцах

   В продолжение текста о Дагестане посмотрите, пожалуйста, переделанные из старых, чёрно-белых фото виды районного центра Ахты, которые не уместились в предыдущей главе 69-й «Гостеприимный Дагестан».

   Немного расскажу о дагестанцах – как я их – субъективно! - воспринимаю. Как и среди всех иных народностей, люди между ними попадаются разные: от высокообразованных представителей интеллигенции - выдающихся писателей, артистов и спортсменов до религиозных фанатиков-ваххабитов и террористов. Пожалуй, ни одна республика в России не отличается таким «разнообразием этноса», как Дагестан. Исторически сложившаяся данность – расположение мест проживания горских народов в узких бесплодных долинах, разделённых высокими горами – отрогами Главного Кавказского хребта и, вследствие этого, существенная изолированность поселений (аулов) друг от друга, способствовали практически «автономному» развитию этих людских сообществ – часто с сохранением своего бытового уклада, традиций и, главное, языка (где население почти каждой долины говорит на своём «наречии»). В прибрежных районах прикаспийской части Дагестана, где люди жили в условиях «транзитного коридора», по которому разные народы, в т. ч. европейцы легче мигрировали и прокладывали пути вдоль Каспия к мусульманским торговым и религиозным центрам, существовало больше возможностей для общения, а также политического и социально-экономического развития территории…

   …В Горном Дагестане культ мужской силы и  мужественности как нигде «подпитывается» средой обитания и образом жизни с детства. Здесь хорошо развит спорт (особенно борьба и бокс) и существует своеобразный «культ чемпионства» (как считается – чуть ли не каждый призывник из Дагестана – КМС (кандидат в мастера спорта)… В каждом – даже самом маленьком - ауле обязательно выделяется помещение, где обычно имеются боксёрская «груша», гири, штанга, борцовский ковёр…
   Не удивительно, что менталитет многих «жителей гор» отличается своеобразной замкнутостью на воспитанных с детства ценностях, в т. ч. «воинственной инфантильности»: повышенной – чуть ли не детской - обидчивости и постоянном стремлении к самоутверждению – физическому и моральному при попадании в «инородную» среду.

   Землячество и национально-родовая сплочённость здесь высоко котируется и не в пример нашей «расейской разобщённости (особенно городских жителей) горцы всегда «стоят друг за друга горой».
   Не поэтому ли наиболее известные случаи так называемой «дедовщины» в армии, которая особенно «расцвела» в 90-е годы во время царившего в стране всероссийского социально-политического и общественного «бардака», были часто связаны с дагестанскими «новобранцами», для которых (в отличие от лабильных городских и деревенских жителей равнинной России) более характерны жёсткость и постоянное стремление к самоутверждению среди сверстников. В условиях бесконтрольности и попустительства офицерского состава, попавшие в благоприятную для себя «аквариумную» среду разобщённых ментально и по месту призыва новобранцев из различный городских и деревенских весей России - дагестанские новобранцы, сплочённые традиционными узами землячества, часто начинали проявлять всевозможные отрицательные стороны своего горского менталитета. «Ради забавы» осуществляли постоянное физическое давление на менее «организованных» призывников из российских регионов. Особенно доставалось новобранцам-первогодкам. Многие из них не выдерживали форменных издевательств «стариков», среди которых особенно отличались именно дагестанцы, и самовольно покидали место службы.

   В качестве казусного примера укажу случай, когда нашей семье пришлось принять участие в «спасении» таких бедолаг – жертв подобного произвола. Как-то вечером в середине 90-х годов, когда в разгаре была 1-я Чеченская война, моя супруга привела домой двух молодых солдатиков-первогодков, которые сбежали из хабаровской воинской части из-за издевательств дагестанских «стариков». По поручению Комитета солдатских матерей (см. Интернет), который в те годы проводил большую общественную работу по возвращению из чеченского плена наших солдат, а также контролировал положение в армии новобранцев, Саша (жена) должна была переправить их к месту призыва в Омск. Она и сама была родом «омская», поэтому горячо отнеслась к судьбе своих земляков, попавших в «переплёт». Ребят мы «откормили», переодели в гражданское (пригодилась одежда наших сыновей), они и заночевали у нас дома. Утром я дал телеграмму омскому военкому от имени солдатиков, смысл которой гласил, что они вынуждены покинуть часть и вернуться к месту призыва для направления к другому месту службы, где над ними не будут издеваться.

   Купили им билеты на поезд, посадка в который была осуществлена как в детективе - по всем канонам конспирации. Саша «контролировала» пространство перрона, где мог «прогуливаться» военный патруль, а я, дождавшись, когда основная толпа пассажиров при посадке «рассосётся» и всё пространство перрона стало хорошо просматриваться, быстро проводил и посадил ребят в поезд, наказав в дороге вести себя тихо, со своих верхних полок слезать пореже («отсыпаться») и сильно «не светиться», разгуливая по вагону…
   Через некоторое время домой Саше позвонили мамы солдатиков и горячо благодарили её за помощь – ребят оформили в часть по месту жительства – «без соседства с отвязанными «тиранами-дагестанцами»…

   Конечно, сейчас дедовщина в крайних её формах в армии практически ликвидирована, чему в немалой степени способствовала и многоплановая армейская реформа (в том числе - сокращение срока призыва на службу до года, развитие контрактной системы, улучшение кадрового офицерского и сержантского состава…).
   Но что было – то было: из песни слов не выкинешь.
   А дагестанская молодёжь, конечно, не хуже представителей молодого поколения любой национальности – надо её только правильно воспитывать и «прививать» общечеловеческие ценности на бытовом уровне с самого детства…
   


Рецензии