Действие II - Бахчисарайский фонтан
"Есть надпись: едкими годами
Еще не сгладилась она.
За чуждыми ее чертами
Журчит во мраморе вода
И каплет хладными слезами,
Не умолкая никогда.
Так плачет мать во дни печали
О сыне, падшем на войне.
Младые девы в той стране
Преданье старины узнали
И мрачный памятник оне
Фонтаном слез именовали. "
(Отрывок из поэмы А.С.Пушкина "Бахчисарайский фонтан")
В память о горестной Марии хан Гирей воздвигнул мраморный фонтан с магометанскими и христианскими символами. Его окрестили фонтаном слез: вода из него не бьет струей, а падает каплями...
У каждого из нас, наверное, есть свой фонтан слёз... У меня тоже. И связан он с моей ушедшей молодостью, с первой любовью ("Любовь не картошка..." - http://bukharapiter.ru/content/view/366/), с тем, что так презрительно принято сегодня называть "совком". Вот, на последнем мне и хотелось бы немного остановиться.
Знаете ли вы, как я порой душевно страдал от пресса тоталитарной идеологии, от режима, душившего и пресекавшего на корню любое проявление вольнодумства и все мои светлые романтические мечты, приобретенные из вычитанных некогда в детстве книг, но не находивших реальной поддержки наяву?! И - как я страстно желал, чтобы всему этому идиотизму наступил конец. Дабы, окунуться-таки, в свой фонтан свободы и глотнуть настоящего свежего воздуха! Я ведь, не знал, что в этом самом фонтане я застану купающихся пьяных защитников родины в голубых беретах, с характерной эмблемой "ВДВ".
Всё в этом мире относительно. Мне теперь становится стыдно, что в свою бытность, я осуждал "афганцев", которые помимо своей воли отправятся на никому не нужную войну. Кто ж, мог предположить, что сначала мы будем гордиться своими ветеранами, прошедшими Великую Отечественную и отстоявшими ценою собственной жизни родную отчизну от ИНОЗЕМНОГО врага, затем, вынуждены будем оправдывать своих сыновей, называя позорную инициативу генсека "ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЙ поддержкой дружественного Афганистана". Ну, а потом и вовсе - перенеся военные действия на свою (собственную!) территорию - умудримся найти "ОБЪЕКТИВНЫЕ" причины, заставляющие нас начать "чеченскую кампанию" и под предлогом военно-патриотического воспитания, всячески оправдывать так называемые зачистки и истребление собственного мирного населения, убирая с пути неудобных талантливых журналистов (А.Политковская, Ю.Щекочихин... и т.д.), разжигая межнациональную рознь и всё более способствуя распаду того, что - собственно - осталось, что с таким трудом было собрано предшествующими поколениями созидателей. Ну, а про "братских славян" (внезапно превратившихся в "бЕндеровцев" и "фашистов"), про Крым и юго-восточную Украину - я сознательно оставляю без комментарие, ибо этот позор вряд-ли мы когда-нибудь сумеем с себя смыть.
А ведь, если взять по-большому счёту, ЧЕМ - РЕАЛЬНО - может похвастаться хотя бы моё поколение? Эрмитажем, Кремлём, Русским театром? Словом, всем тем, что было построено до нас... теми самыми "недобитыми" буржуями... Что лично мы - последующее поколение рабочих и крестьян (а ныне, и вообще, непонятно - какой прослойки) привнесли в копилку отечественной истории с тем, чтобы гордиться своими достижениями? Остаётся благодарить Всевышнего, что большевики не тронули хотя бы самые главные памятники истории (исключая, религиозные). Я же, с ужасом взираю на сегодняшних нуворишей, дорвавшихся до власти и молюсь всем богам, чтобы они не растащили то последнее, что ещё осталось и чем по праву гордятся мои современники и соотечественники.
КОГДА ОПУСКАЕТСЯ ЗАНАВЕС...
На днях, приехали в Питер наши друзья из Германии. В гости к сыну. Естественно, вспомнив о том, как они нас в своё время тепло встретили на немецкой земле, мы с женой сочли своим долгом, пригласить чету к себе на "чай". Вдобавок ко всему, я решил сделать им приятное, заказав и выкупив билеты на "Бахчисарайский фонтан", чему мои друзья были в высшей степени благодарны и сердечно признательны.
- Ну и как вам балет? - поинтересовался я у них на следующий день, когда они пришли к нам в гости.
- О, это было великолепно! Нету слов... - признался Анатолий, расплывшись в широкой обаятельной улыбке, но вскоре, усмехнувшись себе под нос, промолвил. - Хотя... был один маленький эпизод, несколько смазавший приятные впечатления того вечера.
- Что такое? - заинтересованно уставился я на своего старшего товарища.
- Да, ерунда... - замялся он слегка и, переглянувшись со своей женой, рассмеялся. - Просто, по завершению мероприятия, находясь уже в гардеробе, довольно сильно резануло замечание одной дамы, громко брошенное своему супругу на весь холл: "Серёжа, проверь: всё ли на месте в карманах!"
(КАРТИНА ВТОРАЯ - ТЕАТРАЛЬНАЯ)
БАХЧИСАРАЙСКИЙ ФОНТАН
хореографическая поэма в 4-х действиях с прологом и эпилогом
Музыка Бориса Асафьева
Хореография Ростислава Захарова (1934)
Либретто Николая Волкова по поэме Александра Пушкина
Мировая премьера: 28 сентября 1934 года, Театр оперы и балета имени Кирова (Мариинский), Ленинград
Продолжительность спектакля 2 часа 50 минут
Спектакль идет с двумя антрактами
KРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ БАЛЕТА
Пролог
Уединенный покой в Бахчисарайском дворце. Перед мраморным фонтаном, воздвигнутым в память "горестной Марии", склонился хан Гирей.
Действие первое
В старинном замке празднуют день рождения Марии, дочери знатного польского феодала.
Княжна Мария, оставив гостей, встречается со своим женихом Вацлавом.
Из темноты неожиданно появляется лазутчик из вражеских отрядов хана Гирея. Едва он успевает скрыться в густых зарослях парка, как вбегает выслеживающая его польская стража.
Тем временем праздник идет своим чередом. Под звуки торжественного полонеза в парк выходят гости. В первой паре – Мария со своим отцом. Полонез сменяется мазуркой, танец следует за танцем.
Веселье прерывается появлением раненого начальника стражи, который сообщает о набеге татар. Князь Адам призывает мужчин к оружию. Женщины укрываются в замке. Обнажив сабли, поляки готовятся отразить натиск врагов.
Горит подожженный татарами замок. В смертельной схватке с врагами гибнут его защитники. Чудом уцелевшие Мария и Вацлав бегут сквозь пламя пожара и хаос кровавой битвы, но им преграждает дорогу предводитель набега – крымский хан Гирей. Вацлав бросается навстречу Гирею, но тут же падает, сраженный его кинжалом. Хан срывает с Марии шаль и застывает, восхищенный ее красотой.
Действие второе
Гарем хана Гирея в Бахчисарайском дворце. Среди многочисленных наложниц " любимая жена Гирея Зарема.
Звучат боевые трубы. Гарем готовится к встрече своего господина. С богатой добычей возвращаются татары. Бережно проносят плененную Марию.
В задумчивости Гирей входит в гарем. Напрасно Зарема пытается развлечь хана, он ее не замечает. Но вот на лице Гирея вспыхивает радость, и Зарема видит, как через зал служанка проводит новую пленницу – польскую княжну. Зарема понимает, что утратила любовь Гирея.
Тщетно наложницы пытаются развеселить своего господина, тщетно надеется Зарема вернуть его любовь. Отстранив Зарему, хан уходит. Зарема в отчаянии.
Действие третье
Роскошная опочивальня. Здесь, охраняемая старой прислужницей, томится прекрасная пленница хана. Только одна лютня напоминает Марии о прежней жизни, свободе, былом счастье. В памяти возникает целый мир воспоминаний о родном доме и о Вацлаве.
Мечты Марии нарушает приход Гирея. Он молит девушку принять его смиренную любовь и все богатства, которыми он владеет. Но Мария испытывает лишь страх и отвращение к Гирею, убившему ее любимого, родных и друзей. Гирей покорно удаляется.
Ночью в опочивальню княжны проникает Зарема. Она обращается к Марии с горячей исповедью, требует, чтобы она оттолкнула от себя Гирея.
Страстная речь Заремы непонятна Марии и пугает ее.
Зарема замечает тюбетейку Гирея, забытую им при объяснении с Марией. Значит, Гирей был здесь. Охваченная ревностью, Зарема бросается на Марию с кинжалом.
Вбегает Гирей, но поздно: Зарема убивает Марию.
Действие четвертое
Двор во дворце хана Гирея. Все склонились перед ним в молчаливом раболепии.
Ничто не радует и не волнует хана: ни возвращение татар после нового набега, ни новые прекрасные пленницы.
Зарему ведут к месту казни. По знаку Гирея ее бросают в пропасть.
Военачальник Гирея Нурали пытается отвлечь господина от мрачных дум. Но воинственные пляски не приносят забвения.
Эпилог
Гирей у "Фонтана слез".
Вереницей бегут воспоминания, снова и снова воскрешая прекрасный образ Марии.
(КАРТИНА ТРЕТЬЯ - КУЛИНАРНАЯ)
ДОРАДО
И вновь, небольшая справка.
Дорадо – Морской карась (Дорадо, Sea Bream) - рыба семейства спаровых, распространена преимущественно в тропических и субтропических частях всех океанов и прилегающих к ним морях.
Корифена (дорадо) – довольно странное создание, с тупой головой, длинным спинным плавником и четко разделенным хвостовым плавником. Часто корифену еще называют рыба-дельфин, а в большинстве тихоокеанских портов – махи-махи. В некоторых частях света ее еще называют дорадо. Одна из отличительных особенностей – эффектная сине-зеленая и желтая окраска, которая быстро бледнеет после смерти рыбы. Корифена мигрирует на дальние расстояния, ее можно встретить в умеренных и тропических морях всего мира.
Рыба Дорадо 250 г
Груша консервированная 35 г
Грибы сушеные (порошок) 5 г
Лук-порей 5 г
Креветка тигровая 60 г
Масло растительное 20 мл
Соус:
Масло оливковое 50 мл
Морковь 100 г
Спаржа 20 г
Смесь пяти перцев 1 г
Розовый перец 3 г
Лимонный сок 50 мл
Мед 50 г
В первую очередь, необходимо забросить в сотейник 4 брусочка моркови, 1 спаржу, залить водой и поставить варить на плиту.
Подготовленную (без головы, хребта и костей) рыбу разморозить, уложить в брюшко консервированные груши (нарезав их на тонкие ломтики), пересыпанные слегка грибным порошком и обвязать тушку ниточками лука-порея. Обжарить на разогретой сковороде вместе с одной тигровой креветкой и поставить в конвектомат.
Пока рыба доходит, приготовить соус: в сотейник налить оливкового масла, разогреть, обжарить слегка отваренные бруски моркови и спаржу. Добавить (чуточку) смесь пяти перцев, горошины розового перца, сок лимона, мед и всё это хорошенько проварить.
При подаче, выложить блюдо на тарелку, сбоку пристроить креветку, украсить лимоном и зеленью и обильно полить сверху готовым соусом.
Свидетельство о публикации №214092601693