Про воровство книг

С феноменом воровства книг я столкнулся в детстве. Интернета не было, книги (хорошие, настоящие книги) были в дефиците, в бОльшем, чем, скажем, колбаса сервелат. Они были объектом сложных игр - например, талон на приобретение, чего бы вы думали - "Трёх мушкетёров" - можно было получить за определённое количество сданной макулатуры; или при наборе определённого количества баллов в соцсоревновании.

Книг выпускалось полно, но в реале хороших книг было совсем не много - основным потоком шли произведения десяти тысяч членов Союза писателей СССР и союзных республик про заводы, доярок и нудную творческую партийную интеллигенцию.

Надо еще понимать, что СССР "самой читающей страной" стал относительно недавно - после Великой Отечественной войны, поэтому массовое накопление домашних библиотек у нас пришлось именно на этот, "совписовский", период. А львиная доля довоенных книг, хранившихся в СССР, (которых, впрочем, было и так немного) оказалась в зоне войны и оккупации; и пропала.

Это я к чему - книги были большой ценностью. С точки зрения многих людей - очень большой.

И были люди, которые воровали книги.

И сами не считали это преступлением.

Они воровали их и держали у себя не на полках - чтобы не быть уличёнными. В гости люди тогда ходили часто и книги на полках всегда были предметом тщательного рассмотрения - я до сих пор, заходя в чужой дом, прежде всего, смотрю книжные полки, способные много рассказать об их хозяине.

Интересно, что эти люди общественному остракизму не подвергались - просто, придя на новое место, ты мог услышать - осторожно, Пашу Ф. в гости лучше не приглашать, после него на полках пропадают книги...

Во всем остальном Паша Ф. мог быть прекрасным и надёжным товарищем, одна незадача - книги воровал. Удержаться не мог. Гештальт у него был такой - обладание хорошей книгой вроде как исправляет его карму. (Потому что монетизировать тогда эти книги - кроме уж вопиющего антиквариата) было довольно сложно.

А я вот и сейчас думаю - куда эти книги делись? Многие известные книжные воры семидесятых-восьмидесятых давно умерли. И подпольные коллекции их - частично были выкинуты, частично розданы.

Хотя иногда бывали интересные повороты судьбы. В детстве я таскал книги на неинтересные мне уроки - читал под партой. И однажды оставил по рассеяности подареного мне на день рождения бабушкой "Роб Роя".

И, естественно, больше не нашел его.

А через двадцать, наверное, с лишним, лет, купил его же - с дарственной надписью мне - в букинистическом магазине.


Рецензии
Всё с Вами ясно - Вы не таёжный человек, а КНИЖНЫЙ ))) Это здорово, что книга вернулась. Я предпочла сказать Вам пару тёплых слов здесь, чем просто ответить -"Спасибо" на Вашу рецензию к моему рассказу "Мешки".



Дина Пугачёва   25.10.2014 23:14     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.