Запахи

(Из автобиографической повести в миниатюрах «Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего не говорю»)

Когда жизнь что-то отбирает, обычно есть компенсация. Вот и у меня отсутствие слуха и зрения компенсировано обостренной чувствительностью к тактильным ощущениям и запахам, эмпатией, и не только...
 
Запахи для меня – непростая тема, к сожалению. Это было проблемой с детства... Запахи на меня действуют очень сильно, любые. Если даже запах хороший, но резкий, – я обычно начинаю чихать, и потом болит голова, и может даже подняться температура.

Пахнет всё. Я не знаю ничего, что не имело бы запаха. Формы может не иметь, как и цвета, или осязаемости, но запах есть у всего – и у вещей, и у людей, и у чувств. Запах – просто ещё одна характеристика мира. Музыка тоже пахнет, и у картин есть запахи. Просто я специально эту способность не развивала, надобности не было. Лично для меня мимолетности впечатления хватало, анализировать его – было ни к чему.

Все не перечислить, опишу только некоторые интересные моменты.

Одна моя хорошая подруга пахнет лесной травой и ландышами. Это самое сильное первое ощущение от неё при первой же встрече. Позже, уже когда начали общаться, диапазон запахов расширился, но я не думаю, что смогу узнать её только по запаху.

Если у человека низкий уровень общей человечности и культуры, то он плохо пахнет. Этот запах мне трудно описать. Он очень неприятный, сравнить его можно с грудой гниющего мяса под жаркими лучами солнца. Запах в той или иной степени агрессивный... На улице и в общественных местах – практически фон. И ни зубная паста, ни дезодорант не спасут...

И если эмоции зашкаливают... Они – резкие по запаху. Раздражение, стресс, гнев – тоже плохо пахнут. В метро и электричке, в автобусе, например, постоянно так – всё пахнет. Запах идёт волной, одно сменяет другое, но – это плохие запахи, их трудно выдерживать. Всё негативное пахнет плохо – всегда.

Раздражение... Сравнимо с нестираными носками. Мужскими. И поэтому тоже – реальные нестираные мужские носки – это ужасно. Совмещение запаха раздражения с реальным запахом грязного – ужасно...

Женские нестираные носки – не менее отвратительно, просто это – другой совсем запах.

Гнев – как протухшее мясо. Практически всё, что негативно – оно пахнет кровью, мясом, в той или иной мере испорченности. Это просто такая ассоциация, сравнение более сложное...

На улице проще – места больше и дует. Ветер сбивает напряженность, хоть и приносит волну других запахов. Инстинктивно начинаешь вслушиваться в них. Сознание фиксирует уже проанализированное.

Да, в запахи можно вслушаться. И их не просто чувствуешь – носом. Их слышишь – всем существом.

А человека по запаху я узнаю не всегда. Даже родных в куче народа – по запаху могу и не узнать.

Людей по запахам специально узнать непросто (можно, если в маленьком и неизменном коллективе, закрытом от внешнего мира). Особенно если духи разные.  Духи мешают конечно... Духи – это порой сильнейшая головная боль, если у них основа – не натуральные вещества... Отдушку я давно называю «отвонкой» – шампуни, гели, крем с такими ингридиентами – это хуже бомжа рядом... И выбор мыла для меня – большой запаховый стресс...

...А у любви разные запахи... Влюбленные пахнут листвой в нагретой вечерним солнцем слегка пыльной беседке. Беседка увита плющом, и все это – пахнет.

Я пытаюсь ближе описать, но это сложная гамма... И запахи вызывают образы. Они связаны – запах и образ.

Если любовь, как созависимость, то пахнет с привкусом земли. Такой преловатый, чуть навозный запах. Как в переухоженном, перекормленном удобрениями саду... Вроде и сад... Но подоплека совсем не гармоничная.

Если это скорее физическая страсть, чем любовь – чаще пахнет как кровь свежая, только что выступившая из ранки, пореза... И воспринимается, через образы, как густой красный туман, застилающий глаза.

...Безусловная любовь – чистая и светлая, без всякого сомнения, в нотах – как масло мирры. Не точно, а вот нееееежно,  легонечко так... Мне повезло – я с такой встречалась...

Материнская – смешно пахнет – свежими плюшками, ещё теплыми, но уже из печки. Аромат немедленно связывается с уютом и защищенностью, домом. Обволакивающий запах.

У  подруги – двое детей, и она скорее просто мама-овечка, заботится, и всё такое. Вот она плюшками пахнет.

У другой подруги трое деток, и первого не сразу родила – через 10 лет брака. Для неё дети – чудо. Вот её любовь южным морем пахнет. Тёплым и ласковым, и чуть розами у берега...

А вот когда мужчина любит женщину, и это скорее как взрослый – ребёнка. Пахнет сильно грушами. Очень вкусный, душистый запах...

Любовь высшего порядка у меня ассоциируется с морем, человечность тут не лежит для меня. Ещё такая любовь пахнет цветами. Разными, и не всегда садовыми. Очень приятно – и погружает в себя, наполняет, поддерживает, помогает ощущать себя – лучше, чище, выше...

Подруга, которой нравится зависеть от тебя, подчиняться тебе бездумно, ничего толкового самостоятельно сделать не могущей – запах перекипевшего кофе на плите, где до этого разлили жир чебуреков с бараниной. У меня такое было когда-то, и ассоциация очень резкая, неприятная.

Как-то на сьемках фильма меня попросили рассказать о том, как пахнет рис. Дома всегда есть несколько сортов риса. Для съёмочной бригады они ничем особо не различались по запаху... Но каждый вид риса пахнет по-своему. Не было только самого простого, и не любимого – обычного серого мелкого риса, который моментально разваривается в кисель. Этот рис пахнет всегда одинаково – неприятно, застоем, холодом и плесенью... Я различаю запахи сортов риса, но если рис старый, лежалый – это непросто...

Жалость пахнет мокрым песком. Но это – не приятный запах, он больше похож на запах из кошачьего лотка с песком после кошки.

Зависть напоминает запах протухших помидоров в сочетании с ароматом подгнившей рыбы…

Ложь отдает испортившимся луком… Даже когда сам говоришь неправду, этот вкус и запах прямо во рту...

Всё имеет свой запах. Но когда начинаешь принюхиваться и усилено анализировать – вообще перестаешь понимать запахи. Их – много, они – меняются, и они – лёгкие или тяжелые – просто помогают ориентироваться в пространстве...

Сентябрь 2014 г.


Рецензии