Вася единственный

               
                1.НАЙДЕНЫШ
               
     Капитан отдал команду:
     - По местам стоять, отдать швартовы. – И судно из порта Гаэта (Италия) вышло в очередной рейс. Отдыхает капитан в своей каюте и вдруг на грудь прыгает мягкое и когтистое. Котенок. Откуда? Матросы «раскололись» сразу.
     - На улице подобрали котенка. Все время кормили, поили. Выбросить то жалко, вот и взяли с собой.
     Капитан не первый десяток лет в морях, знает, как подбирают котенков за границей. Наверное, из бара вышли и захватили с собой хозяйского кота. Делать нечего, переехал Васька в каюту капитана и пользовался всеми льготами гостя – хозяина. На камбуз за едой он ходил сам, и охотился на палубе на птичек, к восторгу всей команды. Птичек не жалели, потому как Васю все любили.
     Капитан смирился с квартирантом и к концу рейса они стали друзьями. Рейс закончился и новому капитану передает он судно и судового кота в придачу.
     - Нет, мне здесь котов не надо. – Протестует сменщик.
     И поехали друзья домой.  Во время пересадки в Москве Васька попробовал убежать на свободу. Приготовился прыгнуть под стоящий рядом поезд. Капитан бросает сумку со всем заработанным в рейсе, и на лету ловит друга. Так они приехали в Нижний Новгород в родной дом. 
    Ветврач обиделся за породистого кота:
    - Экзота назвали Васькой. Самое скромное имя для него – Базилио.
               
                2. Жизнь в городе.

     Я решила, хватит. Этот кот будет домашним. Никаких улиц, никаких страда-
ний для хозяев.
     Котенок был аккуратным, умным. Обзавелся своим имуществом: доска для
еды(за пятнадцать лет она стала тарелкой), ножик, переноска, шлейка, шампуни
и другие необходимые предметы. Местом отдыха стала лоджия. Он продолжал
охотиться на птиц на лоджии седьмого этажа: поймает, покажет свою добычу и
останется от нее одно перышко. А, что делать? С детства привык. Покупали Васе
печенку и курицу на троих с хозяевами. Подолгу мы жили с Васей одни. Я сироту
баловала. И даже через пятнадцать лет он за едой шел к хозяину, а за колбас-кой,  сыром, кексом – ко мне.
      Васька рос, и мне казалось, что он слова понимает. Фраза: «Поедем на дачу», приводила его в ужас. Он прятался, где только мог. Сборы на дачу превращались в состояние: «чуть обморок не потеряла». Двигались диваны, кровати и прочая мебель. Васю из комнат загоняла на кухню, а там:
      - Будьте любезны – остановка - "переноска".

               
                3. Дача

      Такси у дома, вещи погружены и водитель терпеливо ждет, когда я поймаю
кота. Всю дорогу до дачи Вася молчит, но на повороте шоссе к садоводству,
лезет в окно, кого-то зовет. Как он узнавал, что подъезжаем? Только открыва-
лась дверь машины, он пулей выскакивал и неведомыми путями прибегал к
дому и встречал меня у дверей.
      К восьми годам Вася был толстый, 10-килограммовый, неторопливый и вла-
стный, хотя и трусоватый маленько кот.
      У соседки по даче жили два котенка: черный пушистый с зелеными глазами
Тимоха – все время прятался за своего брата – авантюриста, полосато-серого
наставника Барсика. Тимоха поймал мышонка и Барсик снисходительно смотрит
за ним. Подходит Вася, по массе раза в два больше обоих вместе взятых. Нависает над ними, лениво для порядка шипит и забирает добычу. Зачем она ему? Он ведь мышей не ест. Теперь мне надо бежать, закрывать дачу, а то еще принесет в дом полузадушенную награду. Уже было такое. Просыпаюсь рано утром, а Вася приготовил мне завтрак: на пороге дохлый мышонок. Вот ужас то!!!
      По нашему саду бегали рыжие, совсем одинаковые коты – две штуки. Они
носились по веткам деревьев с такой ловкостью, что Вася обзавидовался.  Он,
как ему казалось, торопливо подходит к стволу сорокалетней яблони. Шлеп!
Зацепляется передними лапами за кору, повисит немного и отходит. Не получи-лось. Ну нет, так нет.
       Особенно он любил сенокос. А поскольку на участке кроме цветов и травы ничего не было, то косить приходилось много и часто, на радость коту. Он лез
под газонокосилку, я его гоняла и, как в Одессе говорят:  «он делал мне нервы».
      Наблюдать за котом было очень интересно. Я никак не могла понять, как в
первый приезд на дачу, он точно прошел по границе участка, ведь никаких за-
боров и рвов не было. Мою поездку в город, один раз в неделю, за газетами и
едой Василий превращал в концерт по заявкам. В начале сезона он видел меня
в городской одежде и убегал далеко и надолго. Позже городское прятала в бане
(как будто, я не причем ). Теперь Ваську надо закрыть в доме, переодеться и на шестичасовой утренний автобус можно успеть. Очень удобно, народу мало и не
жарко. Щас! Васю не обмануть. Жара в то лето была необыкновенной и кот только в десять часов утра идет в прохладный дом. Еду в переполненном, жарком,  десятичасовом автобусе.
       Главное его достоинство – он был семейным лекарем широкого профиля:
терапевт, невролог, ревматолог. В грозу у меня очень болела голова. А в тот раз было, что-то невероятное – молнии только что в голову не летели, гром, а дождя нет. Духота невозможная. Тихонечко, тихонечко добралась до кровати, шепотом положила голову на подушку. И тут идет Вася. Всей своей массой падает рядом на подушку. Опасные мысли пропали и я заснула. Ночью был ливень, а утром Вася сидит на столе и в щелочку в окно дышит. Встала, открыла окно и слышу громкое, радостное, самозабвенное мурлыканье. Какую-то песню поет и голова не болит, жизнь продолжается. Вася любил отдыхать в мансарде, куда вела узкая и крутая лестница. Забирался он туда сам, а вот спускаться: только на моем плече. Мягко, без когтей, он с верхней площадки перетекал ко мне на плечо.Мы спускались на три-четыре ступеньки, здесь он отталкивался и прыгал на пол.Техника отработана годами и живым Васькиным весом  до одиннадцати
килограмм. А в этот раз я заболела, надорвала поясницу в садоводческом энту-
зиазме. Лежу, почти не встаю два-три дня. И Вася?! Не ходит отдыхать наверх.
Время лечит, стала потихоньку ходить. Слышу зов сверху: «Спускай меня хозяйка
вниз». Я испугалась – сейчас доломает спину, поросенок. А, что делать? Взяла
его на плечо, и он не оттолкнулся, как обычно, а плавненько сполз уже на полу.Настроение поднялось, значит все в порядке. Но, как он узнал об этом?
      Шли годы. Как-то я сильно поранила ногу. Соседка промыла рану, вызвала
скорую помощь из соседнего города. Врач быстро приехала и по телефону гово-
рит:
      - Готовьте операционную, рана страшная.
      В доме кровища, суета, врач, прибежали соседки. Вася сидит точно напротив крыльца – все вижу, все слышу. Скорая рванула в больницу. Никто не догадался закрыть Васю в доме. Часа через четыре приезжаю к открытой калитке, Васи нет.Неужели сбежал? Да, не-е-т, вот он. Прямо по тропинке бежит, трепыхается, жалуется на жизнь одиннадцать килограммов смятения. Подбежал ко мне, развернулся и пошел от меня с видом: «а, что собственно произошло».
      На следующее утро собираемся в город, в поликлинику – лечиться. Вася сам(!) забрался в тесную переноску. Соседка прибежала:
      - Я вам помогу и схватила переноску. Ой, как вы его носите, его же не поднять. Оставьте его у меня.
      - Нет, своя ноша не тянет.
      И только после посещения врача маленько расслабилась. Вася, как всегда пришел на помощь, свалился на больную ногу: ему виднее, что лучше для меня. Терплю.
   
                4. Путешественник поневоле.

         С такими хозяевами – бродягами поневоле будешь переезжать с места на место. Говорят, что коты привыкают к месту, а не к людям, значит Вася не кот, а просто друг. Вася был замечательным, самостоятельным и дисциплинированным попутчиком со своим билетом, медицинской справкой и собственным дорожным скарбом. Продали мы как-то квартиру и купили новую - побольше в недостроен-ном и не сданном государственной комиссии доме. А, кто побывал в такой ситуации, тот знает, что это такое. С переездом надо было торопиться: прошел слух, что четыре квартиры проданы дважды. Кто раньше въедет – тот и хозяин. Муж в морях, мы с Васей переезжаем. Собралась, вызвала машину с грузчиками. В доме дым коромыслом, двери нараспашку. Васю не вижу и,когда все вещи вынесли, в пустой комнате в переноске сидит Вася и ждет, когда его заберут. А, вы говорите: собаки, собаки…
       В новой квартире условия были такие, что знаменитые спартанцы повымер-
ли бы. А мы – ничего. Март, холодище, из цивилизации только электричество.
Ни воды, ни газа, ни отопления. Строительные сантехники за «спасибо» включили воду, оборудовали ванную и туалет. Можно жить. Забрались мы с Васей в маленькую комнату. Здесь и еду готовили на электроплитке, здесь же и спали. В коридор выскакивала в пальто, Васе было проще. Прихожу с работы -  Васин нос торчит из под двух одеял.  Стало солнышко греть – живем.
        Когда муж собрался сойти на берег, решили купить на юге жилье. Переезд в Крым был для Васи настоящим испытанием. В феврале в поезде народу было мало и мы занимали все купе. Васе выделили  место под полкой. Пришла проводница посмотреть на Васины документы.
     - Кого везете? – Отвечаем:
     - Котенка.
     Вася вышел показаться.
     - Ничего себе, котенок. Пантера целая.
     Ехали на поезде почти сорок часов. Кушать ему не давали, только пить.  Аккуратненький котик нас не подвел. Порода. В Новороссийске пересели в свою машину и через Керченский пролив въехали в Крым. На границе, как положено,
предъявили Васины документы международного образца, ветврач посмотрел, и
одобрил иностранного гостя.
     Наконец -  то дома, сели за стол. По традиции хозяин заговорил с Васей, а тот и не спорит, слушает внимательно, все понимает. И Вася хозяину, что-то рассказывает  «за свою нелегкую жизнь». Теперь очередь хозяина – слушать. Кореша,что и говорить. Не одну тысячу километров одолели вместе.

                5. Болезнь.

      Прожил Вася на юге почти пять лет. Полгода болел. Врачи определили – онкология. Пытались лечить и Вася, как будто стеснялся своего болезненного вида. Опять побежали к врачам. Может, вылечим. Делали уколы, все надеялись,
вдруг врачи ошибаются. Пришел момент, когда стало понятно – все. Васи нет. В доме черных котов по имени Вася – больше не будет. Никогда.


Рецензии