Бизнес и санкции

В краевой Думе на заседании круглого стола  состоялось обстоятельное обсуждение одной из важнейших проблем, которая встала перед краевыми властями в полном объеме после введения санкций со стороны ЕС и США. И называется эта проблема – импортозамещение продовольственной продукции на Ставрополье. Ее уже обсудили и продолжают обсуждать во всех регионах страны, в московских министерствах. Положение в нашем, когда-то самодостаточном с точки зрения продовольствия крае оказалось не таким уж и благостным, как хотелось бы его жителям. Сразу обозначим действующих лиц: председатель краевого парламента Юрий Белый, председатель комитета по аграрным вопросам, продовольствию земельным отношениям и землеустройству Иван Богачев, он же – ведущий совещания, зампреды спикера Думы Юрий Гонтарь и Виктор Лозовой, депутаты Василий Машкин, Валерий Черницов, Айдын Ширинов, Иван Киц, представители профильных министерств и ведомств, предприниматели, которые производят продукты и которых позвали, чтобы улышать от бизнеса из первых уст о том, что им мешает наращивать производство и чем власть может помочь.
Как отметил ведущий круглого стола И. Богачев, открывая заседание, «продовольствие – это стратегический продукт». В ситуации сложных внешнеэкономических отношений вопросом первостепенной важности стоит проблема обеспечения жителей края продуктами питания собственного производства. С одной стороны, санкции, наложенные на импорт, должны подтолкнуть сельское хозяйство к развитию, с другой, чтобы нарастить темпы производства собственных овощей, фруктов, мяса, молока и прочих продуктов, нужен не один год. Сегодня Ставрополье производит лишь 51% говядины, 76% молока от реальных потребностей, овощей и фруктов необходимо 220 тыс. тонн, а производится по факту 160 тыс. тонн. Чтобы покрыть потребность в молоке необходимо 2,5 года, для яблок и других плодов нужно 5-6 лет – чтобы сады выросли. Но, как заметил И.Богачев, нет господдержки, а цены уже выросли и спекулянты используют эту ситуацию в своих интересах. И если продовольствие – стратегический продукт, то он нуждается в господдержке. Что беспокоит больше всего в крае, так это смогут ли аграрии обеспечить и недополучение продуктов на продовольственном рынке. В этих условиях надо не допустить всплеска недовольства среди населения. Закончив вступительную часть, ведущий предоставил слово предпринимателям. Со своим видением и предложениями выступили коммерческий директор группы компании «Берта» Альбина Халлач, директор государственного казенного учреждения «Ставропольвиноградопром» Сергей Лысенко, председатель сельскохозяйственной артели «Птицефабрика «Кумская» Георгиевского района Иван Долгов, директор некоммерческого партнерства овощеводов края Владимир Целовальников, директор садоводческого потребкооператива «Сады Ставрополья» Сергей Тюльпанов, директор компании «МилкГрупп» Виталий Гаспарян, гендиректор сети магазинов «Закрома» Виталий Попов и другие. Иными словами, выступили те, кто производит продукты в самых разных отраслях.  Картину, которую нарисовали предприниматели, заставляет опасаться, что не все так радужно, как хотелось бы видеть в реальности.
Прежде всего это касается общей проблемы импортозамещения сырья от хлебопекарной промышленности до винной. Оказывается, сырье – импортное, и если хлебопеки заменили уже 70% импортного сырья на отечественное (а 30% так и не нашли, нечем заменять), то винного материала недостаточно и куда оно уходит, как заметил И.Богачев, - неизвестно. Закупается и сахар. Как выразился один из депутатов, ситуация парадоксальная, сахар привозят из Краснодарского края, причем закупки проходят через Москву потому, что ставропольский сахарный завод не принадлежит краю. Вообще все закупки идут через Москву, что сказывается и на цене, и на условиях, в которых ставят предпринимателей по оплате и другим вопросам, связанным с документацией. Много еще и бюрократии. Все это мешает расширять производство у любого предприятия. Кстати, зам.председателя правительства края Н. Великдань, подтвердил, что край много лет «все получает через Москву, и минеральные удобрения, и сахар, и сырье, и семена – и это далеко не новость». 
  Еще одна проблема элитное семеноводство, оно тоже импортное, и это при том, что в Ставрополе огромный институт семеноводства, который обладает уникальными методиками выращивания зимостойких семян. Как сказал Н. Великдань, «мы зависим на 100% от импортных элитных семян  в овощеводстве, на 80% от импортных семян кукурузы, то же и по другим культурам». Почему аграрии перешли на закупку импортных семян – вопрос к самим предпринимателям и властям. Больной вопрос, как оказалось, и импортное оборудование и техника, которые по-прежнему закупаются за рубежом. В крае 30% импортной техники, к ним нужны запчасти, то есть стоит вопрос строительства своих заводов, которые станут их выпускать. Техника – это не только трактора, комбайны и прочее. Это еще и упаковочные и другие линии, которые закупаются в Германии. Таких линий, выпускающих ведерки для упаковки фруктовых начинок и т.п. в России нет, и когда они появятся неизвестно. При этом наша техника далеко отстает от зарубежных аналогов. К примеру, «Кировец» - хорошая машина, но нет сервисного обслуживания. Обратабывающая техника отечественная тоже неплохая, но по качеству металла уступает и соответственно быстро выходит из строя. Необходимо развивать свою техническую базу, но без финансирования техническое перевооружение невозможно. А Пятигорсксельмаш уже потерян…
Большие проблемы и у ставропольских предпринимателей, которые производят куриные яйца. Ставрополье на 34 месте в стране по производству яиц. Как сказал И.Долгов: «Завоз яиц из других регионов скоро закончится, так как заканчиваются кредиты. Повышение цены заметно - производство уменьшилось на 60 млн. штук яиц. Волгоград, Мордовия и еще несколько регионов производят больше. Из 15 хозяйств в крае осталось 2-3 фабрики и те невыгодные, их рентабельность – 0%». Как оказалось это связано напрямую и производством столь необходимых для кур витаминов: стоимость аминокислот увеличилась в 2 раза, мета-амин вообще не производим, единственный завод, который выпускать этот препарат на Волге выкупили французы и «гонят все во Францию». А без аминокислот эта отрасль может просто исчезнуть в крае. То есть, нет ни отечественных витаминов, ни микроэлементов, все заводится из Голландии и Германии. И при этом – через Москву. И.Долгов, как и его коллеги, видит решение многих проблем, в устранении посредников, которые устанавливают 10-15%-ю наценку. Если яйца продают посреднику за 32 рубля десяток, то в торговых сетях они стоят уже по 60 рублей. Необходима господдержка в производстве кормов – сои и кукурузы, выращивание которых связано с орошением.  А ведь еще недавно СК занимал первое место в стране по производству яиц.
Такая же картина с томатами – фермеры продают их по 10 рублей закупщику, а в сетевых магазинах они стоят уже по 30-35 рублей за килограмм, а в конце сезона все 60 и выше. Самое интересное, что даже на таких условиях ставропольскую продукцию в сетевые маркеты не берут, а торгуют привозным продовольствием. Это подтвердил и В.Целовальников, сказавший: «Наша торговая сеть ориентируется на дешевую иностранную продукцию, которая дешевле за счет дотаций. Поэтому наши овощи и ушли с рынка, остались только в фермерских и личных хозяйствах». Он видит путь решения в создании мелкооптовой торговли. И напомнил, что была когда-то акция «поле-прилавок», в ближайшей перспективе надо создавать павильоны для сезонной продукции, скоропортящихся продуктов, пока не построены в достаточном количестве овощехранилища». Он также считает, что нужна госзакупка и дифференцированная поддержка – по уровню затрат, тогда это было бы стимулом для производства. «О каком овощеводстве можно говорить, если положение таково, что селяне едут в город покупать картофель…» - сказал он. Кстати, картофеля и лука Ставрополье производит в избытке, но и тут вмешиваются посредники, которые закупают у аграриев по 5 рублей, а затем продают на рынке по 19-25 рублей за кг и выше. Получается 150% наценка, при этом 100% прибыль получает торговля и лишь 50% производитель. При этом в Магните и других сетевых магазинах цена на картофель 11 рублей. Естественно, покупатель пойдет не на рынок, а в магазин. Сегодня важно наладить сотрудничество и с монополиями – газовиками, водоканалом. В.Целовальников  обозначил проблему в водой, ибо «без воды и ни туды и ни сюды» - не вырастить урожая. Когда вода стоит 43 рубля, как поливать огромные площади… Та же проблема с высокими ценами электроэнергию, газ. На Ставрополье электричество, газ, вода в 6 раз выше, чем в других регионах, к примеру, у соседей, в Волгоградской области, на Урале. О какой конкурентности может идти речь при таких неравных условиях.  Сегодня надо найти каналы сотрудничества с ними.
Проблему переработки и хранилищ затронул спикер Думы Ю.Белый и его заместитель Ю.Гонтарь. Последний привел пример с малиной – проезжая Кировский район он видел 12 соток поля с малиной – личное хозяйство, решив купить ведро, получил ответ – все продано во Владикавказ, могу продать только баночку. «Вот все у нас так и есть – только баночка, - сказал он. - А ведь у нас есть холодильные базы для яблок и других плодоовощей, и сегодня они есть, никуда не делись. Все упирается в управление, банки не дают ресурсы, чтобы строить овощехранилище для яблок и других фруктов». А Ю.Белый напомнил, что на Ставрополье осталось лишь 2 консервных завода. «Мы ударились в производство пшеницы и все, - сказал он. – Логистика не выстраивается, нечего в Москву везти». Кто-то напомнил, что урожай яблок в этом году да и в прошлые годы – богатый, но все это вывезли за переделы региона, и теперь закупают яблоки обратно в край. С.Тюльпанов в свою очередь напомнил, что хранилищ для фруктов в крае, как и переработки, нет, только один оборудован по евростандартам, в остальных оно отсутствует. Поэтому садоводы не готовы работать с сетевиками. Чтобы фруктов в крае стало достаточно, по его мнению, надо ежегодно высаживать не менее 1000 га саженцев-питомников. Причем использовать свои сорта, так как от завоза импортных саженцев появились новые болезни – у малины и других культур. На это нужно финансирование, но банки не дают субсидий даже под залог садов.  В этих условиях  может выручить лизинг, при выплате 0%. Основное, что мешает развитию садоводства, по мнению С.Тюльпанова – отсутствие денег и стимула производить больше, а должно быть 50%-е финансирование за уходом садов и 50% на реконструкцию водохранилищ, в связи с отменой льгот на ГСМ также нужна поддержка.
Проблема доступа к продаже продукции давняя и больная для края тема. Депутат В.Черницов также отметил, что «сетевые» магазины не пускают ставропольских производителей в розничную торговлю. А С.Лысенко напомнил, что у винных хозяйств производительных мощностей хватает, но они простаивают, так как в отрасль зашли риэлторы из других регионов и не пускают местных в сеть. В Краснодарском крае было принято волевое решение губернатором, и проблема исчезла. То есть производители требуют одного – дайте возможность продать. Но как выяснилось, мощности простаивают и по другой причине – из-за того, что распределение лицензий перешло к федерации. Некоторые заводы простаивают по несколько лет, недополучена прибыль, которая исчисляется в миллионах. И решение он видит во внесении поправок в ФЗ 171, которые расширили бы полномочия в субъектов в распределении лицензий.
Сложное положение и на молочном фронте. На прилавках даже брынзу редко встретишь. В.Гаспаров директор компании «МилкГрупп» напомнил, что  недавно президент России сказал о том, что надо возвращать крестьянству долги, в частности, необходима поддержка молочной промышленности – это краткосрочные кредиты до 30 милн. рублей. По молочному сырью в отрасли дефицит, при этом 3 четверти производимого молока из частного сектора, что делает молоко низкотоварным, и всего треть перерабатывается в крае. Чтобы изменить ситуацию, необходимо строительство и модернизация молочных комплексов, приобретение нового оборудования – это субсидированные кредиты, то есть банковская проблема. Если недавно ставка была 11%, то теперь ее подняли до 14-15%, при этом залог – заводы – оцениваются по цене металлолома. Сказал он и о повышении отпускных цен на молочные продукты, поскольку он считает несправедливым, что в последний раз они повышались в 2013 году. Дело в том, что с декабря 13-года по сентябрь 14-го цена увеличилась на 4%, а сырье – на 80%, цена на сухое молоко – на 6 %, ГСМ – на 7%, ставка по кредиту – на 36%, при этом прожиточный минимум стал выше на 8%. Поэтому, он считает, что в рамках продовольственной  инфляции повышение должно быть в пределах 10%.
С.Никитин, руководитель антимонопольной службы по Ставрополью, не мог не отреагировать на предложение о повышении цен. «Надо знать, что мы производим, чтобы понять, чем мы распоряжаемся, что ввозится, те есть видеть картину целиком, - сказал он. – знать, как обстоят дела в секторах, чем вызван рост цены на свинину, яблоки, мясо-птицу бройлер. Ставропольский производитель бройлера с июня поднял цены на 30%, что повлекло 5%-е повышение и на колбасы, которые используют мясо птицы. Информация по таким субъектам у нас есть и мы с ними боремся, дело уже рассматривается в суде. Кстати, Ставропольский бройлер – один из соискателей преференций, ищет налоговые льготы, в ближайшее время мы найдем способ как заморозить и снизить на мясо-птицы. Что касается торговых сетей, то вот Погосян хочет их повышать на молоко, при этом его перечисление в рамках 5-7% это электричество и др. а торговые сети под маркой улучшения работы – на себестоимости сохраняют маржу (напомню, что из 24 молочных предприятий в крае осталось всего11), а расплачиваться будут молочные предприятия». 
Некоторые чиновники считают, что работа с торговыми сетями, составляющая всего 12 %, не решает погоды, что дело в логистике, да и дефицита продуктов нет. Так что беспокоиться нет оснований - голода не будет. Министр сельского хозяйства А.;;Мартычев сообщил, что в крае имеется ресурсная база по всем видам продуктов. Однако нужна господдержка для плодоовощной продукции и картофеля до 20%;, необходимо также импортозамещение семян, ибо все предприятия работают на импорте, следовательно нужно поддержать селекционно-генетический центр; пожаловался он и на то, что по селекции свиноводства нет ни одного инвестора, в бюдете под это направление выделены финансы – 15 млн.рублей, 1,5 млрд. рублей дополнительно выделяет федерация. Важно также, чтобы стало доступным банковское кредитование. Кроме того, с  федеральным центром есть договоренности по стимулированию выращивания овощей и фруктов, наращиванию производства мяса. Зам.председателя правительства края Н. Великдань подчеркнул, что ситуацию на Ставрополье можно стабилизировать при возрождении на селе кооперации, развитии краткосрочных программ по инфраструктуре, транспортному обеспечению и переработке. Тогда край станет привлекательным для инвесторов и перестанет зависеть от импорта. А зампред Думы Ю. Гонтарь отметил, что самый лучший инвестор – это частный сектор и потребкооперация, полноценная работа которых может обеспечить людей необходимыми товарами.
Подводя итоги, И.Богачев сказал о том, чего не высказали вслух предприниматели, но в чем они точно согласны с ним – о том, что предприниматели боятся отмены санкций. Ибо в этом случае, все, что будет сделано по увеличению продукции, по модернизации, те средства и силы, которые вложат в развитие – не вернутся. Так что главное теперь для ставропольских аграриев и предпринимателей, чтобы наше правительство с одной стороны, и Запад с другой, не передумали отменять санкции. На этом заседание круглого стола завершилось, о том, как мнение предпринимателей повлияет на принятие решений в правительстве – покажут прилавки магазинов и цены на них.
 


Рецензии