Урок. Природа и я

Природа и я...

    Для меня это самая тяжелая тема, еще со школьной скамьи... Писать о природе  привилегия избранных.  У меня, к сожалению, нет такой привилегии.  Пришвин, Паустовский, Мамин-Сибиряк, Сетон-Томпсон - литературные живописцы. Сказку про Серую Шейку я читала всего лишь два раза в своей жизни. Первый раз в первом классе из под палки, но мне тогда, она показалось скучной, нудной, и я ни черта не поняла о чем речь в этой сказке. Второй раз весною. Мы  с сыном после школы зашли в библиотеку, я как всегда за своим  детективным чтивом, сынок за своим познавательными журналами. И вот, пока я терпеливо ждала своего ребенка, мне на глаза попалась книжка "Серая шейка" .
-Давай возьмем тебе эту книжку, - предложила я сыну. - Здесь про уточку.
Ребенок мой с радостью согласился, он обожает  фильмы, передачи, книжки про природу.  А я взяла эту книжку не столько для него, а сколько для себя. И так меня тронула история про хромую уточку. Я плакала, читая сказку.
"Селезень всегда старался замять разговор, когда речь заходила о Серой Шейке. Конечно, он тоже любил ее, но зачем же напрасно тревожить себя? Ну, останется, ну, замерзнет, - жаль, конечно, а все-таки ничего не поделаешь. Наконец, нужно подумать и о других детях. Жена вечно волнуется, а нужно смотреть на вещи серьезно. Селезень про себя жалел жену, но не понимал в полной мере ее материнского горя. Уж лучше было бы, если бы тогда Лиса совсем съела Серую Шейку, - ведь все равно она должна погибнуть зимой" - размышления Селезня меня повергли в шок.
     Простая на вид сказка  оказалась очень глубокой по смыслу. В жизни, в нашей человеческой, к сожалению тоже бывает так, когда мать бывает вынуждена оставить своего ребенка.
     Горе матери-утки безутешно. "Старой Утке нужно было собрать все силы, чтобы не выдать своего отчаяния. Она старалась казаться веселой и плакала потихоньку ото всех. Ах, как ей было жаль милой, бедненькой Серой Шейки... Других детей она теперь почти не замечала и не обращала на них внимания, и ей казалось, что она даже совсем их не любит".
    Тоненькую детскую книжку я читала с большим волнением. Я боялась, что уточка погибнет - её съест лисица.  Но когда появился старик с ружьем, и своими выстрелами заставил Лису ретироваться я вздохнула с облегчением.  И я задала себе вопрос: "Почему я так мало читаю о природе? Почему  природа в литературе мне кажется скучной?". И так не смогла ответить. А ведь эти рассказы  они светлые, наполнены любовью ко всему живому и учат делать добро.
                ***
    Очень много стихов о природе.
Есенин, Заболоцкий, Бальмонт у каждого из них своя осень. У Есенина мое любимое  начинается  с инверсии:
Отговорила роща золотая...

     Проникновенные строки про себя, про свою  жизнь на лоне природе
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветром в даль,
Я полон дум о юности весёлой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Кажется, что поэт не сожалеет о прошлом. Но меня  трогают следующие строки:

Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.

Грустные слова не могут появиться просто так, если есть грусть значит  есть и сожаление.
                ***

      Меня зацепил "Черешневый сон" Г.А.Щекиной.  Вроде о черешне, о том что черную не сровнять с желтой, но вот начальные строки  не давали покоя:

Я возвращаюсь с юга,
С белых его палат -
В травы яркого луга…
Нам бы узнать друг друга,
Да не попомнить зла.

   Они глубоко личные и предназначены для близкого человека, с которым отношения  были ни простыми, героиня сожалеет о прошлом, она хочет всё вернуть, повернуть время вспять, чтобы узнать друга, а мне так кажется завново узнавать друг о друге нечто новое, нечто особенное и при этом не вспоминать то плохое, что было.  А для чего тогда пригоршни на год? Пригоршни   -  для меня время, время, которое отпущено героине для ее близкого, и героине мало отпущенного времени, ей нужно времени в два раза больше.

Было мне не до ягод.
Северной жажды миг:
Мне бы – пригоршней, на год
На два вперед – с отвагой
Есть, пока есть язык
                ***
Надо ж, попутал леший -
Я из жарких широт
выпала как из бреши
как из обоза - пешая,
стоя, раскрывши рот
С юга едут гурьбою,
Громко хохочут, пьют,
Ведра черешен стоят
Дешево! Нам с тобою
В том не живать раю

Что случилось в жизни героини, что-то она увидела в неправильном свете, а теперь  героиня одна.


Желтые как светила
Ягоды нараскат.
Теплой медовой силой
К ним меня заносило
В шумный ягодный ряд

Знаю, c черешнеq черной
Желтую не cровнять.
Нету дороги торной
Там, где плоды отборные
Зреют не для меня.
    Её жизнь была бурной, шумной, её заносило в "ягодный рай" но в рай так она и не смогла попасть. В своем черешневом сне героиня понимает, что она не одна  грешна. Что у каждого есть свой грех, о котором  горько сожалеют. И что жизнь порою рушится из-за одного греха.

Я не везу черешен,
Персиков и клубник,
Запах ягодный бешен!
Каждый же чем-то грешен,
Каждый однажды сник.

Просто открылось тайное
Будто в глотке воды:
Нежное, неприкаянное,
Кроткое и отчаянное
Чувство близкой беды.


Рецензии
Рассуждение про Серую Шейку, признаться очень трогает, но трогает не аналитическим подходом, а непосредственностью детского восприятия. Это вправду не разбор. В разборе обычно звучит - что поразило и оценка. А здесь тлдбко то, что жалко и жалко. Дети не могут обьяснить,а взрослыем пора понять, что положительная героиня поставленная в трагические обстоятельства, всегда вызывает сочувствие. Весь мир для нее был враждеьбным. А она боролась. Это воспитательная и мудрая сказка.

Что касается стихов , это тоже не разборы - потому что цитатаы и цитаты, нет своих мыслей.Надо обьяснить - почему нравитеся илинет. отметить положит. и отрицавт. стороны. А уже если сравнивать с другими авторами, то тоже так, что понять различия. А то получается не разбор, а просто"мгне нра". Нет обьяснения - почему. А оно желательно. В Черешнене та еж беда. Цитат много. а мотивирока отсутсвет. Надо учиться рассуждать, разделять на + и -....

Галина Щекина   27.09.2014 21:43     Заявить о нарушении