Черноглазое такси
Я хорошо помню старенькую деревенскую школу: две маленьких ком-наты для классов, и комната побольше, которая служила как изба-читальня, контора, а вечером как клуб, там показывали фильмы и еще была маленькая сцена, где дети днем играли на перемене, а иногда выступали перед жителями деревни.
Работала в этой школе молодая, стройная, обаятельная девушка Алевтина Георгиевна. Историю эту я узнал из рассказа одной из участниц этого события. Прошло много лет, но старожилы помнят этого великолепного учителя, вспоминают, как в тяжелое, мрачное время войны появился этот лучик.
Алевтина Георгиевна сочетала в себе все: красоту, доброту, строгость, ответственность, любовь к детям и своей нелегкой работе. Сколько ума, знаний, смелости, решительности, такта могло вместиться в этой по-детски юной, нежной душе. «Настоящий ангелочек» - говорили жители деревни. Я видел ее на фотографии в окружении детей и убедился, что это правда.
О таких говорят: - учитель от Бога.
Ребята очень ее любили и слушали с полуслова. Родители в ней души не чаяли, обращались к ней по всем житейским вопросам, даже медицин-ским. Заболел кто-то в семье, бегут к ней, поссорились муж с женой – идут к ней, не поладили с детьми – к ней, и многое другое. Она же никогда никого не оставляла без внимания и помогала советом, как могла.
Учитель в деревне был самым почитаемым человеком, святым, заслу-живал уважения и почета. Сельчане говорили: «Бог дал нам такое чудо!».
Алевтина Георгиевна учила одна все четыре класса. Школьников в то время было мало – всего 13 ( а сейчас вообще ни одного). Начальство ей разрешало учить всех одновременно. Но она убеждала, что при такой ме-тодике ученики плохо усваивают материал, и полноценного преподавания не получается. Детям нужны знания, так как после четвертого класса они сдавали переводные экзамены по четырем предметам: русский язык, арифметика, история и география в другой школе, в другом селе.
Какую надо было иметь любовь к своей работе, высокое сознание, долг и ответственность.
Жила она со своими родителями в другой деревне (восемь километров от школы), проезжала еще через одну.
Каждый день рано утром она приезжала в школу, где ее встречали ученики, а уезжала вечером часа в четыре. Зимние дни короткие: светало поздно, темнело рано. А ездила она на своем «черноглазом такси» - моло-дом бычке, запряженным в кошевку – летом на двух колесах, зимой на са-нях.
Какую надо было иметь смелость и бесстрашие отправляться в такой опасный путь. Время было очень неспокойное: бандиты, хулиганы, голод-ные волки. И те и другие были не прочь полакомиться свежим мясом. У Алевтины Георгиевны всегда при себе были спички, которые в то время были большой редкостью, и большой запас лучины. Вот и все ее оружие защиты себя и любимого бычка с черными большими и умными глазами.
Я думаю, ради служения своему любимому делу она шла на все опас-ности и тяготы жизни. Каким моральным принципом руководствовалась она? Ни что не могло ее остановить: дождь, гроза, пурга, метель, холод, не чищенные от снега дороги. Практически одна в этом огромном простран-стве: машин в то время по дороге не встретишь, как и пешеходов.
А ученики безумно завидовали ей, что у нее есть собственный бык и она ездит на своем транспорте далеко, долго и так умело управляет им. Запря-женный бык никогда не бегает, идет медленно, спокойно. И ничто не может вывести его из равновесия.
Ребятишкам давно хотелось прокатиться, править самостоятельно. Но они никак не решались на этот рискованный шаг, боялись. Но однажды со-блазн победил.
Алевтине Георгиевне некуда было уходить и она даже в перемены находилась с учениками. Бык же всегда стоял во дворе, его не распрягали, он лениво жевал сено.
И вот трое смельчаков – третьеклассников – Стаська, Ленька и Люся, как только прозвенел звонок на урок, и все зашли в класс, быстро уселись в кошевку. Стаська взял вожжи, и они тронулись в неизвестный путь, выехали на тракт, повернули налево и вперед. Сердце замирало от радости, душа ликовала. Им казалось, что все на них смотрят, завидуют им, восхищаются ими. Но, видимо, никто даже и не заметил их, иначе б остановили.
Проехали свою деревню, доехали до конца другой, которую проезжала Алевтина Георгиевна, и повернули обратно. И там никто не увидел нас. А мы-то так хотели, чтобы нас похвалили. Бычок шел спокойно, привычно, ведь ему не впервой проходить этот маршрут.
Конечно, учительница догадалась, что произошло: не было ни нас, ни быч-ка, но проявила спокойствие и выдержку.
Мы благополучно вернулись в свою деревню, заехали во двор школы, поставили на прежнее место «такси» и, как ни в чем не бывало, довольные своей поездкой, уселись за парту. Радовались, что учительница ничего не заметила.
Увидев нас, Алевтина Георгиевна, не ругала, не кричала, а спокойно сказала, что уроки закончились, можете идти домой, но завтра нам троим без родителей не приходить. Мы расстроились, испугались: конечно, дома будут лупить, наш папка был очень строгий (еще бы, ведь десять детей, распусти-ка их). Договорились – дома ничего не говорить. Думали, что Алевтина Георгиевна за ночь все забудет или простит уже.
Но утром не там-то было. Алевтина Георгиевна сразу спросила, почему мы пришли без родителей. Мы, как партизаны, молчали. Тогда она попросила техничку (уборщицу) тетю Нюру привести родителей.
Вот тут-то мы и струхнули: «сейчас нас будут убивать».
Пришли родители, в том числе и папка. Алевтина Георгиевна все рас-сказала и спросила, как будем наказывать нарушителей. Все молчали, а мы дрожали.
Тогда папка сказал:
- Алевтина Георгиевна, конечно, ребята поступили очень плохо. Но Вы поймите, какой у Вас необычный транспорт, и как им хотелось на нем самим прокатиться. Они, наверное, больше никогда не будут так делать.
Мы в знак согласия кивали головой и дали клятвенное обещание даже близко не подходить к бычку.
И никогда больше ни Алевтина Георгиевна, ни папка не напоминали нам об этом.
Но в деревне долго смеялись над нами и спрашивали, понравилось ли нам это путешествие на «черноглазом такси».
Еще несколько слов хочется сказать о тете Нюре, этой чуткой и доб-рой женщине. За мизерную плату она не только мыла полы и все прибира-ла, но еще и топила печь, кормила нас. Из овощей пришкольного огорода, где школьники сами вместе с учителем и техничкой выращивали овощи и собирали урожай, готовила скромные обеды. Родители весь день были за-няты на полевых работах в колхозе, и мы практически целый день (первая и вторая смена) находились в школе. Тетя Нюра приглядывала за нами, за-нимала нас, пока Алевтина Георгиевна с другими детьми проводила уроки.
Трудное было это время, но помощь и взаимопонимание помогали вы-живать.
Свидетельство о публикации №214092400416