Битва на реке Сить

"Народ,у которого нет национального самосознания,- есть навоз,на котором произрастают другие народы.".....П.А.Столыпин


Русская земля. Река Сить. Храмы, храмы жестоко изуродованные
воинствующими безбожниками. Стоят забытые, полуразрушенные деревни.
Течет река, жизнь идет своим ходом, умеренно, бедно, как и в большинстве
провинций и только величественные курганы, напоминают о событии,
которое завершило существование нашей древней Родины,- Владимирской Руси.

В начале марта 1238 года, 50-ти тысячный корпус татарского полководца
Бурундая, был направлен ханом Батыем для уничтожения войска Великого князя
Владимирского, Георгия Всеволодовича. Трехтысячный отряд воеводы Дорожа, прикрыв отход беженцев, насмерть встал в верховьях реки Сить, у местечка Божонки.
Головной отряд степняков не смог уничтожить русских витязей и план полного окружения объединенных Владимирских войск был сорван. Батыю пришлось перебросить к Божонкам часть войск, штурмовавших Торжок.
Силы были не равны, Дорож с десятком дружинников ушел от татар, принес весть, что враг уже близко. Великий князь повелел строить полки.
Сеча была зла и велика. Мужественно билась Владимирская дружина и пропустила степняков только по своим трупам. Сам Великий князь погиб в бою, он был обезглавлен.
Пришло время сойтись с неприятелем дружинам князей Святослава
Юрьевского, Всеволода Ярославского, Владимира Углического и Василько Ростовского. Не выдержав натиска татар, они уходили в низовья Сити за приготовленные заранее засеки, но были окружены и там где река делает крутой поворот и похожа на подкову, возле села Семеновского и Покровского,- приняли свой последний бой.
Русичи сражались с яростью обреченных. Придворный историк хана Батыя писал о последних часах сражения:" Я видел ужасную битву в свирепый мороз, я видел как десятки тысяч полных ненависти татар напали на несколько тысяч русских. Никто из них не сдался в плен. Они резались мечами, отбивались топорами с отчаянием и отвагой, как только могут отбиваться волки окруженные охотниками, до последнего дыхания. Я видел это и не умер..... и все еще живу."
Брат великого князя Святослав Юрьевский и его племянник Владимир Углический, смогли с малыми дружинами пробиться из окружения и уйти по реке Мологе в Великий Новгород, а князь Всеволод Ярославский пропал без вести.
Василько Ростовский, нарубивший множество татар, - раненный был взят в плен. Изумленный Батый, предложил ему службу, но благородный воин отверг предложение врага и был замучен через два дня в Шеренском лесу.
Стоит признать что не все русские князья, следовали примеру князя Василько.
Отдельные стычки, происходили еще несколько дней и не дойдя до Новгорода 100 километров Батый остановился.
Не разлив рек, а великое мужество и самопожертвование русских полков, послужило спасением Великому Новгороду, а город Козельск мог обороняться семь недель.
Погибла элита Святой Руси, - люди, которые предпочли честную смерть,
позорной жизни.
Это потом русские князья будут целовать татарские сапоги и подставлять свои спины под татарские плети, но они уже этого не увидят.
Слава героям и не их вина, что враг оказался сильней, они сделали все что могли.
Мертвые сраму не имут.
Пройдет еще почти 300 лет и немецкий посол в Московии, Сигизмунд
Герберштейн в своих записках поставит князей Георгия и Василько по
подвигам в один ряд с их прадедом - Владимиром Мономахом. И уже при
Иване Грозном они будут причислены к лику святых.
Николай Тележкин - местный краевед, сказал замечательные слова:
 - Двое святых, просияли на реке Сить, мы их знаем – это князь Георгий и князь Василько, но есть еще тысячи неизвестных, погибших "за други своя", они тоже святые и воду из Сити можно пить, как святую, потому что она омывает их мощи.
Почти восемьсот лет прошло со дня битвы. Лежат в земле кости наших далеких предков. Мы не должны забывать об этом, потому что живем на этой земле и в нас течет их кровь.
Сегодня битва увековечена в названиях поселений края:
- Станилово - где стоял станом великий князь.
- Юрьевское - место гибели великого князя.
- Могильцы - место захоронений русских воинов.
- Рубцово - там где рубились русичи с татарами.
- Раково(Роково)- где разъяренные татары, добивали раненных. Над захоронениями стоит деревянная часовня.
- Красное - от крови снег в округе, стал красным.
- Жарки - там, где бой был жарким.
- Бабья гора - там, где были убиты последние защитники Святой Руси - женщины и дети.
- Плотища – место, где лед реки не выдержал количества сражавшихся и участники битвы, своими телами образовали плотину, а кровавая жижа растеклась по округе.
- Судбища - там где нашли покой последние дружинники князя, два кургана видны на противоположном берегу реки.
-Брейтово - (брей того), так татары пополняли свои войска.

" 17 февраля Русская Православная Церковь, почитает благоверного князя Георгия,
правнука Владимира Маномаха, внука Юрия Долгорукого и сына Всеволода Большое Гнездо.
17 марта Василько Ростовского, племянника Великого князя Георгия Всеволодовича.

15 июня 1389 года другое славянское войско, состоящее из сербов, словенцев, хорватов,- выйдет на Косово поле против турок, что бы повторить судьбу русских витязей.
Что такое Косово поле для серба? Много - это не сказать ничего.
Косово поле формирует национальное самосознание братьев славян.
В день Косовской битвы «Видовдан», десятки тысяч сербов пересекают границу Косова, что бы поклониться царю Лазарю, воеводе Милошу Обиличу, Югу Богдану Вратко - командовшему полком правой руки. А так-же девятерым его сыновьям, которые по старшенству вставали вместо погибшего отца и пали все до одного. Поклониться неизвестным ратным людям, достойнейшим сыновьям славянских земель.

Так вот Сить – это русское Косово поле.

Жительница поселка Брейтово, поехала в Троице-Сергиевую лавру. Возле Троицкого собора к ней подошел "странный" человек и сказал:
- Вы приехали одному святому помолиться, а у вас там тысячи.
В наше время, когда коренное население России погрязло в нужде и страстях, как никогда становятся актуальными слова Петра Аркадьевича Столыпина:
"Народ, у которого нет национального самосознания,- есть навоз,на котором произрастают другие народы."
Добавлю к сказанному,- дерево без корней бревно. Поминать тех, кто своими телами проложил дорогу от Владимирской Руси до Великой России 4 марта 1238 года,- есть потребность наша.


Кто осознал поражение, того не разбили.
Самое страшное,- это инерция стиля.
Наум Коржавин.


10.02.2010


Рецензии
Кто осознал поражение, того не разбили.

Григорий Аванесов   18.02.2024 21:39     Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.