Донской монастырь

Прохладно как-то,- отметил я перед тем как пересечь стены Донского монастыря. Немного постояв, повернул в трапезную. Взял чай, сел за столик, греюсь. Закончилась служба и люди стали живо прибывать. Вбежали шустрые радостные дети. Взволнованная мама, в платке и длинной черной юбке посетовала:
- Ну вот как всегда….Саша, Дима ну-ка перестаньте так себя вести…
Много молодых женщин. Они все прекрасны в своем чистом светлом облике, лица их трогательны, заботливы и вселенски нежны, наполнены любовью. Моментально пронеслось сравнение с девушками подиумов и журналов……Но никаких страстных чувств, и даже наоборот,- внутренние добрые благородные пожелания им от меня,….благодарность за возможность присутствия, за чистоту.
По дороге из трапезной к большому собору слышу обрезок фразы:
- «…эти люди с комплексом неполноценности»,- естественно человек произнесший это, с комплексом полноценности….стоп, говорю себе….не суди.
Иду мимо малого храма. Справа усыпальница Глебовых-Стрешневых. Что-то останавливает меня. Читаю на крайнем памятнике: … «камер-юнкер 5-го класса Дмитрий Федорович Глебов-Стрешнев родился 1782 году, апреля 24 дня….преставился в 1816 году, марта 24 дня по полуночи в 10 часов. Жития его было 33 года 11 месяцев. Прохожий, помолись об нем…..». Вот это «прохожий помолись об нем» и есть суть наша, это то что всегда спасало нас….. Это то что не даст нам никогда пропасть, пока в нас будет «прохожий, помолись об нем».
Вспомнилась надпись на могильном камне друга детства, который погиб в Чечне в 1995 году:
"Поклонись русскому офицеру, он жил честно"..благородно так...РУССКИЙ ОФИЦЕР - ИСТИННО, КРАСИВО, КАК ФЛАГ ДЕРЖАВЫ.
Осматриваюсь,- где-то еще местами земля переходит в грязный снег, где-то в зеленые лужайки. Звон колоколов перемешан с пением птиц. То сливаются в свете с небом купола малого собора, то проявляются во всей своей красе на фоне белых, временами переходящих в грязно-серые облака, то снова пропадают в бездонно-лазурном от прохлады неба цвете.
Застыли задумчиво памятники в мертвом молчании. Время не жалеет их и словно снежной сединой головы мудрых стариков,- зеленый мох покрывает резаный камень гробниц. Изнутри прорывается:
- На фоне рассыпающихся стен и башен, элитный автомобиль с водителем в рясе, выглядит глумлением над святыней, снова стоп, не надо, не суди.
Дорогие мне могилы Ильиных, Деникиных, Каппеля, в который раз читаю записку, которую оставили патриоты: «Слава генералам Деникину, Корнилову, Маркову, Алексееву, Дроздовскому за то что боролись с коммунизмом. Но так ли это? Разве они с коммунизмом боролись, как и те, неужели с царизмом и капитализмом?
Нет и еще раз нет, просто отбросив декорации понимаешь, что русские убивали русских, что бы в 1992-м году передать имущество страны нерусским. И уже не важно за какую идею, уже не важно кто это сделал с нами, уже не важно. Важно понять после стольких прошедших лет, - да не враги мы, ни красные ни белые.
На могиле Ивана Ильина рамка с эпиграфом Ивана Бунина из Окаянных дней:
- Будущему поколению будет сложно представить ту Россию, в которой мы тогда (т.е. вчера) жили, которую мы не ценили, представить всю ее мощь, сложность.
Способно ли русское общество сегодня, понимать слова: мощь, сложность?
Вспорхнули голуби. Неожиданно переключился на городской шум, издававшийся из-за пределов монастыря. И вот те на, чудо: словно среди поющих птиц, одна запела красивым женским голосом, что то исконно русское, доброе, трогательное,- пронизывающее душу.
Это метрах в шести у могилы архимандрита Даниила Сарычева, прихожанка запела молитву. После подошли еще несколько человек и по запаху воска понял, что зажгли свечи. Я постоял, послушал, пока не закончилось все.
На аллее, наслаждался пением птиц на солнечном пятне асфальта. Стало припекать, хорошо стало. Обратил внимание на дерево, похожее на ель, которое при порыве ветра смешно шевелило лапами не в сторону, а вверх вниз, листья с прошлого года, прилипшие к дорожке и желающие оторваться от нее. Подумалось, что на фоне старых могил, новые выглядят дешевыми заплатками на богатом ручном шитье, опять, не суди, не надо.
О рабе Божьем Дмитрии я помолился, как умею. Только в машине почувствовал, как на самом деле холодно на улице.

21 апреля 2013


Рецензии
Валерий!Как Вы душевно,трогательно и с любовью к Родине написали! Об офицерах особенно... Лет 10 назад был на Русском кладбище под Парижем,отдал дать уважения царским офицерам. Очень бы хотел побывать и в Донском монастыре. Там,где-то могила моего любимого писателя И.С.Шмелева. С уважением!

Николай Кокош   24.02.2015 10:33     Заявить о нарушении
Да и я был лет десять назад на могиле любимого писателя.За отзыв,большое спасибо вам.И тоже с уважением!

Валерий Мальцев   24.02.2015 11:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.