Эпоха перемен Глава 6

До того требовалось ещё одну войну пережить. Назревала Балканская война, и воен.преды. Болгарского царя Фердинанда уже приценивались в Европе к летательным аппаратам. В стране  с 1906-го года 1-е АО  (авиационное образование) существовало. Обладавшее    пока     аэростатом "София-1" и баллоном "Годар", но от моды старавшемся не отстать.

 Только и там " генералы-кавалеристы" от наших не отличались - то есть ничего в предмете не смыслили. Пришлось поднапрячься и тесть даже скидку пообещал, чтобы закупки только у него производились. На одну модель и зап.части поставлять удобней и пилотов учить. Заказ к 23 машины  мы обязались поставить в Бургас к сентябрю 1912 года, а пилотов к нам на обучение направить пообещали, как только достойных кандидатов подберут.

  Я к тому времени закончил Академию, сына родил (в соавторстве)  попутно и   практически авиаполк на Эзеле обучил и сформировал. Причём, сразу он считаться стал гвардейским. Это значило, что наши звания автоматом через одно поднимались. Мои "гвардии полковник аэронавтики", в инфантерии бы генеральским  чином становилось. Но тщеславие долго тешить не выходило - "школяров" братушки - славяне всё не слали, хоть аппараты давно готовы были.

 Мало того что   контракт  с четвертью миллиона прибыли срывался, так и опыта    боевого применения авиации недополучать не хотелось. Потому подал я рапорт об увольнении в запас, а полк подполковнику (бывший штабс-) Быстрицкому передал. Ушла со мной ещё дюжина пилотов, да пяток механиков. Ещё дюжину пилотов из штатских набралось в Риге - Максовой выучки, там даже четыре барона оказалось. Для ровного счёта загрузили в Одессе на пароход 25 "Грибков" и отбыли в Бургас как частные лица.

 По прибытии узрели классический "пожар в борделе...", или "не  ждали", что  нами как раз было ожидаемо. У начальника порта выяснили, где поблизости площадка поровнее, чтобы табором встать. Телеграммой о своём прибытии Софию уведомили, и принялись летательные аппараты, после перевозки, до ума доводить. Ответа так и не дождавшись, прикинул, что слетать в здешнюю столицу не сложно - пилили над ниткой железки, никуда не сворачивая  чуть больше трех сотен вёрст - и ошеломляй всех на месте наглостью и внезапностью.

   Что и совершил. Сесть как Русту на Красной площади не получилось (в ввиду отсутствия оной), но и тут местечко поровнее сверху присмотрел, и ничего умудрился не сломать. Ни у машины, ни у тех воткнутых прутиков, что через век превратятся в прекрасный парк Врана (ворона). И по посыпанной мраморной крошкой дорожке подкатил прямиком к покрытому строительными лесами двухэтажному зданию, чем то мне напоминающему "крепкий" ведомственный санаторий.

  Год назад здешний царь с сыном русского "коллегу" навещал, и на постройку этого красивства у того "в долг" три миллиона золотых франков выклянчил, обещая "с зарплаты вернуть".

  Может счёл, что нас долг вышибать прислали, может из любви к технике (на паровозе то точно Фердинанд любил погудеть), но выбежал встречать нас с Максом самодержец лично. Правда, без хлеба с солью.

Все мы болгарский знали плохо (мягко выражаясь), но превосходно знали немецкий, и я понял, что не на том языке славянскому царю телеграмму слал - может переводили бы её ещё месяц, а может и затерялась бы. Но услышав родную речь, и узнав, что мой попутчик к тому же и фон- , Государь оживился и всё завертелось. Нас отвели в столовую, гарнитур из карельской берёзы в которой также был подарком Николая, и покормили с дороги (как раз обед подоспел).

 За столом присутствовал и царевич Борис, в этом году одновременно достигнувший совершеннолетия, окончивший военное училище и получивший капитанский чин. Юноша от отца унаследовал страсть ко всему техническому. Даже в этом его превзошёл - пару лет назад сдал экзамен на железнодорожного механика. Разумеется, по газетам он тщательно отслеживал и развитие самого прогрессивного технического направления - авиации.

 Желая потрафить монарху действующему и будущему, мы с Максом пару наших "бонусных" самолётов широким жестом им и преподнесли. Как личный подарок! (но вот за остальную партию - извольте получить чек, хотя его оплатят уже "из другого кармана"). Согласившись на время войны послужить и "личными шофёрами" при аппаратах(так хоть непонятки разрешать сходу удастся - августейшие уши грея ежедневно).

  Расчувствовавшийся и слегка ошалевший от халявы Фердинанд тут же пожаловал "своего" пилота (то есть меня) званием болгарского генерала, а пилота цесаревича (Макса) - соответственно в полковники произвёл. Что ж,  ДАНКЕ! Но в Бургасе ещё почти три десятка добровольцев в чистом поле "непожалованными" остались - надо бы разрешить проблемку.


 До Бога - высоко, до царя - далеко! Но вот если близко (хоть до болгарского), то вопрос решается споро. Нашлись и контракт на самолёты, и деньги на их оплату, и даже где им уже быть надлежит (ибо ждут-с с нетерпением). Так что уже вечером сажали меня в "Восточный экспресс", с предписанием для перелёта первой группы авиаотряда в первую армию. В распоряжение генерала Кутиничева.

 А вторую группу - соответственно во вторую армию - к генералу Иванову (с указанием мест базирования).  Меня отпускали "покомандовать", а Макс оставался во дворце работать придворным воздушным извозчиком. Чую, что если в звании меня он и не догонит, то в наградах наверняка обойдёт. Но не жалко - мужик хороший, да и для дела полезно. Причем всем. Когда бензин у нас кончался, то телеграмму я уже своему "военпреду" слал, в полной уверенности пребывая, что информация до САМОГО верха немедленно дойдёт и рык с небес последует. Бориса так же определили офицером связи при Штабе действующей армии, и на передовую чаще всего именно Макс царевича доставлял. Попутно и пилотированию юношу обучая. И очень двух немцев небо сдружило.

 Турки уступали Балканскому союзу в живой силе более чем двукратно (про моральный дух даже не упоминаю), да и технически слабей оказались (тех же аэропланов у них не было),  так что исход компании был предсказуем. Потому авиаторов своих беречь старался и с инициативой не лез. Занимались традиционными: "отвези пакет", "слетай посмотри".

 Разок, правда, при затянувшейся осаде Андриаполя (крепость Эдирне) душа не выдержала, да бутылками с "коктейлями Молотова" провели мы "бомбёжку" неприятеля. Подействовало! Горящая крепость вскоре сдалась, а мы получили вежливое ДАНКЕ. С пожеланиями впредь дорогостоящей техникой не рисковать - мясо для этого существует.

  Но без риска войны не бывает, и даже я разок на неприятность нарвался - подбили. Причём, как обычно - глупо и неожиданно. В болгарской Македонии удалось взять в "Струмский котёл" значительную турецкую группировку. Слететь "посмотреть как в котле сидят" мой черёд выпал, а западнее Петрича, как раз над бурливой рекой, от которой и название окружения пошло, дурацкая пуля попала в движок. Благо, что удалось спланировать и приводнить аэроплан на небольшое озерцо, что образовал не имеющий дальнейшего слива горный ручеек. Аппарат тут же утоп, а я, скупнувшись, сделал с места аварии ноги быстренько.

 Замечу, что зимой даже в Болгарии прохладно, а в мокрой одежде тем более. Но пар от меня повалил через десять минут после того, как заметив на склоне холма приближающиеся точки я благоразумно рванул от них в противоположенном направлении. Наткнулся на что-то похожее на заросшее камышом болото и недалеко проскакав по зыбким кочкам провалился в воду. ГОРЯЧУЮ! И ПО ПОЯС! Ногами ощутив твёрдое дно. Вот под кочками и просидел до темноты, пока турки округу прочёсывали.

 Местечко называлось Марикостиновские бани, и я действительно в этих горячих источниках на две жизни вперёд все грехи смыл, пока прятался. А ночью вылез и вскоре набрел на сложенный из дикого камня дом. К моему счастью там неприятеля не было, а болгарин не прочь был обменять мою мокрую одежду на свою сухую. Он не прогадал - одна кожаная куртка чего стоила, но в доплату согласился и вывести (тропки горные местный знал).

 Благо, что зимой ночи долгие, и к рассвету всё же успели мы добраться до стоящего в горах, древнего православного монастыря. Монахи накормили, дали отдохнуть, а потом отвели поклониться и поблагодарить за спасение Матерь Божью. Сказав, что эту икону сам Святой Лука писал. До того особо я себя верующим не считал, но тут молился истово. А святые отцы мне её уменьшенный список подарили, когда уходить собрался. Спуск с горы вёл уже к нашим.


 Через день я уже летал вновь. Но история с "Девой Марией" стала жить своей жизнью, и вскоре я уже узнал, наконец, кто же меня спас на самом деле. Когда слух дошёл до Софии, то последовала реакция и самолично царь Фердинанд 1-й вручил мне Орден для военных лиц, за заслуги в военное время "Свети Александър" с мечами между сторонами креста (там, оказывается, существует масса нюансов). У Макса при этом заметил на груди прибавление пары висюлек, но это уже кому какая судьба.

 Зато мне царь у тех термальных источников, где я "радикулит лечил" целый гектар выморочной земли пожаловал. Столько мне не требовалось и переписал я семь декаров тому пастуху, что меня вывел, а на оставшихся трех персики посадил и попросил "соседа" и за моей дачей приглядывать. Крестьянин уже прикинул, что в сезон с ЕГО виноградника будет 7 тонн вина выходить, потом пересчитал, сколько с этого ракии выгонит, и ОЧЕНЬ ОСТАЛСЯ ДОВОЛЕН! Расчувствовавшись, даже вернул хорошо высохшую мою кожаную куртку.

  Мне же дальше воевать лететь следовало, хотя как же остро захотелось тоже виноград растить. Показалось, что начал понимать, почему в Македонии последний воинственный человек две тысячи лет назад жил - тут сам воздух к миролюбию и умиротворению располагает. Непременно "на дачу" к старости жить переберусь.

   Пока же перебрался долбить Чаталджинские позиции турок. Очень серьёзную линию обороны, фактически защищавшую уже Стамбул. 27 фортов и редутов на сравнительно узком перешейке, способны оказались сдерживать армию любой численности, и нам поступил приказ "посодействовать прорыву" любой ценой! Что для иностранных граждан звучало резковато. Тут для меня представился случай торговаться уже не за цацку или гектар под виноградник. Мы выдвинули условие, что взломаем оборону, но за это выберем в тех местах участок для устройства военной базы. Аналог Севастополя, но у проливов. Под видом ещё одной летной школы, аналогичной той, что в МОЕЙ собственности уже существовала на Эзеле.

   Легко обещать отдать то, что тебе не принадлежит, и Фердинанд договор подписал.
   А потом мы приступили к серьёзной подготовке. В ходе наступления у турок оказалось захвачено много снарядов к 105-мм немецкой гаубице. Весил каждый более 15 кило, так что на борт брать получалось возможно их кассетой. Вот и засел весь наш персонал из жести пустых консервных банок вырезать пропеллерчики да стабилизаторы в "авиабомбам".

 Потом, наконец, началась та работа, опробовать которую я и собирался направляясь на эту войну - мы поработали штурмовиками и у нас, наконец, получилась "карусель". Параллельно с получением опыта оказалась выполнена и боевая задача. Неожиданный для врага новый тактический приём сломил его дух и волю к обороне. А дале болгарская пехота, ворвавшись в разрыв обороны, завершила разгром неприятеля. Мы победили и враг бежит, бежит, бежит!

   Три аэроплана во время операции оказались сбиты, а за всю компанию по разным причинам упало шесть аппаратов, и выжил в них только один пилот - я. Но весь фронт знал, что защищает меня Дева Мария, потому зависти не было. Все понимали, что это требуется заслужить. Нет на земле места, где так сильно в Бога хочется верить, как на войне.

   Затем, как и полагается, произошла "раздача слонов" - и практически все русские волонтёры получили орден "За Храбрость". Механики из нижних чинов - солдатский вариант, пилоты - офицерский,  а для меня предусмотрен оказался генеральский. Особо я не возражал, хотя больше обрадовался тому, что место для аэродрома с "полосой отвода" в 5 км вокруг и приличным подходом к морю, удалось удачно выбрать. "Здесь будет город (пардон база) заложОн" и "Отсель грозить мы будем ...(кому потребуется)!

Но в радостный миг победы очень хочется верить, что это последняя война и смертей более ждать не следует. А фактически тут же начинается подготовка к следующей.  Русские волонтёры с триумфом  вернулись на родину. Макса и ещё пару остзейцев Фердинанд сманил остаться для эксплуатации тех летательных аппаратов и подготовки для них лётного состава из болгар. Причём с "моего" курляндца обязанность личного царского пилота так никто и не снял. Но это НАМ было только на руку, ибо итогами войны (дележом захваченных земель) никто доволен не остался.

 Все страны Балканского союза не менее чем удвоили свои территории, но всем резко захотелось иметь ещё больше. То есть дело споро шло уже к грызне за кость уже внутри свары, при искусном науськивании немцев, и особенно земляков царя - австрияков.

  Но недаром считается, что ночная кукушка дневную перекукует - Макс ведь не только сделался лучшим другом царевича Бориса и негласным советником Фердинанда, но  остался только мне преданным агентом влияния. К тому же весьма не глупым! Задачу ему ставил любой ценой царя от "внутрисоюзной" войны отговорить и добычей удовлетвориться.

  Действительно, какой смысл драться не с турком, а с серьёзным врагом, ещё вчера бывшим другом, ради территорий в основном покрытых бесплодными горами? К тому же, для победы над агрессором и Россия наверняка опять предложит  хотя бы свои воздушные силы. Итоги штурмовки Чаталджинских позиций налицо, а ведь из Бургоса  мы долетели в Софию в первые же сутки - очень будет жалко увидеть руины только построенной Враны.

  В то же время дан был прозрачный намёк, что Целокупной Болгарии надлежит особенностям эпохи соответствовать, и пора о действительно приносящих прибыль колониях позаботиться. А такое возможно только в выборе ПРАВИЛЬНОЙ коалиции. И ДО СИХ ПОР Болгария всё делала верно. По-царски в этот раз следует мелочами пренебречь, и о Великом Будущем страны и трона думать. В общем - УБОЛТАЛ!

  Нас, как триумфаторов встречала вначале Одесса, а потом и остальные города следования. Пресс-центр (незаметно финансируемый тестем), на месте боевых действий трудился слаженно, и незаметно была одержана ещё одна победа - информационная. Практически весь мир знал поименно и даже в лицо (газеты дрались за фотографии) всех наших авиаторов, как пилотов, так и механиков. Штурмовку укрепрайона авиацией немедленно принялись изучать в штабах.

 Германия резко сократила заказы Крупу на артиллерию, и, видя, что их "Альбатросы" значительно уступают "Грибкам", высвободившиеся деньги перенаправила на закупку самолётов у тестя. Теперь авиазавод разрастался тоже как гриб, перейдя на трёхсменную работу. При этом исполнялись только те заказы, по которым оказывалась получена 100% предоплата. Пусть с кровью, но правильная  рекламная компания русского оружия дала результат, и теперь оборачивалась в золото, которое на следующем витке вновь обернётся оружием. Только уже не на продажу врагу, и более совершенным.

 Ведь "Мотор" помимо "экспортных" 70-ти сильных моторов, освоил уже движок и на 120 кобыл (только на полную скупку этой модели и уходила вся прибыль авиазавода). Калеп смог и винт регулируемого шага повторить, причем и на три лопасти, и даже на четыре, но и это новшество покоилось на НАШИХ складах. А для "общего пользования" аэропланы продолжали летать на "классике" - деревянных, клееных.

  Чтобы при этом ретроградом не прослыть, завершили проект с гидросамолётом. Наша алюминиевая "яхта", наконец, научилась летать (с двумя 120-ти сильными моторами), и получила название "Екатерина"(Каталина - звучало не патриотично). Угроза флоту тут же оказалась всеми замечена. В попытках скопировать аппарат Европа либо всю вырабатываемую у себя электроэнергию задействовала на производство алюминия, либо попыталась купить крылатый металл у САСШ. Но очень жёстким контрактом на 5 лет, все мощности ALCOA работали на Россию. Выдержав театральную паузу, избытки мы согласилась продавать, но по тройной цене и опять же при предоплате.

   Для ещё большей раскрутки рекламной компании, а главное - демонстрации технической мощи державы (и своевременного предостережения Фердинанду 1-му не наделать глупостей) готовился перелёт Николая 2-го на "Екатерине" в Болгарию. Командиром корабля остался, уже почти год летавший на лодке капитан Нестеров. Кстати, "свою" петлю совершил он ещё два года назад на "Грибке", теперь уж бесспорно опередив Адольфа Пегу.

  Мне предложено было кресло второго пилота (и за компанию штурмана - ибо округу знал). От Питера до Варны почти 2,5 тыс. км., но строить промежуточные аэродромы для амфибии не требовалось - водная гладь находилась без труда. То на тихом лесном озерке, то на Днепре широком, поджидали питание для мотора, и питание для плоти. А весь перелёт занял менее суток - мировой рекорд!


Рецензии