О главном

Интересная полемика возникла у меня с автором сайта Вадимом Егоровым. В своей статье «Найти себя в нынешней жизни» он предпринимает попытку анализа изменившихся экономических  условий и поиска своего места в настоящем России. Могла бы согласиться во многом с автором, если бы не ремарка:  «Сегодня желания резко возросли – появилась свобода выбора. Но человеку, ограниченному в возможностях, интересах, слабым духом, свобода кажется мукой, страданием. Ведь хочется благ здесь и сейчас! Он будет обвинять правительство, начальника, тещу, пытаясь таким образом защищаться от самого себя, своих мыслей, совести, ища оправдания беспомощности в благополучии других, полученных, конечно, по его мнению, нечестным путем. Отсюда - возможная озлобленность, переходящая в агрессию».

Далее автор призывает «принять сердцем новую жизнь».

Возможно, я прошла бы мимо, если не обсуждение этой статьи, обсуждение, в котором авторы, привычно поддерживая, делали акцент на нашей неспособности принять, измениться, на «советской психологии» и т.д.

Я написала автору:

 Прочла статью и отзывы, позвольте не согласиться. Все это отзывы людей, которые, как сейчас говорят "не в теме", этакий сторонний взгляд. Слабые духом? Эти слова звучат как издевка для тех, кто в 90-е пытался САМ без сторонней помощи, без крыш, наладить свое дело. Опишу вам свой взгляд, взгляд изнутри. На базар в маленький городок людей выбросило безденежье, отсутствие работы и та святая наивность, которая сейчас исходит от Вашей статьи. Ах, какие были планы! Вот наберу свой маленький капиталец и открою собственный заводик, частную школу, клинику, строительную фирму, швейную фабрику. И люди, стоявшие и в 30-градусный мороз и в 30-градусную жару в своих палатках - лучшие люди, почти все образованные, самая активная часть населения. И закрывали глаза на алчность "правоохранителей", опьяневших от вседозволенности и отбиравших, порой, последнее, чтобы спустить в казино. И с безумством законов, по которым в налоги уходила вся прибыль, и еще оставались должны, научились бороться. Прятали товар, помогали друг другу, а налоговые полицейские устраивали облавы, сгоняли как в резервации, отбирали сумки, побрякивая дубинками. И уезжая за товаром, каждый раз верили, что обойдется, что вернемся, а сколько их - уехавших в последний раз, канувших в безвестность? И умирали прямо на рабочем месте. Но ВЕРИЛИ! Выстоим, сможем. А потом первые из нас попытались. И были истерики в налоговых, самые настоящие истерики, потому как чиновничье управление - это не только выдавливание последних средств, но еще и горы- горы всевозможных отчетов, ниточек, за которые легко можно привлечь к ответственности. И будь ты самым честным человеком в мире, тебя все-равно найдут, за что притянуть к суду и т.д. А в это время пышным цветом стали появляться предприятия-магазинчики сынков-внучков тех, кто властные эти ниточки в своих руках держит. Прессинг усилился. Думаете многие остались из тех, кто бы смог? Разбежались кто куда, чтобы и в кошмарном сне не видеть, а скольких уже просто НЕТ! А предприятия, что есть, это те, кто свои ручки до бюджета дотянуть может, а соответственно и способ руководства, тот же маразм бюрократический. В нормальной рыночной экономике они разорились бы моментально.

Задумалась об ответственности автора за написанное. Когда я слышу лозунги сетевых маркетологов, все эти головомойки успешности, я всегда делаю стойку. Пусть простят меня подобные маркетологи, но пирамиды, выстроенные таким образом, попахивают мошенничеством. Все эти механизмы воздействия на сознание, все эти уловки, злосчастная лестница Маслоу, утяжеленная современными статусными представлениями, педалирование различных страхов и комплексов, приправленное «обучением успеху», все это не просто направлено на кошелек потребителя, все это формирует стойкое ощущение ущербности.

С первых своих статей на сайте, я старалась сделать акцент на том, что до сих пор считаю архиважным, самым важным в наше время.  Вся моя публицистика, по сути, не о проблемах в образовании, ЖКХ, коррупции и прочих явлениях, которые мы наблюдаем. Я писала об опасности формирования у народа комплекса неполноценности. У нашего, ментально склонного к чувству вины, народа. Мы видим возросшую агрессию, раскол общества, взаимные упреки и оскорбления. Общество давно нуждается в системном решении возникших проблем от тех людей, кто может принять эти системные решения. А первостепенной задачей литературы, на мой взгляд, должно стать формирование у народа чувства собственного достоинства, самоуважения, а не самоутверждения на унижении другого. Все отсылы на нашу «никчемность» крайне опасны, особенно сейчас, когда каждое слово обладает огромной силой.

Хочу поблагодарить Вадима Егорова за актуальную тему, за возможность ее обсудить. 


Рецензии
А меня, вот, Елена, всегда напрягает это понятие: "Задачи литературы". Да еще первостепенные. Когда перед литературой ставится задача -- это уже не литература. Это -- агитка. Даже не публицистика, Так как изначально существует заказное проецирование, уже заложен этой самой "задачей" вектор -- для Автора, и для его писанины.

Одна задача должна быть у Автора (не литературы, разумеется) -- суметь стать Божьим писарем. Причем, добросовестным писарем.

Конечно, мне понятен Ваш посыл. Понятна и Ваша позиция. И я разделяю мнение о том, что у народа должно быть "чувство собственного достоинства". Только на чем его взращивать? Одной литературы, пусть даже и идеологизированной -- маловато будет. А, может, и многовато -- как на Украине, например, где вдоволь "задач" для литературы и СМИ, переполнения чувством "национальной значимости" и... на смех курам -- голый украинский (простите) зад...

Инна Молчанова   12.10.2014 06:42     Заявить о нарушении
Спасибо, Инна, за вдумчивый отклик. Возможно, я не совсем точно выразила свою мысль, это не первая статья на эту тему, да и вряд ли это вообще статья, скорее мысли вслух, отклик на очередное проявление снисходительности. Конечно же я не о заказе, не о пропаганде, агитке. Вы очень точно определили вектор "Божий писарь". Из-под пера такого автора вряд ли выйдут чванливые тексты, с единственным посылом самолюбования. Я именно об этом. О популярной спекуляции на бедах с позиции сверху вниз. А посыл должен быть иным, посыл Любви. Тогда и читатель прочувствует через сострадание, через размышление о причинах.

И позвольте с Вами не согласиться. По моему скромному убеждению, идеологические задачи как раз иные. Это все вместе мы вспоминаем о достоинстве, только это наше общее достоинство почему-то складывается из презрения к отдельной личности. Именно это я вижу в СМИ, это вижу в чиновничьих кабинетах и т.д.

Елена Гвозденко   12.10.2014 07:57   Заявить о нарушении
Ну, под сурдинку все абсолютно СМИ мы не будем хаять. Есть и СМИ толковые, и ведущие-журналисты-репортеры достойные.

Что же до идеологии, то она, по определению, все же выражение "определенных взглядов определенных социальных классов и групп". Потому свободного самовыражения она не предполагает. И, разумеется, жить в обществе и быть свободным от общества" Художник может только в исключительных случаях.

Инна Молчанова   12.10.2014 08:24   Заявить о нарушении
Инна, Вы же профессионал, Вы же прекрасно знаете КАК формируются эти "всеобщие взгляды" ))) А журналистов-репортеров под сурдинку, конечно же, не будем. Многие работают вопреки, сохраняя достоинство.

Елена Гвозденко   12.10.2014 09:19   Заявить о нарушении
Да дело не в формировании, Елена. Дело, как ни странно -- в деньгах.

Во всем мире нет ни одного СМИ, которое могло бы считать себя свободным от зависимости. Во всем -- кошелек. И у нас, и "у них". Отсюда... Правильно: нет свободных СМИ. Так же, как нет и свободных журналистов. Все они, так или иначе выполняют чей-то заказ. Иногда это обстоятельство бывает завуалировано настолько, что мы начинаем верить: вот он, честный и не предвзятый отражатель действительности. А это -- миф.

Тут-то как раз у писателя больше возможностей. Так как существуют понятия "эс(з)опова языка", типизации, авторского домысла, возможность использования "хитрого" жанра и т.д.

Инна Молчанова   12.10.2014 10:38   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.