Апсны - Страна Души, удивление 4-ое экскурсионное

4-я часть: «Экскурсоводы»

     В Абхазии много удивительного и интересного.
     Это, конечно же, и сами Кавказские горы с многочисленными и зачастую очень труднодоступными ущельями, глубокими до ста метров озерами, впечатляющими водопадами, быстрыми горными речками и девственно чистыми лугами и лесами.
     Это и древние христианские монастыри, церкви, соборы, некоторые из которых едва младше времен зарождения христианства в Византии и Риме.
     Это и знаменитейшие, самые глубокие в мире и технически хорошо оснащенные Новоафонские пещеры.
     Это и многочисленные краеведческие музеи, дачи многих высокопоставленных руководителей Советской эпохи (в том числе Сталина, Хрущева, Горбачева), удивительный обезьянник и ботанический сад в городе Сухуми, а также нескончаемые городские скверы, сады, парки, цивилизованные и дикие пляжи.
     Это и бесконечные маршруты движения на лошадях, экстремальные сплавы по многоводным бурным рекам, вечерние и ночные кафе, рестораны, бары и, конечно же, речная, озерная и морская рыбалка.
     Всё это подробно описано в различных путеводителях по Абхазии и вездесущей Википедии, поэтому рассказывать обо всех этих великолепиях здесь в этих моих «удивлениях» нет никакого смысла. Читайте профессиональную рекламную продукцию. От себя же лишь добавлю, что всё, что там написано – это истинная правда и, что абсолютно всё это стоит посетить…
     Но?!
     Чтобы прочувствовать их глубину и красоту до полного, что называется «щенячьего визга», получить удовольствие на уровне экскурсий по «Европе пригожей…» (как обозвал её Александр Блок) необходимо быть готовым к некоторым удивительным особенностям Абхазии. Вот об этих особенностях и поговорим, ведь именно они стали нашим экскурсионным удивлением…
     Мне всегда казалось, что экскурсовод – это утонченный, высокоинтеллектуальный педагог-историк, ученый-всезнайка освещаемой им темы, носитель языка предмета рассказа и языка слушателей, истинный оратор, организатор, руководитель.
     Примеры?
     Однажды, гид-экскурсовод Абас при подъезде к Памуккале, инструктировал нас перед выходом из автобуса: «Я часто привожу сюда туристов различных стан и всегда говорю им, куда можно ходить здесь на территории Памуккале, а куда нельзя, опасно. Но неутомимые русский туристы, услышав нельзя, идут именно туда. Я теперь знаю от них, что если нельзя, но очень хочется, то можно. Но затем всегда, попав в неприятность, они искренне удивляются: «Что совсем было сюда нельзя»? Так, вот специально для вас повторяю туда совсем нельзя, там идут раскопки, там очень опасно».
     Вот так. Смешно, интеллигентно, доходчиво, а главное справедливо, даже гордость берет за упрямую любознательность соотечественников. А, как подан материал? И все, потому что турецкий гид глубоко изучил менталитет людей, для которых и ведет эту экскурсию, полюбил их особенности и принял. Не так ли? Уверен, что с такой внутренней наблюдательностью и интересом к своему делу он и для немцев, французов, англичан обязательно найдет нужные им слова.
     Всегда испытывал глубокое уважение к таким людям, неравнодушным к своему делу. Им всегда есть, что сказать и как сказать.
     Экскурсовод - это историк. Он вообще сам история, выплывшая вдруг через него, волшебника художественного слова из небытия прошлого к его слушателям.
     Вот, что такое экскурсовод.
     И надо сказать, что к такому уровню мы Российские туристы за последние десять лет путешествий по различным уголкам мира (читайте «Абас из Бурсы») и своей бескрайней страны кончено же, в принципе, привыкли.
     Здесь же в Апсны, экскурсоводом считают себя абсолютно все. Первый вопрос практически каждого таксиста начинается с вопроса о том, были ли вы уже на озере Рица, в Новоафонских пещерах, Гаграх, Сухуми, на диких песчаных пляжах Пицунды, у Голубого озера, в ущелье «Каменный мешок» и так далее, далее, далее. Повторюсь, мест для впечатлений в Абхазии бесчисленное множество.
     Они (имеется в виду водители частных такси) все как один вручают пассажирам свои визитки, где под номером телефона красноречиво выведено: «индивидуальные экскурсии с экскурсоводом». Однажды мы даже чуть было, не согласились поехать с одним из таких «частников» по имени Руслан в горы на озеро Рицу, пока он, рассказывая о предстоящем маршруте, вдруг не выдал нам:
     - Высоко в горах будем проезжать ущелье «Каменный мешок». Днем там всегда намного жарче, чем на равнине, но зато очень красиво.
     - Почему жарче, оно ведь в горах? – удивились мы.
     - Вот именно поэтому и жарче, солнце там почти на километр ближе к земле, чем на равнине, - совершенно искренне уверял нас Руслан.
     - А может в «Каменном мешке» просто камни сильно накаляются, а воздух не вентилируется, нет морского бриза, - усомнились мы.
     - Нет-нет, солнце ближе, значит жарче, - безапелляционно повторил Руслан.
     Тогда мы не стали спрашивать его, почему на вершинах высоких гор даже в самое жаркое время года лежит снег. Мы просто поинтересовались, давно ли он закончил школу. И тут Руслан, честно признался, что в школе он не шибко-то и не учился. В конце грозных 90-ых годов было не до того, делом нужно заниматься, работать, зарабатывать себе и семье на жизнь, пропитание, восстанавливать разрушенное хозяйство. А диплом зрелости в итоге получили все, и никто не пропал с ним в этой жизни. Позже нам показалось, что существенные пробелы в полученном (или правильней сказать недополученном) образовании коснулись здесь не только Руслана.
     Впрочем, чего это я? Не так ли обстоят дела и у нас? Просто на такси дома мы передвигаемся не часто, а с молодежью общаемся преимущественно только круга своих детей. Да и вообще, уровень образования с приходом компьютерных технологий, похоже, во всем мире заметно снизился. Чтобы там не утверждали СМИ, я не слепой. Наши дети перестали не просто читать классическую литературу, они вообще перестали «добровольно» читать что-либо кроме СМС в телефонах и руководств по установке программ в компьютере. Но что того хуже, не изучая отработанную поколениями программу классической литературы, они не задумываются над окружающей нас действительностью, они её вообще не замечают. Ведь жизнь наших с вами детей стала нереальная, а виртуальная. Не замечали? Вот отсюда и необъяснимо жестокие выбросы подросткового максимализма при общении друг с другом, вплоть до летальных исходов. Взгляните в телевизор. В компьютере слишком многое «льзя» и за это ничего не будет.
     А все это из-за превращения школьного образования в одни непрекращающиеся тестовые матрицы. В результате детям просто незачем читать, думать и самообразовываться. Виной всему, в том числе, и равнодушие педагогов, формально выполняющих требования своих «методичек», коих тысячи и каждая со своим индивидуальным мнением.
     Учителя не вовлекают детишек в диалог обсуждения изучаемого предмета, да они вообще его не ведут (читай «Где живет Всевышний»).
     Может быть, они боятся?
     Не знаю.
     Но в результате все мы просто напросто деградируем, прячемся в кругу своего устоявшегося представления окружающей действительности, общаясь только с подобными себе людьми. А если вдруг попадается из ряда вон выходящий интеллектуал, то его и пожалеть можно, типа: «… чего с него взять то, кроме анализов, он же дефективный».
     Все эти мысли почему-то особенно остро охватили нас именно здесь в Апсны. Возможно, потому что их затянувшаяся послевоенная разруха успела несколько сильней повлиять на уровень среднего образования и оголить ряд незаметных пока ещё у нас настораживающих тенденций. А может и действительно, потому что дома мы работаем, учимся, живем, думаем только в своем кругу, редко заглядывая за его непробиваемую стену.
     Но в результате этих встреч, диалогов, и даже дискуссий с таксистами, официантами, продавцами, экскурсоводами вдруг неожиданно пришло понимание, почему ни один водитель своего авто здесь в Абхазии ни за какие «коврижки», как бы вы его не просили, не включит в автомобиле кондиционер. Да что там, в частном автомобиле, даже из 5-ти наших экскурсионных автобусов, только при посещении Нового Афона водитель ненадолго включил кондиционер, да и то потому, что не открывались окна, а солнце в полдень «шпарило» - «будьте нате».
     Всё очень просто!
     Здесь, просто это не принято. Открыто окно, и будет с вас.
     Но это вовсе не потому, что им жалко денег. Они не показались мне жадными, как выходцы из Малой Азии, заполонившие сегодня все торговые точки курортов Европы (об этом поговорим в «рыночном удивлении»).
     И уж конечно и не потому, что они такие привычные и им не жарко. Нет! 
     Тут дело исключительно в том, что у них не принято включать кондиционер в машине. И всё!!! Кондиционер портит воздух. И это факт! А значит - кондиционер не нужен, ну как «скрипач» на планете «Кин-дза-дза» в фильме Георгия Данелия.
     Вот такой стереотип, как солнце, которое ближе.
     Видно не просто так Леонид Гайдай в своем фильме («Кавказская пленница») выдал тост про маленькую гордую птичку (хорошая аналогия), решившую полететь на самое солнце? Ведь фильм то этот был снят где-то здесь в этих местах лет тридцать назад и автор его, похоже,  тоже смотрел по сторонам и удивлялся.
     Поэтому, ещё раз для закрепления повторю, в случае с кондиционером, да и не только с ним, доказывать здесь ничего не надо, примите как факт, как должное и всё. Ну, не принято говорю я вам.
     Нам же с вами не нравится, как «некоторые» лезут и лезут везде и всюду со своими как бы ценностями (смешно называемые «свободой»), как раздражаются и обижаются, когда их назойливость с пренебрежением и брезгливостью отвергается нами.
     Сказано же не суйся «…со своим уставом в чужой монастырь».
     Абхазы, очень гордый и упертый народ со своим устоявшимся мнением. Пока «птичка» сама не долетит до солнца и не обожжет крылья (правильней конечно заморозит) доказать ничего не возможно, да и не надо. Это просто надо знать, понимать и принять. Ведь в этом-то и есть колорит, красота и сила Апсуа. Уж если они выбрали когда-то (в 1810 году) союз с Россией, то этот союз у них в крови навсегда, совершено независимо от уровня какого-то там образования.
     И вообще, с возрастом мне всё более и более становится близок консерватизм, даже такой, что называется на «собственной шкуре». Конечно, я знаю, что всё в мире меняется, что сам меняюсь в изменяющемся мире, но с каждым новым днем я всё с большей настойчивостью и упертостью цепляюсь за свои поросшие мхом убеждения, постулаты, аксиомы, стереотипы. Несмотря ни на что я со свойственной мне глупой, упрямой уверенностью утверждаю, что небо голубое, а трава зеленная, что в гостях хорошо, а дома лучше, что чужая голова умная, а своя рубашка ближе…
     А поэтому я с восторгом принимаю это удивление, как данность ниспосланную в этом путешествии нам для понимания мира, того, что он (мир то есть) разный.
     И кто сказал, что это неправильно?
24.09.2014г.


Рецензии