Жордания

Небо над Рио высокое.

Оно и тогда было высоким и бестревожным.

Прозрачные облака   плывут с ленцой в голубой  невесомости, и так же лениво обволакивают  величественную статую Иисуса Христа.

 На вершине горы Корковаду  Спаситель раскинул руки,  оберегая  не только залив  Гуанабара с прекрасным городом Рио-де-Жанейро, но и всю Бразилию.  Глаза  женщины с жадным интересом, свойственным пожилым людям,  изучают  окрестность.

Вид ошеломляющей красоты...   Острова чередуются друг с другом, словно рассыпанные по глади моря.    Ожерельем зелени  бухту окаймляют пышные тропические леса, декорируя светлые здания города.  Золотистый песок пляжей слепит глаза. 

Рени  переводит  взгляд на живописную гору с необычным названием Сахарная Голова.   Ещё вчера вечером, когда  прибыла в отель, она внимательно  изучила историю  места.  На всё про всё у неё два дня, а так интересно! 


Забавное название,   имеет своё объяснение.  У горы - форма огромного куска сахара с коническим   очертанием .    Город  же  назван так благодаря фантазиям  португальца  Лемуша, который заметил  бухту в начале шестнадцатого века в январе, но принял её за реку. " Рио"- река,   "де Жанейро"- январь,   отсюда название "река января".

Ничего из того, что Рени  узнала сейчас, тогда  не знала. А может, что-то ей было известно.  Она не помнит.

Что могла знать двенадцатилетняя девочка, у которой начались школьные каникулы! И которой родители обещали, что лето она проведёт у тети в Бразилии!  В одном из райских мест на земле...

Порыв теплого пассата взлохматил её короткую прическу, обласкал лицо и руки и умчался в неизвестном направлении.    Как здесь комфортно и приятно!    Понадобились годы, чтобы решиться  прилететь в Рио.  Но  Рени  не переживала.   Всему свое время.

После того страшного дня, проглотившего  радость и удовольствие от пребывания в гостях у тёти и выплеснувшего на девочку- подростка неимоверной тяжести ношу,  прошла целая вечность- ни много  ни мало- полвека.  Рени  понадобилось именно столько,  чтобы найти в себе силы и совершить   важное  для неё паломничество в эти места.
 
Посетить и поклониться согласно христианским обычаям, так  как эта земля с тех пор стала для неё святой.
 
 Но она боялась,  боялась всё это время...Ах, этот психологический барьер...
Тогдашний шок сковал её волю, затмил память, превратил в жалкое существо.

 Благодаря  усилиям родителей и врачей  она приходила в себя, словно родилась заново.

...Тетя проводила девочку в аэропорт Галеан, посадила на самолёт, следующий в Париж. Там её уже ждали родители.
Дуглас DC-8-333 стартовал в десять вечера.  Рени  представляла, как она встретится с мамой и отцом, будет  рассказывать о своих  необыкновенных впечатлениях и дарить подарки, тщательно подобранные для каждого из них. Они с тётей так старались...

Страшная вибрация ,  какие-то звуки... Только что взлетевший самолёт, не набрав высоты, вдруг стал падать. Она не поняла, что случилось. Крики,  скрежет металла, паника, нарастающий вой, плач, рёв- всё смешалось в адском грохоте и предчувствии ужаса.
 Девочка оцепенела. Темнота и дикие  вопли,  беготня... Что это...

От страха сжалось сердце, маленький комочек вжался в сиденье, боясь шевельнуться.  Она слышала топот, шарканье, крики, но не знала, что  делать.
  Рени  видела, как люди исчезают в открытых люках, прыгают в темноту. Страшно!  Девочка заплакала.  Плакала тихо,  почти беззвучно.

И вдруг почувствовала чьи-то  руки. Они обняли её хрупкие плечи,  и мужской голос сказал: " Не плачь. Мы сейчас выберемся отсюда.  Давай свой жилет".

-У меня нет жилета- сквозь рыдания проговорила малышка.

-Как! Тебе не дали?- в голосе мужчины послышалось отчаяние.  Он закричал: " Жилет, дайте жилет для девочки".  Его голос утонул в непрекращающемся крике и воплях.  Обезумевшие люди черными тенями метались в страхе.   Никто его не услышал.  Каждый думал о том, как бы выбраться из внезапного ада.

 В следующее мгновение он сорвал с себя спасательный жилет и быстро-быстро стал натягивать на девочку. Затем наклонился к ней и,  - она до сих пор помнит частое  дыхание наклонившегося над ней мужчины,  прикосновение чужих  пальцев, -подтолкнул к выходу. Как ей хотелось, чтобы он не оставлял её, обнял и не отпускал. Тепло его рук, крепких, сильных, вошло в кожу, в мозг,в жизнь...и осталось с ней. Она прикоснулась пальцами к местам, которых касался он. Кожа и мышцы под ней отозвались болью, тактильной памятью... 

- Сейчас ты прыгнешь в воду, не бойся,- он говорил быстро, но решительно,- не бойся, у тебя мой жилет, он не даст утонуть, тебе помогут.. Иди, -и подтолкнул.

Девочка пыталась  схватить его за руку, прижаться к нему, но вдруг оказалась в воздухе, в следующее мгновение - в воде и, кажется, потеряла сознание.



Родители и близкие на тему крушения самолета  наложили запрет.  Спустя годы, после лечения от пережитого стресса,  когда  здоровье  Рени  было восстановлено,   мама рассказала уже  взрослой девушке о её чудесном спасении.    Она слушала молча, то бледнея, то розовея,   и едва улыбнулась, когда мать закончила свой рассказ словами:" Твоё имя оказалось вещим. Тебе ведь известно его значение- возродившаяся,   вновь родившаяся."

-Да-да, интересно,- и, задумавшись,   спросила,-  мама,  а кто был тот человек...я помню его,   если бы не он...

-О, доченька, это был  благородный человек. В то время о нем писали в прессе. Известный грузинский профессор   Иосиф Жордания.   В августе 1962 года  он прилетел на Всемирный конгресс в Рио-де-Жанейро.   На обратном пути его самолёт потерпел аварию.   В нём  была и ты.   Самолёт рухнул в залив Гуанабара в пятидесяти метрах от берега.    Там полоса рядышком...  Спасательные жилеты достались не всем .   Не удалось спасти пятнадцать пассажиров. Он был в их числе.

-Он отдал мне свою жизнь,- прошептала Рени.   Больше они никогда не говорили об этом.

Сейчас, глядя на великолепие местности, женщина улыбалась.Страх длиною в жизнь- надо же! Настоящая трусиха... Хотя... 

 С того памятного разговора с матерью жизнь Рени стала меняться. Она  нашла и прочитала всю информацию о трагедии.
  Человеку, спасшему её, было шестьдесят семь лет. Крупный учёный занимался вопросами женского и мужского бесплодия. Помогал людям обрести счастье в семье. Помогал всем, кому нужна была помощь. Ей, Рени, он отдал свои оставшиеся годы...

Рени стала медиком. И когда однажды ей  улыбнулась поездка в Грузию, женщина не раздумывала.  Ей очень хотелось увидеть дом, в котором жил профессор, познакомиться с его родными, но не решилась. Что она им скажет?! К тому же Рени узнала, что его самых близких нет в городе. Сын уехал с семьёй в другую страну...

Зато она участвовала в конференции, как он когда-то, познакомилась  со страной и людьми, среди  которых жил этот удивительный человек.
 
В Грузию  Рени влюбилась сразу. В Тбилиси, в людей.  В каждом из них она находила черты, присущие Жордания;  в одном- душевность, в другом- внимание к себе, в третьем-благородство, в четвёртом- пытливость исследователя, но все качества вместе, конечно же, безоговорочно принадлежали человеку, чья судьба пересеклась с ней.

 Рени дала себе обет- обязательно посетить место трагедии, когда ей самой  исполнится шестьдесят семь.

И вот она здесь.
 
 Её взгляд устремлён в сторону аэропорта Галеан, откуда с Атлантики дуют теплые пассаты, лаская и обнимая женщину, много пережившую, но непрестанно повторяющую единственное слово: спасибо, спасибо, спасибо...

            Спасибо за жизнь


Рецензии
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.