Вспомним наше прекрасное время. Пионерское лето, к

  (глава из книги "Сатана там правит бал")         

            ЛЕГЕНДА  СТАРОГО  МОСТА.

   Старшие вдоволь набегались, накатались, налетались на воздушных качелях, сели вокруг костра.  Малыши продолжали бегать вокруг столба, их подстраховывал Буратино, вместе с Вовкой Будённым. Третий отряд вместе с местными поселковыми  играли в футбол.   
  Вокруг костра пели, сразу человек сорок. Игорь перепел все песни, которые знал. В основном ему помогали девочки и докторша Римма Венедиктовна. Она сидела рядом на чурбане с гитаристом. Высоко, в темнеющее небо летели искры. Наступил маленький антракт. Корнеев подтягивал струны.
-  Ребята! Кто знает, кто построил Покровский собор? - громко спросила  Римма  Венедиктовна.
- Это и малыши знают.
- Вот, ты знаешь?         
Девочка пожала плечами. - Я не знаю, где он и находится. 
- Нашли, у кого спрашивать, она двоечница.
- А сам, знаешь?
- Конечно, знаю,- встал, и подсел ближе к костру Валера Дёмин.      
- Блесни знаниями, - вожатый Костик подложил в костёр охапку валежника
- Это Собор Василия Блаженного на Красной площади у Васильевского спуска. Его построил один мужик, его ещё Иван Грозный, одним словом, глаз ему  выколол.   Все  ребята засмеялись.
  - Во-первых, не один мужик, а двое, - теперь начал показывать свои знания Кешка - барабанщик, - два зодчих Барма и Постник, в честь взятия Казани.
-  Молодец, Иннокентий, читал?
-  Слышал, их ещё ослепили, чтобы они не построили второго такого красивого храма.
-  Правильно, - похвалила Римма Венедиктовна парня.
-  А вы, знаете, что это не единственный случай в истории, когда ослепляют зодчих, чтобы они не смогли повторить своё сотворенное чудо?
- Нет, не знаем, расскажите, - запросили девочки.
- В Праге, есть замок неповторимой красоты на берегу Влтавы ...            
- Я могу  добавить, - поднял руку Юра Фасолин.
- Пожалуйста, Юра, мы тебя слушаем.
Римма Венедиктовна подвинулась, - Садись.   
Фа-Фа примостился, и продолжил. - Я вам расскажу одну легенду.
- Итальянскую?
- Нет, чешскую. Как раз, перед этим замком - дворцом было широкое место реки, где постоянно строили мост. Строили из камня, не деревянный. Этот мост один из самых старинных мостов Европы. Его строили долго. Всё не получался самый большой пролёт моста, он постоянно обрушивался. Народ говорил, что мост был заколдован. 
Вот однажды зодчий, который строил этот мост, ночью увидел сон. Во сне он узнал секрет строительства ...
-  Как Менделеев свою таблицу?
-  Нет, это Менделеев увидел сон, как тот зодчий ...
-  Верим, ври дальше...
-  ... Так вот, во сне ему секрет раскрыл сатана, который и заколдовал этот   мост...
-  Фа-Фа, этот зодчий, случайно во сне не тебя видел? Ты, тоже сатана, -  сказал Дёмин.
-  Нет, это был не я.  Я не сатана, я сатанёнок.
-  Тогда, давай дальше.
-  Этот зодчий заключил с сатаной договор во сне…
Ребята обступили докторшу и Юрку, подошли и все остальные.   
- Юра продолжай, - попросила Лида. В глазах у девочки сверкнула искорка.
- Условие было следующее: сатана раскрывал секрет, и снимал колдовство, и за это просил плату...
- Какую? - опять спросила Лида. - Мне очень интересно.
- Первого, кто пройдёт через мост, сатана возьмёт к себе, и мост будет стоять века...
- Всё ясно, зодчий сам прошёлся по мосту, - засмеялся Буратино, - он  пожертвовал собой, и вошёл в историю.   
-  Ничего смешного нет, ты не угадал, - сказал  Фасолин.   
-  Как всё было? - загалдели ребята.
-  Юра, интересно, я эту легенду не слышала. Римма Венедиктовна обняла за плечи своего племянника.
-  Слушайте дальше, он зодчий обманул сатану.
-  Это как?
Лида подсела ещё ближе к Фа-Фа, не моргая смотрела в глаза рассказчику.
- ... Вернее, хотел обмануть сатану, - сказал Юрка.
-  А,  а,  а, - раздался  унылый возглас ребят.
- Зодчий согласился на условие сатаны, он сам хотел пройти первым по мосту, как вдруг с другого берега по мосту к нему навстречу побежал его внук, мальчонка лет пяти не больше. Он бежал, и кричал: "Деда, деда. Стой, стой на мосту, я сейчас, а ты стой». Сердце остановилось у старика - зодчего ...
Ребята вокруг костра затаили дыхание. - Фа-Фа, не тяни резину, - крикнул  Дёмин.
-  Он пожертвовал своим внуком? - спросила Римма  Венедиктовна.   
Юрка ухмыльнулся, посмотрел на Лиду, и продолжал, 
-   Это было в четырнадцатом веке...
-   Что стало с октябрёнком, - острил Дёмин.
-   Едва мальчонка добежал до большого пролёта, он поднял холщовую рубаху, и все увидели ...
- Что он, не девочка! 
- Замолчи, пошляк.
-  ...  Все увидели, как из-под рубахи выпорхнул облезлый петух, махая крыльями, пробежал по мосту через большой пролёт. Таким образом, внучонок обманул сатану, опередив деда, и спас его и себя, и мост стоит уже 600 лет.
-  Птичку  жалко! - заголосил  Валерка Дёмин, под смех  ребят.       
-  В чём мораль?  - спросила  Лида.
-  Это не басня. Это легенда, а в легендах больше половины правды...  Зодчий ослеп на один глаз, ему ночью бешеный петух клюнул в глаз.
-  Так в чем, правда?
-  Думайте сами. Мост стоит уже шесть веков, по сей день. А того петуха на  следующий день сварили и съели.            
-  Сатаны не бывает, - зашумели  ребята. 
-  Бывает, - громко, сказал  Дёмин, - Фа-Фа сам сатана, откуда он это знает?  Он мосты не строит, зато любит курятину есть и собак.   
Опять все засмеялись.  - Юрка собак не ест.
-  Внук-пацанёнок обманул сатану с петухом. Эту легенду многие знают, и любят курятину. Сатана взял к себе не петуха, а душу птицы.
-   Агнец получается?
-   Это ещё не всё.
-   Что, мост рухнул?
-   Нет, мост стоит и сегодня.
-   Что тогда? Не унимались  ребята.
-   Сатана забрал себе только душу петуха и только.
-   А сам петух чего? Без души остался?  Так не бывает. 
-   Сатана рассердился, за то, что его обманули, и стал
мстить...
- Кому?    Зашумели  ребята.
- Всем, кто ночью ходил по этому мосту, и клевал их в маковку...  С тех пор, люди говорят, по ночам в районе старого моста в Праге стал летать одинокий петух. Правда, изловили того шутника-озорника, пугающий народ, который выпускал петуха в полёт с чердака своего дома. Хотели, даже сжечь его на площади, как злого колдуна. Но, не сожгли, перестали летать по ночам петухи.
Фасолин и Вихров переглянулись.
- А у нас тоже ночью петух летал по спальне, - сказал кто-то из мальчиков третьего отряда.
- И гроб на колёсиках катался между кроватями. Пацаны видели, и я не вру, -  сказал Колька Ивкин.
  Все мальчишки третьего отряда посмотрели на Столицына и засмеялись.
- Юрка, зачем, ты нам на ночь страшные байки  рассказываешь?
- До ночи ещё далеко. Во-вторых, сатану всегда можно обмануть      
- Юрка, ты забыл, что сатана будет мстить всем, - сказала Лида.   
- Не всем, тому, кто его боится, - ответил ей Юрка.
- А ты сам боишься сатаны?
- У нас в отряде никто не боится сатаны, - заявил Фёдоров Вовка из отряда  Вихрова и Столлицына.
-  У нас по хлестче, у нас покойнички с косами в гробах летают, на плече вместо петуха филин сидит. Мы знаем, кто пособник сатаны, он сейчас в изоляторе, его  изолировали от нас.
-  Вы, все смелые здесь, у костра, когда вместе, и светло . Ночью - мамочку  будете  звать со страху.
-  Не пугай нас  Юрка.
-  Я и не думаю никого пугать, сами испугаетесь. Сатана всё видит, всё слышит, кто над ним смеётся, и кто его не боится. Он рядом.
-  Юра, перестань, малыши услышат, - на  ухо сказала ему тётя.
-  Кто, не верит? Смотрите, - Фа-Фа показал рукой куда-то в сторону вверх.
   Все, как по команде посмотрели по направлению руки рассказчика. Вверху, на макушке большой ели сидела птица. На фоне сумерек, она была большой и черной.     Вдруг она расправила крылья и полетела.
- Петух ощипанный полетел, рёба, закрывай темечко. 
Римма Венедиктовна, - подошёл Андрей - золотой  мальчик, это птица вчера у нас и летала по палате. Это Мишка Французов её по ночам выпускает, она ручная. Давайте Мишку Французова сейчас на этом костре сожжём, как того шутника.
-  Андрюша, не говори ерунду.
-  У нас по ночам ещё летучие мыши летают.
-  Андрей, летучих мышей вокруг полно. На берегах Оки пещеры есть, они там обитают.  Ночью летучие мыши к человеческому жилью летают, комаров ловят. Больше всего комаров это по ночам. Часто и в города залетают. Летучие мыши полезные зверьки для человека, они на человека, почти никогда не садятся.
-  Они на лету кровь пьют?
-  Кровь пьют не все виды летучих мышей.  Кровью питаются вид вампиров.  В наших  местах этого вида нет. Ещё запомни, летучие мыши вампиры пьют, только кровь домашних  животных.
- А ночных петухов надо бояться?
- Сказки всё это.
- Это  легенда, -  добавил  Фа-Фа.
- Юра, как, тебе не стыдно.
- Да, я шучу.  Иногда, - тихо, сказал  племянник.
- Ох, скажу всё отцу.
- Ябеда солёная.
- Ребята, давайте петь. Девочки!  Лида, запевай.  Где Лида?  Куда она ушла?  Кто её видел?   
Она улетела, комаров ловить, - сказал племянник на ухо тёте.
Корнеев ударил по струнам, запел: "Жираф большой, ему видней..."


Рецензии
Ув. Игорь Борисович! Сама легенда про мост интересная, хорошо пересказана в диалогах, но последующая беседа про всякую бесовщину стоит особняком от главной темы рассказа. Да, и воспитатели и важатые (педагоги с дипломом и комс. работники) в советское время развить такую тему не позволили бы, переведя разговор на другую тему. Вообще, в отдельно взятой главе трудно понять связь между пионерами и сатаной. И само название книги слишком "избитое". По стилю написания данный рассказ для юных читателей, что не вяжется опять же с заглавием книги. Если же книга для взрослых, то я не уловил взрослых "подстрочных" мыслей.
Стиль и описки. Видимо. следовало написать: "Ребята ИЗ третьего отряда игралИ в футбол НА одни ворота. Термин "в одни ворота" применяется, когда речь идёт о подавляющем перевесе одной из команд, когда игра всё время идёт на половине поля крупно проигрывающей команды.
Непонятно, кто сидел на чурбане?
А также описки: "На берегу Оки есть пещеры, где они обитаюТ". Наличие описок и стилистических ляпов говорит о том, что с текстом Вы мало работаете, спешите быстрее выставить на сайте. К примеру, я, если страницу текста пишу за неделю (условно), то редактирую её три недели. Обязательно даю "отстояться", чтобы вернуться к ней со свежим взглядом. И обязательно стараюсь из двух страниц сделать одну. И, вообще, мой совет: пишите маленькие законченные работы. Рассказики, миниатюры, новеллы. Длинные работы мало либо поверхностно читают, следовательно, и мало пишут рецензий. И лит. способности автора полностью законченная миниатюра высвечивает ярче.
Буду читать Вас и дальше.
Успехов!

Владмир Пантелеев   02.10.2014 23:11     Заявить о нарушении
Добрый день Владмир. Очень рад, что Вы маститый писатель, именно я считаю, Вас таковым, написали мне развернутой комментарий на просчитанный отрывок. Все ваши замечания принял к сведению ошибки и опечатки исправил. Ваши замечания для меня очень полезны. Для полноты взаимопонимания, я малость оправдаюсь в своих грехах. Вы абсолютно правы, сейчас стало значительно меньше читателей. Причин много, есть и уважительные. Читать выборочно, рискованно. Сложно понять главную сюжетную линию произведения. Читают в основном малоформатную литературу. В которых ясен смысл небольших по времени, жизненных ситуаций и случаев. Не секрет, многие читают выборочно по своему вкусу, выискивая только интересные для себя места. Всё это моё огромное произведение собрано из записок, наблюдений, заметок, лет так тридцать тому назад. Выставлено на ПРОЗу в интернет недавно лет шесть назад. Со временем они объединены в один выдуманный местами, реальных событий из жизни с множеством плюсов и минусов, полный всех признаков детектива, приключений роман. Получился какой-то винегрет по сюжету. Так как в то время очень сложно, а порой нельзя было писать о недостатках. А их было полно, вот пришлось кое-где фантазировать. По жанру получилась некая фантасмагория, сочетание реального с необъяснимыми явлениями. Да и писатель из меня не получился. Был кем угодно, работал везде, где считал нужным и полезным. От простого рабочего до работы в различных ведомствах и организациях. Имел доступ к информации, которые назывались для служебного пользования. Вот все эти воспоминания и легли в сюжет. Было много консультантов из родных и знакомых: врачи психологи, работники просвещения и воспитатели молодёжи, работники МВД. ОБХСС, прокуратуры, православной церкви и много других. И каждый тянул одеяло на себя, утверждая свою линию главной. Я же выбрал свою. На счёт ошибок, главное не соглашаться с ними, а вовремя исправлять их. Все мои ошибки и опечатки исправлял внук на каникулах, осваивая компьютер. И ему спасибо. Сейчас ему 20 лет. На компьютере напечатали 12 книг и всё сами, заодно освоили все виды переплётных работ на дому. Что касается персонажей книги, почти все реальные. Реальные и большинство событий. Почему много диалогов, лучше раскрываются характеры героев и первоначально это произведение писалось, как киносценарий. Было два консультанта деятелей кино. Есть и писатели публицисты. Криминальные сюжеты писались, только по уже раскрытым преступлениям. Думаю, достаточно оправданий. И так я Вас утомил, наверное. Вам здоровья, успехов.

Орлов Игорь Борисович   03.10.2014 16:34   Заявить о нарушении
Ув. Игорь Борисович! И с моей стороны это не рецензия литературного критика, и с Вашей не оправдание, а это просто наша с Вами задушевная откровенная беседа двух людей неравнодушных к литературе, играющих в игру для взрослых на сайте "Проза ру." И не более. Не писатели мы, уж, я во всяком случае. Нет у меня ни литературного, ни журналистского, ни, на худой конец, филологического образования. И никогда я не работал ни в редакциях, ни в издательствах, и даже, работая в школе пять лет перед пенсией, преподавал предметы далёкие от словесности. Одна изданная книга и десятка два публикаций, по тематике лишь теоретически относящихся к художественной литературе, в газетах и журналах почти за семидесятилетнюю жизнь мою не дают мне право называть себя "писателем".
Некоторым нашим "писателям", начинающим выставляться на сайте с романов, глав по сорок в каждом, эдак, на миллион печатных знаков, я привожу такой пример:
Вы всю жизнь отработали токарем. Выйдя на пенсию, купили швейную машинку, отрез ткани, приклад с нитками, и решили сшить себе мужской костюм "тройку" или зимнее пальто с меховой подкладкой (т.е. самые объёмные и трудоёмкие швейные изделия). Опыт Ваш швейный состоит из пришивания пуговицы и подворотничка на гимнастёрке во время срочной службы в армии. А спец.портняжное образование - случайно подсмотренный в детстве процесс перешивания для Вас портков из старых отцовских брюк - Вашей маменькой или бабушкой. В конце-концов, что-то у Вас может и получится, даже жена похвалит. Только не показывайте своё творение какому-нибудь старому еврею портному, чтобы бедного старика инфаркт или паралич не разбил. "Проза ру" - это пристанище ДИЛЕТАНТОВ. Вот так-то, дружище!

Владмир Пантелеев   03.10.2014 23:38   Заявить о нарушении
Добрый вечер, Владимир. На мой взгляд, очень хорошо, что есть такое пристанище дилетантов, ка ПРОЗА.РУ. Кто пишет здесь, зачастую пишет свои мысли, кто читает здесь, тот читает мысли других и лучше понимает дилетанта. Постоянно общаюсь с евреями, хочу заметить среди них очень много замечательных людей, к которым я, без зазрения совести, часто обращаюсь за дельным советом. Еще мне понравилась ваша точка зрения как ТОКАРИ-ПЕКАРИ. Еще больше здоровья и улыбок. Ваш читатель.

Орлов Игорь Борисович   29.10.2014 20:47   Заявить о нарушении
Дорогой, Игорь Борисович! У меня половина родственников по материнской линии евреи, все замечательные люди. В тех городах, где они живут, являются "цветом русской интеллигенции". Среди них есть и врачи, и инженер, и преподаватель консерватории, и даже полковник в отставке, был и доктор наук, профессор. Просто про провинциально-патриархального опытного старика еврея-портного вспомнил, к слову, под впечатлением песни Шафутинского.

Владмир Пантелеев   29.10.2014 21:41   Заявить о нарушении
Чтобы еще больше Вас заинтересовать своей писаниной времён СССР(извините за назойливость)запретных тем, найдите свободное время, прочитайте на моей страничке (ДОБРОЕ УТРО.ОЗОРНИКИ) "ЧЕРТОВЩИНА-39". Все персонажи реальные люди, изменены лишь: имена, время и место. С уважением. Ваш читатель.

Орлов Игорь Борисович   29.10.2014 21:46   Заявить о нарушении
Прочёл первую главу. Скажу честно: описанная тематика меня мало привлекает, а читать длинные работы нет ни времени, ни желания.
Вы увлекаетесь диалогами и довольно успешно передаёте через них смысл повествования. Но надо никогда не забывать, что речь каждого человека отличается в зависимости от возраста, интеллекта, социального положения, уровня образования, местного говора, словарного багажа и т.д. и т.п. Поэтому для каждого персонажа речь должна быть написана его языком и темпераментом. К сожалению большинство авторов на "прозе" пишут диалоги одним языком для всех персонажей, причём своим.

Владмир Пантелеев   29.10.2014 22:18   Заявить о нарушении