Предчувствие губительного рока... О творчестве Але

Анатолий АПОСТОЛОВ               

                «ПРЕДЧУВСТВИЕ  ГУБИТЕЛЬНОГО   РОКА…»
                (о творчестве Александра Мамонтова)
  Всякая человеческая душа – живая душа, и она невольно запоминает и вечно хранит в предании-памяти именно то, что говорит о несовершенстве, не самодостаточности той жизни, которой она живёт. И если стереть память в человеке, то будет  убита в нём и душа, ибо память – это  сухой хворост для тлеющей   совести, без которой невозможна любая духовная творческая работа.  Душа поэта жива памятью, совестью и жаждой истины.
      Сжалось время, сгустилось и надо успеть сделать всё возможное и невозможное. Историческая  память зиждется  на правде, жертвах и победах. Когда ложь прошлого  скрытно перетекает  в реалии настоящего, вино истины прокисает, а историческая память становится  балластом  ума и сердца человека и без того отягощённого тревогами и ожиданиями будущего. Первой правдой у человека является его     работа  на совесть при любых обстоятельствах. Без правды нет покоя.  Без правды – жизнь человека  грешна и бессмысленна. Без правды  не может жить ни  любящее, страдающее сердце, ни пытливый, глубокий ум,  который, увы, вчера и сегодня «не пророк, а  угадчик».  (А.С.Пушкин) Поэту всегда  есть  что   рассказать, оставшись наедине со всеми, «откровенно. На склоне лет/Рассказать в стихах о себе» (С.164)  Язык  настоящего  поэта – это язык пророка. Только языком  поэзии   можно  осмыслить и объяснить  всю несовместимую с жизнью иррациональность бытия и то внеисторическое, ещё  «неизречённое» состояние победившего мировое зло духа,  которое можно  выразить  лишь в символах и подобиях. И неудивительно, что многие современные поэты  начинали своё творчество с  подражания лучшим образцам философской лирики поэтов-символистов.  Истина, красота и любовь непрерывно и  всегда   наполняют человеческую душу и составляют главное  в  нашей  жизни, которая не пыль, несомая  слепо ветром, а ещё одна божественная  сага на электромагнитную тему, имеющая   скрытый смысл и глубокий, надёжный корень. В поэзии  А.С. Мамонтова это ясно обозначено. Во многих  его  трансцендентных стихотворениях  тема  антагонизма,  единства и противоположности физического  человеческого и   вечно ищущего мятежного  духа звучит пронзительно и больно.  Она, эта «вечная тема», стала главной в  результате  огромного духовного подвижничества,   духовной работы поэта  в  последнее   десятилетие.  Много времени  у него ушло на открытие  особого поэтического мира, мира вне которого невозможно  вообще какое-нибудь  духовное строительство.
      В   ранней любовной лирике Александра Мамонтова, в первой книге стихов «Тебе»(М.2002) и  в последующих лирических сборниках, явно прослеживается   эпигонство, явное заимствование методов и художественных  средств русских декадентов,   элементы подражания эротической поэзии  поэтов  Серебряного века,  где чувственная  любовь  есть сладкий «грех, как чудное  вино»,  без которого бесцветна и бледна юность  человека.  В том  раннем декадентском  гроте  «душа нашла  благодать»  не в гармонии с  жестоким и беспощадным миром,  а в  девушке, которая  для поэта Мамонтова  есть  и праздник,  и «февральская песня», и «небес провиденье,  и отблеск минувших времён».   
                …Пурпурный  сумрак, тихий вечер, сад
                Порхающие бабочкой ресницы,
                Как отзвук дней,  несущихся назад.
     Стихи, как осколки  выдуманных чувств, предчувствий и сомнений/ «под водопадом выдуманных грёз». (С.165) Стихи-видения, стихи-фантасмагории и фантазии надломленного сознания.  Красиво, печально, возвышенно,  изощрённо изыскано, вызывающе дерзко,  эпатажно до наглости,  жеманно камерно,  салонно соблазнительно и развратно эротично.  Картины маслом, акварель и графика А.Бенуа, Л. Бакста, В.Бориса-Мусатова,  А.Кравченко, К. Сомова, С.Чехонина предстают перед глазами, дополняя собой зрительные образы главных героев поэта.   Миражи, иллюзии и фантасмагории, видения, тихие рыдания и стоны под граммофон,  шарманку, гитару и белый порошок.
                …Эмоций бессмыслица
                В споре со смыслом
                По-женски пытаясь
                Сыскать компромисс,
                Казалась нелепой
                Луне, коромыслом,
                Смотревшей брезгливо
                И холодно вниз. (с.160)
     Всё это было, было в начале ХХ века,   в годы эсхатологических предчувствий и ожиданий,  накануне  великих  социальных катастроф. Но кому адресована эта лирика сегодня, через сто лет?   Где живут потребители  этого  салонного искусства времён Зинаиды Гиппиус, Дмитрия Мережковского и  Андрея Белого? Их нет сегодня в Российской Федерации, и быть не может, ибо  эпоха монетаризма  чужда камерному искусству, салонной, чувственной и манерной, упаднической поэзии, с её изысками  виртуозной игрой слов и звуков.  А посему,   не есть ли всё это игра в поэзию  запоздалого  путника, идущего по  заброшенным нивам  русской изящной словесности? Слава Богу,  нет,  скажу я, ибо эпигонство Александра  Мамонтова – это всего лишь дань  моде на поэтической ярмарке тщеславия,  всего лишь  необходимый для   души художника  малый отрезок пути  во время  долгого его  восхождения к горним высотам. Сегодня историософская  лирика вождей русского символизма и акмеизма  необходима поэту Александру Мамонтову чаще  всего    в минуты мучительных   раздумий «над  отчим  словом Нового Завета,/ Над мудрым милосердием его». (С.191)  Но всё проходит,  ушёл в прошлое и угар всебщего  кумиротворения.  Сегодня  творчество «поздних» эмигрантов Константина  Бальмонта  и  Игоря Северянина нам намного  ближе их ранней лирики  с её мистикой, космическими, «вселенскими пожарами», теософией, «громокипящими кубками» снежными масками и  «грёзофарсами».  Сегодня увитый  густым    багровым плющом  грот Эрато и Эвтерпы  для поэта Мамонтова  не только «убежище Сократа, родник философов, искателей приют»,  но и храм, где можно  в день осенний  спрятаться  от шума,  где «даже нужно  иногда  о вечном  говорить».      
      Между первым  скромным сборником любовной лирики «Тебе» (М.2002)  и весьма   солидной  книгой  избранной лирики «Поэт и мир» (М.2010)   лежит огромный восьмилетний  труд души поэта  в динамике её восхождения к высотам Духа.   Книга стихов «Поэт и мир», своего рода итог определённого отрезка жизненного и творческого пути Александра  Мамонтова,   выдающегося мастера слова,  который      проявил  в ней  свой особый дар оставлять материальные следы своей огромной духовной работы.  Книга «Поэт и мир»  - главная Книга  поэта, вершина его поэтического творчества, его духовный подвиг.   Избранная лирика Александра Мамонтова – это подлинная философская лирика, созвучная лучшим  традициям отечественной классической поэзии.  Через эту книгу стихов  поэт признал Судьбу,   обрёл Надежду, достиг горних  высот, стал  «блаженным» в смысле  жертвенного альтруизма,  и готов «безрассудно жертвовать собой» (с.216). Высокий градус творческого горения и напряжения духа, рефлексия и  война между  биохимией   и духовными флюидами субатомных частиц. Трудно, почти невозможно согласовать низкий быт с небесной  Гармонией, связать их хотя бы  висячим мостиком, но, нет, они для поэта  так и останутся не примирёнными. Вот она сокровенная трагическая мысль о конечной несовместимости низкой жизни и высокого творчества с его тревожным предчувствием губительного Рока в минуты духовных озарений последних времён. Поэту всегда  есть  что   рассказать, оставшись наедине со всеми.  Поэту всегда хочется многое рассказать о своей душе. Оставшись наедине с собою. Особенно хочется сказать поэту  о том,  как трудно  приходится  его  душе в этом мире.  Поэт пишет о себе и людях, а писатель-прозаик чаще всего пишет о том, что так жить, как  мы  живём, категорически нельзя. Поэт и мир.  Поэт один на один с миром. Поэту есть, что сказать о себе миру, но миру – всё равно. «Исчезнем мы, а миру – всё равно, исчезнет след, а миру –всё равно» (О.Хайям)  Гримаса сущего   вновь омрачает лицо. Как укротить страдания души, её испуг?
                … И тих испуг,  бесплотный дух сомнений,
                И глух тупик дороги  в никуда…

      Поэт, что хотел сказать нам и миру о себе и свой душе, всё сказал. Сказал как смог, сказал, как пропел.   Теперь ему,  в предчувствии губительного рока, остаётся и дальше смотреть «за горизонт событий» и видеть, «как корабль дураков/Уходит в порт других третейских судей…» (с.111) А мы, друзья поэта, и ты, будущий читатель, отложив с благодарностью книгу стихов Александра  Мамонтова поздравим  друг друга с тем, что  не одиноки мы в этом мире,  и порадуемся этому вместе.
*Александр Мамонов. Тебе. Вступительная статья А.Г.Апостолова (М.2002)  Но этот грех. как чудное вино!...  М. Новый ключ, 2005;   Поэт и мир. (М. Академия поэзии, 2010)
25.07.2014                Владимирская область,  деревня Копцево


Рецензии

ПОЭТ НА ПЕРЕКРЁСТКАХ СУЩЕГО…

О творчестве русского поэта и учёного-филолога Александра МАМОНТОВА.
Говорить и судить о творчестве живущего с тобою рядом современника всегда трудней, чем об уже ушедших вечность знаменитых людях. Не так легко освободить образ своего незаурядного современника от напластований серых будней, от дешевой, мелкой мишуры культуры повседневности.
Как правило, решить эту непростую задачу нам помогает груз прожитых лет, короб чувств и горьких долгих размышлений, накопленный, прошедший через густое сито времени, промежуточный онтологический опыт. Всем, кто прожил на этой земле долгую жизнь, не впал в беспамятство и старческое слабоумие, есть, кого вспомнить и о чём вспомнить. Ещё не закончен многими из нас свой крутой маршрут. Ещё длится наша жизнь, и далеко не всё сделано из намеченных нами дел. И ещё не всё сказано о времени и о себе с позиций мудрого миропонимания учёного, художника и человека.
Александр Мамонтов, семидесятилетие которого мы отметили в конце июля 2020 года, принадлежит к той малой части национально мыслящей русской интеллигенции, которая ценой больших духовно-нравственных потерь пережила вместе со своим народом крах великой империи, позор и стыд кромешной Смуты 90-х и сумерки смрадных "нулевых годов". Не каждый человек, учёный и поэт, пережив очередной «великий перелом» славянской души, не впадёт в глубокое отчаяние и не сломается духовно сам. Под обломками империи, не разобрав завалы, трудно строить Новый Город-Сад и создавать с нуля могучую Державу их двух взаимоисключающих миров, из прошлого и настоящего, продолжать научные исследования и писать философские стихи. Александр Мамонтов — автор исторического очерка "Духовная культура средневековой Руси". и учебного пособия для учащихся высшей школы и лиц, занимающихся самообразованием "Культура России от Петра Великого до "серебряного века" (XVIII -XIX вв.). Александр Мамонтов — автор книги философской лирики "Поэт и мир" (М.: Академия поэзии, 2010), книги стихов и прозы "Разговор по душам" (М.: Интернациональный Союз писателей, 2014) и ряда многих замечательных поэтических сборников.
В них особое внимание обращено на духовную составляющую культуры допетровской Руси и послепетровской России, без которой трудно рассматривать наиболее яркие проявления психического и психоэмоционального склада характера и "культурного генотипа" русского народа. Многолетняя исследовательская работа по этой теме в контексте истории русской культуры, в частности, развития русской литературы (изящной словесности) на основе русского народного творчества не могла не вдохновить молодого учёного на создание собственных стихов мировоззренческого характера.
Учёный и поэт Александр Мамонтов не сломался под железобетонной плитой монетаризма в сумерках криминального зооморализма, и не взирая ни на что продолжал терпеливо и не спеша создавать свой неповторимый собственный мир. Прошла лихая, воровская Смута 90-х и наступили «нулевые годы» третьего тысячелетия, но окружающий поэта мир не становился лучше. Всё дальше за горизонт событий уходит из-под ног родимая земля, тускнеют на глазах волшебные цветы утраченного Рая. Реальная жизнь становится всё скучнее и скучнее, а люди — все расчётливве, равнодушнее и суше. Возник острый дефицит человечности, а вместе с ним дерзкий, вызывающий московитский гедонизм и и пещерный зооморализм. Изменились ценности и коды поведения людей в попытке власть имущих подчинить и законсервировать эмоциональную энергию людей в интересах своей корпоративной, мафиозной экономики и современного потребительского образа жизни. Для социолога, политолога и экономиста — это необратимый и закономерный процесс, для ученого-гуманитария и поэта-философа — перманентный тревожно-депрессивный синдром и армагеддон вселенского масштаба, начало эсхатологической битвы на исходе времён «царей всей обитаемой земли» (Апок. 16,14-16). На просторах иного враждебно-настороженного мира все меньше «людей лунного света», все гуще сумерки людей и всё больше людей сумерек и деформированного сумеречного сознания. В багровых сумерках безумия мрачнеет горизонт грядущего, и Тот, Кто Может Всё угрюмо сводит брови:
Ваятель бурь, свирепый господин,
Какие муки ты готовишь веку?
Протрёт ли лампу новый Алладин
В порыве состраданья к человеку?

Одна из лучших (по моему личному мнению) программных стихотворных книг Александра Мамонтова "ПОЭТ и МИР" с каждым новым днём всё шире и глубже открывает для читателя мучительную, отчаянную жажду Истины в этой проклятой, непрерывной, жуткой, абсурдной, мелкой и жестокой жизненной возне. Её автор — весёлый, немного грустный мудрый реалист и задумчивый романтик, сполна насыщенный пространством-временем, радостью познания самого себя и мира, полный светлой памяти и глубокой мудрости, без чего немыслимо и невозможно обретение новой идеологии, свежих одухотворяющих идей и совершенствование человека. В некоторых своих стихотворениях он стоит выше всех на одной из тех "сияющих высот Памира", с которых видно всё окрест, весь мир во всех его причудливых метаморфозах, с его Соловьиными садами, Китеж-градом и легендарным Беловодьем, (Крымом, Сочи, Воркутой и Магаданом), с безымянными могилами, свалками для падали и мусорными полигонами. Его поэтике присущ православный аристократизм — в ней дуализм Серебряного века — в ней дышат и живут особой жизнью идеальное и материальное начала. Его поэтика по-человечески добра, гостеприимна и щедра — порой она стоит на земной российской тверди и пытливо вглядывается в низкое и хмурое северное небо, а порой — взмывает и витает где-то выше облаков и из небесной глубины участливо и скорбно обозревает землю. Неустанный труд его души всегда радует и вдохновляет нас на быстрых струях Божьей реки жизни.
Поэт — свидетель Вечности, спокойный среди бурь, мятежный в смрадном сумраке Застоя.
Поэт — связист святого духа между Небом и Землёй. Эту полевую, волновую, квантовую связь никогда никто на свете не разорвёт и не уничтожит.
Вот этими восхождения к горним высотам Александр Мамонтов нам, почитателям его поэзии, очень близок и дорог, как человек, как учёный и художник слова. Не будем печалиться о том, что человек так краткодневен, а будем радоваться, что мы пока ещё живём не зря, что ещё бьются в унисон наши усталые сердца:
Будем радоваться свету жизни, понимая всем сердцем и умом, что без потерь и утрат любому человеку не прожить, что мир — юдоль печали и слёз, но и не свалка для всякой падали. Будем жить и радоваться жизни, понимать, что сила наша в наших славных предках, в понимании того, что под этим Небом ещё пока неразрывна связь времён и поколений, что УЧИТЕЛЬ НЕ УМРЁТ В УЧЕНИКЕ:

...Без потерь не прожить —
Так зачем сокрушаться об этом?
Сдвинет брови закат,
Возложив поминальный букет.
.................................................
Сгинут призраки тьмы,
Разметав грешной жизни обломки.
Мы шагнём в никуда
На ещё одну тысячу лет.

И ростками взойдут
Просвещённые наши потомки,
Старомодным отцам
Снисходительно глядя во след.(1)

Творчество Александра Мамонтова ярко и во всей полноте отражает всю его саморефлексию, всю гамму чувств и переживаний человека, оказавшегосяна перепутье двух веков и двух тысячелетий, когда в кромешной Смуте 90-х и нулевых годов произошёл еще один «великий перелом славянской души». Учёный и поэт сам оказался в смрадных вихрях смутных перемен, свидетелем обратного пути от человека разумного и мудрого к человеку прямоходящему, к грамотному, пошлому потребителю.
Трудно быть богом, но мучительно трудно быть Поэтом и человечным Человеком. Так трудно, что порой не хочется быть человеком, не жить и не страдать, не чувствоваить, а «лучше камнем быть в наш век лукавый и постыдный» (Микельанджело Буонарроти). Порой не жить среди людей в атмосфере полного и окончательного безобразия. Порой хочется, как Марина Цветаева, вернуть Богу его билет (аусвайс) уйти из мира молча, по своей воле. Воистину, чтобы перестать быть человеком, надо стать тираном-психопатом, садистом-палачом или умереть.
Восторженное, инфантильное стремление обнять весь мир, узреть во всей полноте и разнообразии его красоту порой переплетается в стихах Александра Мамонтова с тоской по вечной весне и молодости, а извечный поиск истины и смысла жизни завершается подведением итогов своего неустанного, счастливого сизифова труда.
Сегодня прошлое переживается поэтом как бы заново, но уже в полноте обретённого опыта и миропонимания, анализа личных непоправимых. но поучительных ошибок и заблуждений... У каждого поэта было своё прошлое и грядущее, своя рефлексия, свои демоны и бесы, бескорыстный идеализм и тревожно-депрессивная рефлексия. Без пережитого и перечувствованного прошлого нет, и не может быть здоровой рефлессии, критичной мысли, радости познания и вдохновенных прозрений. И совсем не случайно в книге Александра Мамонтова «Поэт и мир» двумя главными, содержательными рубликами являются «Река времени» и «Рефлексия». Именно они раскрывают во всей полноте внутренний мир поэта, его особое миропонимание на арене и подмостках жизни (с.127), на безлюдных тропинках бытия, «на краю у пропасти Судьбы» (с. 157).
Поэзия Александра Мамонтова не для поколения, выбравшего после развала СССР пепси и не для поколения грамотных потребителей с «клиповым и микроволновочным мышлением» однодевного насекомого (открыл, разогрел, съел и сразу же забыл то,что съел), а для тех, кто умеет тонко чувствовать и понимать гармонию нездешних звуков и высоких смыслов, положенных с начала возникновения ойкумены в основу русского высокого Глагола. Она для почитателей и учеников ученого-филолога и поэта, для всех любителей русской изящной словесности, для учащихся высшей гуманитарной школы, для лиц, занимающихся духовными поисками, самообразованием и самосовершенством.
---------------------------------------------------------------------------------
Источники и литература.
1.Александр Мамонтов "Поэт и мир" М.:2010,СС. 127-157.
2.Michelagnolo Bonarroti. Поэзия Микеланджело в переводе А.М.Эфроса. М.:1992.
OCR: Alexander D. Jurinsson, с.54

25.07.2020


Анатолий Апостолов   21.08.2020 09:22     Заявить о нарушении