Ковыль донская

    Живописно красивый ковыль застыл на фото в донской степи. По древним казачьим поверьям степной ковыль в дома вносить не принято. По сохранившимся легендам, ковыль – это седые волосы казачек, потерявших в войнах и походах своих мужей.
    Автор фото Николай Афанасьев. Источник - донфото.рф.
    ***  ***  ***  ***

    Какие уникальные уголки природы можно найти на земле Тихого Дона! Но ничто не может сравниться с красотой и загадочностью ковыльной степи донской…
   
    Давно это было. В те времена на зеленых полях и бугристых степях по берегам славного Дона – Ивановича жили свободолюбивые и гостеприимные народы. В мире жиле, любили свою землю, обживали уютные хижины, растили веселых ребятишек и охраняли свои земли от ворогов иноземных. Сколько богатств хранила в себе земля донская, сколько рыбы невиданной водилось в водах реки величавой. Много людей из самых разных стран прошли по этой красивейшей земле – торговцы и купцы, менялы и просто путешественники, вольные люди иноземные и лихие пройдохи из заморских стран различных. Никто из чужеземцев не мог остаться равнодушным к красотам этого края.
    Слава о земле и людях донских разнеслась по всему свету. А давно известно, что жадным богачам всегда чужое богатство жить мешает. Вот и задумал однажды жадный хан одного из чужеземных кочевых племен захватить эти земли. Снарядил он войско бесчисленное, вооружил его стрелами и пиками острыми и отправился в земли донские.

   А мирные жители ничего и не подозревали о коварстве соседнего ханства. Так же во чистом поле юноши пасли своих коней быстроходных, девушки прекрасные плели венки из цветов полевых, а старики грелись на завалинках возле хат своих ухоженных.
   Вдруг черные тучи затмили солнышко ясное – с четырех сторон надвинулись на степи донские войска кровожадные. Не успели люди добрые от ворога ненавистного укрыться, настигла многих смерть лихая во чистом поле. Спохватились добры молодцы, стали спешно дружины собирать и отпор неприятелю чинить. И опять многие полегли в неравном бою, но защитили своих матерей и девиц ненаглядных от ворога кровожадного.
   Не выдержала такого отпора нечисть поганая, отступила, а затем вовсе ушла из земли донской. Огляделись оставшиеся в живых донские жители – Дон Иванович помутнел от кровушки русской, поля бескрайние сплошь телами дончаков усеяны. Почти никого из мужчин в живых не осталось.
   Поднялся тогда по полю великий плачь женский. Мечутся матеря по степям и полям, ищут тела своих мужей ненаглядных. От горя неутешного сразу поседели матеря, потерявшие своих сыновей ненаглядных. Теребят они свои волосы седые распушенные, бьются о землю донскую родимую. Криком и болью материнской, слезами горючими и печалью великой покрылась все побережье Дона Ивановича. Но не вернуть к жизни павших за край родимый.
   Не выдержал Дон Иванович горя материнского, поднялся во весь рост над полем брани и обнял всех матерей плачущих. Ушла боль материнская в волны Дона великого, только разлетелись по всем полям и степям донским седые материнские волосы. Страшная картина предстала перед Доном Ивановичем – сотни молчаливых глаз женских со слезами и с распущенными седыми волосами. Собрал он воедино все силы свои могучие, призвал на защиту своих берегов и вдов несчастных всех оставшихся в живых юных молодцев отважных. Как один встали они за землю донскую, за матерей своих и отцов, решили отомстить ворогу ненасытному и наказать хана жадного и беспощадного.
    Собрались они на ратный бой за правое дело, за честь донскую поруганную, за слезы материнские. И отправились походом великим на кровожадное войско ханское. Великая сеча прошла в тех краях дальних, но одержали победу казаки прославленные над ханом ненасытным. Многие не вернулись с той сечи невиданной. Но зато разнеслась по всему миру слава о защитниках земли донской. Никогда больше не решался хан со своим войском ходить на земли Дона Ивановича.

    А в родных краях встречали героев прославленных матеря, горем убитые. Невернувшихся с поля битвы теперь не только матеря оплакивать стали, но и девушки юные, не дождавшиеся своих суженных. Неслышно было теперь криков по полям и степям бескрайним, только великий тихий плач стоял над всем Доном величавым. Посидели и девы юные от горя невыносимого. Распустились седые женские волосы по всей земле донской. Заколыхались бескрайние поля и степи волнами волос седых, словно море единое седое.
   Восстал опять во весь рост Дон Иванович и промолвил гневно слава пламенные:
   - Никогда и никому не победить моего народа свободолюбивого! Всяк, пришедший на берега мои, отсель отпор достойный получать будет. Не останутся не утешенными сердца женские, седые головушки матерей святых, вдов защитников моих прославленных и дев незамужних. Пусть в века останется на моих берегах память о слезах материнских и девичьих, память о славе защитников земли своей родимой.
    Взмахнул Дон Иванович своими руками – рукавами рек всевозможных и малых речушек, в Дон впадающих. Покрылись мгновенно все поля и степи донские удивительной серебристой и бархатной травкой волнистой. Ни трава зеленая, ни кусты с листочками, а именно волосы седые и бархатные, нежные и волнистые.
Вот так появилось на земле Тихого Дона это чудо невиданное – ковыль степная. Печальным и красивейшим ковром покрыло оно поля и степи донские. Ни в каких других краях такой красоты неписанной не встретишь.

    До наших дней хранит земля донская память о подвиге первых защитников Отчего края, память о седых женских волосах, убитых горем неутешным. Растет ковыль в степи непаханой на косточках защитников – мучеников. Поют над степями гимн песенный птицы полевые. Вечная тишина стоит в поле чистом. Ни одно животное, ни одна птичка не сорвет ковыль в чистом поле. А наступит пора, начнут разлетаться ковыль-волосы серебряные, вот тогда и собирать их можно птичкам небесным.
    Не принято у нас на Дону ковыль в букеты рвать и в домах ставить. Грешно это перед памятью предков наших. Вот и радует глаз любого казака и приезжего гостя серебристые поля ковыли донской. При малейшем ветерке начинают эти поля волнами играть в память о поступке Дона Ивановича, увековечившего таким образом слезы материнские и девичьи о своих павших за правое дело мужей и женихов храбрых.

    Веками будет напоминать любому прохожему степь донская ковыльная о величие казаков донских, об их мужестве и отваге и о верности сердец женских. Серебриться поле ковылем бархатным, манит к себе тишиной и красотой несравненной, теребит душу людскую.

    Да, лучше земли Тихого Дона во всем мире не сыщете, хоть всю землю необъятную обойдете. А если прожил ты пару лет в чистом поле донском, то уж никогда не покинешь эти места магические.

    Вот такова она - земля Тихого Дона!

               ***


Рецензии