Джеймс Джойс. Улисс

С одной стороны, триста рублей – вроде и не деньги… А с другой стороны, когда выбросишь их на ветер – все равно жалко…

Редко мне не удается прочесть книгу до конца. "Улисс" как раз из этой категории. Из почти восьмисот страниц (без учета комментариев) я одолел всего 50. И это еще много! Большинство, я думаю, и десяток не осилит.

Читать это творение Джойса попросту невозможно. Это не книга в привычном понимании, не литературный текст. Данный факт, собственно, отмечают все — в том числе и поклонники творчества безумного ирландца. Это надо же такое заявить — цитирую переводчика романа С.Хоружего: "задачи формы составляют истинное содержание романа, а содержательные (сюжетно-повествовательные) задачи остаются на втором плане как своего рода необходимая формальность"!? Писатель С.Беккет и вовсе изрек нечто непотребное: "здесь форма есть содержание и содержание — форма". Что важнее: форма помидора или его вкус? - Ответ очевиден, но не для фанатов Джойса.

Текст — по крайней мере, в начале романа (якобы от эпизода к эпизоду он меняется) — идет примерно следующий: некий ничего не значащий диалог, потом что-то похожее на бред (видимо, авторские размышления, хотя я не уверен), затем опять диалог ни о чем, снова бред. Смысла во всем этом я не уловил по той простой причине, что его там нет! Ведь главное в романе - форма!

Небольшой пример, чтобы было понятно, что я имею в виду под "бредом": "Неотменимая модальность зримого. Хотя бы это, если не больше, говорят моей мысли мои глаза. Я здесь, чтобы прочесть отметы сути вещей: всех этих водорослей, мальков, подступающего прилива, того вон ржавого сапога. Сопливо-зеленый, серебряно-синий, ржавый: цветные отметы. Пределы прозрачности. Но он добавляет: в телах. Значит, то, что тела, он усвоил раньше, чем что цветные. Как? А стукнувшись башкой о них, как еще. Осторожно. Он лысый был и миллионер.... Предел прозрачного в. Почему в? Прозрачное, непрозрачное. Куда пролезет вся пятерня, это ворота, куда нет — дверь. Закрой глаза и смотри."

Сам автор утверждал, что с каждым эпизодом романа (всего их 18) неким образом связан определенный орган человеческого тела, а также определенная наука или искусство, определенный символ или определенный цвет. А еще роман повторяет структуру "Одиссеи" Гомера! Ну, разве это не чудо!? Этот факт, по-моему, больше всего возбуждает фанатов Джойса. 

С.Беккет говорил, что текст Джойса надо не читать, а смотреть и слушать. А пропеть его никто не пытался? Прогладить каждую страницу или пронюхать? А может с ним надо поступить так, как герой Джейсона Биггза в фильме "Американский пирог" с пирогом?..

20-й век — это время расцвета абсурда во всех областях человеческой жизни. При этом, абсурд нам пытаются вбить в головы в виде абсолютной нормы. В результате Ван Гог оказывается художником, Иосиф Сталин — эффективным менеджером, Магда Геббельс — идеальной женой и матерью, а Джеймс Джойс — писателем.


Рецензии