Действие III - Аида
– Я сегодня вечером не нужен вам, Филипп Филиппович?
– Нет, благодарю вас, голубчик. Ничего делать сегодня не будем. Во-первых, кролик издох, а во-вторых, сегодня в большом – «Аида». А я давно не слышал. Люблю… Помните? Дуэт… тари-ра-рим. Ко второму акту поеду… Я сторонник разделения труда. В Большом пусть поют, а я буду оперировать. Вот и хорошо. И никаких разрух…
(М.Булгаков "Собачье сердце")
Действительно: что так сильно раздражает в последнее время, так это отсутствие профессионализма и полнейший дилетантизм отдельных товарищей. Ну, взять - к примеру - хотя бы меня, неосторожно рискнувшего, сунуться в такую область, как литература, театр... про кулинарию скромно промолчу, поскольку (как я успел в этом убедиться лично), на свете существует огромное количество поваров, владеющих этим ремеслом, скажем так, чуть похуже меня. За историей далеко ходить не надо...
"ЧИК-ЧИК-ЧИК" И "ЦАК-ЦАК-ЦАК"
Больше всего на свете меня раздражают дилетанты.
Не имея ни малейшего представления о том - как устроен механизм производства, что за этим стоит и так далее, не особо забивая себе голову подобными "глупостями", они с поразительной легкостью любят встревать и давать советы. При этом, совершенно искренне полагают, что всё, что лежит вне сферы их интересов, сущие пустяки, не стоящие серьезного обсуждения.
Очередное место работы: обычный бизнес-центр на 100 - 120 человек.
Мой знакомый - непосредственный шеф, арендатор кафе - недовольный малой прибыльностью заведения, пристаёт ко мне с тем, чтобы я добавил в меню новые блюда. На все мои попытки - объяснить ему, что это практически невозможно, поскольку у меня только пара рук, и что всё это требует дополнительных продуктов (а - следовательно - и дополнительного оборудования, новых рабочих рук и прочее), он, недоверчиво скривив губы, перебивает меня и своеобразно "разъясняет", энергично рассекая ладонью воздух:
- Что тут сложного? Это же так просто: чик-чик-чик, и - готово!
Я в ступоре: стою, молчу и понимаю, что дальнейший разговор бесполезен и не имеет смысла. Одним словом, вскоре, это "чик-чик-чик" так достало, что в конце концов мне пришлось расстаться со своим бывшим приятелем и перейти на новое место работы.
С трудом составил оптимальное меню, учитывая множество факторов; определил график работы смен; заключил договора с поставщиками. Словом, только наладил производство, как вдруг происходит смена руководства наверху и - как следствие - в один прекрасный день у нас появляется новый заведующий производством: молодой, ничего не соображающий, но очень амбициозный товарищ.
Первым делом, он решил ознакомиться с личным кабинетом. Осмотрев обстановку, удовлетворенно крякнул и... закрылся изнутри. Народ в шоке: зайти в кафе, поздороваться с сотрудниками, поинтересоваться производством, всё это, наш новый начальник, вероятно, счел излишней блажью.
Наконец, в один из дней, он нарисовывается на кухне с длиннющим списком меню, и на мой вопрос: "Как Вы собираетесь, такой перечень блюд воплотить в жизнь?", вдруг слышу до боли знакомое:
- Ну, что Вы, это же так просто: цак-цак-цак и - готово...
Однако, я до некоторой степени, отдаю себе отчёт в том, что всё "действие" в целом и её отдельные "картины" в частности, должны подчиняться неким законам и нести в себе если не логику, то- во всяком случае - иметь между собою, хоть какую-то связь, а потому, позволю себе вновь вернуться к театру. Вернее - к тому, как я впервые очутился в стенах Мельпомены.
"ГРУЗИН"
Мой самый первый день работы в ресторане Мариинки, ознаменовался конфузом, о котором не очень-то приятно вспоминать.
- Вот, тут мы работаем... - широким жестом, пригласит меня на кухню шеф-повар. - Плита, конвектомат... словом, всё как обычно...
- Да-а... - собрав складки на переносице и попытавшись состроить умное лицо, протяну я, изучая новую для себя обстановку.
Уж, больно не хотелось, наткнувшись на какой-либо непонятный мне агрегат, ошарашивать своего молодого коллегу дурацким вопросом: "А это что такое?". Особенно, если учесть, что "этим", запросто могла оказаться, скажем, обычная вентилляционная труба или шахта лифта. Новое место работы меня устраивало по всем параметрам, и самое главное - в пяти минутах ходьбы от дома. О таком можно было только мечтать! Однако, я понимал, что соглашаться сразу - несолидно... Как-никак, не пацан из подворотни: преподаватель кулинарной школы, автор двух кулинарных книг... А потому, я старался держаться с достоинством, изредка кивая головой. Между тем, Михаил добросовестно продолжал знакомить меня со всеми помещениями и кладовыми ресторана.
- Здесь у нас холодный цех... Тут - раздача. А здесь, расположены холодильники и морозильные камеры для заготовок.
- А это что такое? - Вырвалось, таки, из меня, когда мы поравнялись со стендом, на котором висело несколько листов, испещренных мелким шрифтом.
- Ах, это... - Миша засиял своей подкупающей улыбкой и не без гордости разъяснил - Это театральная афиша. На текущий месяц. Слева перечень предстоящих балетных и оперных постановок. Видите, вот здесь указано начало представления, а в этой колонке - окончание? Далее - время антракта между действиями, ну, и снизу - соответственно - кто дирижирует...
- О-о! Сам Гергиев! - не удержавшись, восхитился я, словно маэстро, по-меньшей мере, приходился мне, если не родственниом, то - очень близким другом.
- Да. - подтвердил Михаил. - Валерий Абисалович является достаточно частым гостем нашего заведения.
- Да ну?! Вот это да! - вырвалось у меня. И в ту же секунду, вспомнив про предыдущее место работы, я восторженно поделился своими планами вслух. - Надо будет, как-нибудь, непременно угостить его осетинскими пирогами! Он, ведь, осетин!
- Осетин, осетин... - согласился Миша, вновь обдав меня своей обаятельной улыбкой.
Я окончательно воспрял духом, бегло скользя по программке и демонстрируя обескураженному шефу свою эрудицию. Как ни странно, но этой самой эрудиции, в области оперы и балета, у меня хватило ровно на две минуты. После чего, я позорно умолк. Однако, пауза затянулась неприлично долго, что заставило меня судорожно искать выход.
- О! А это что за "грузин"? - изумленно уставился я на афишу, ткнув указательным пальцем в очередную строчку. "Гергиев" - понятно, "осетин" - ясное дело... Но, как мог сюда затесаться "грузин"?!
От неожиданности, мой коллега аж на целых десять секунд лишился дара речи. После чего, с трудом подавив смех, тактично пояснил:
- Вообще-то, это - Борис ГрУзин. - И, выдержав артистическую паузу, окончательно добил: - Между прочим, достаточно известный дирижер!
(КАРТИНА ВТОРАЯ - ТЕАТРАЛЬНАЯ)
АИДА
опера в 4-х действиях
Музыка Джузеппе Верди
Либретто Антонио Гисланцони
Постановка Даниэле Финци Паски
Исполняется на итальянском языке
(сопровождается синхронными титрами на русском языке)
Премьера: 24 декабря 1871 года, Оперный театр Каира
Премьера в Мариинском театре: 1 апреля 1877 года, Санкт-Петербург
Премьера постановки: 11 июня 2011 года
Продолжительность спектакля 2 часа 45 минут
Спектакль идет с двумя антрактами
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОПЕРЫ
Действие первое
Дворец фараона в Мемфисе; идет война между Египтом и Эфиопией. Входят Радамес и Рамфис. Они обсуждают слухи о готовящемся нападении эфиопов. Рамфис сообщает Радамесу, что жрецы обращались к богине Изиде с вопросом, кто должен возглавить египетское войско в предстоящей битве, и многозначительно смотрит на Радамеса, но его имени не называет. Оставшись один Радамес мечтает о будущей славе и том, что, победив в сражении, сможет жениться на эфиопской невольнице – красавице Аиде. Входит Амнерис и спрашивает Радамеса о причине его радости. Когда она намекает на то, что у него, наверное, есть в Мемфисе возлюбленная, Радамес в смущении отворачивается. Амнерис терзается ревностью, ведь она сама влюблена в Радамеса. Появляется Аида. Амнерис встречает ее с притворной радостью, но замечает, что они с Радамесом избегают смотреть друг на друга. Входит фараон со свитой. В этот момент гонец приносит весть о приближении эфиопского войска во главе с царем Амонасро. Никто не знает, что он отец Аиды.
Раздается боевой клич. Предводителем войска провозглашают Радамеса, Амнерис вручает ему знамя. Под звуки военного гимна фараон удаляется. Аида остается в смятении. Она не может молиться за победу Радамеса, но надеется, что ее возлюбленный вернется с поля боя невредимым.
Храм Вулкана. Проходит торжественный обряд. Введя в храм Радамеса, Рамфис вручает ему священный меч. Вдвоем они просят бога Пта ниспослать победу египетским войскам.
Действие второе
Покои Амнерис. Египетское войско одержало победу. В ожидании Радамеса, в которого она влюблена, Амнерис наблюдает за выступлением танцовщиц. Аида вносит корону Амнерис. Та вновь обращается к ней с притворной добротой и намекает, что ей известно о любви Аиды к египтянину. Затем она будто невзначай говорит невольнице, что Радемес пал в бою. Отчаяние Аиды выдает ее. Признавшись, что солгала, Амнерис начинает угрожать Аиде, а та, быстро забыв гордость, тщетно умоляет ее о пощаде.
Возвращаются войска. Фараон, Амнерис, жрецы и придворные ожидают возвращения Радамеса и его победоносной армии. Замыкая торжественную процессию, появляется Радамес. Амнерис возлагает ему на голову корону победителя, а фараон провозглашает спасителем страны. По приказу Радамеса приводят эфиопских пленных. Аида видит среди них своего отца, но Амонасро успевает шепнуть, чтобы она не раскрывала его имени. Он говорит фараону, что его армия доблестно сражалась, но царь погиб в битве. Затем он молит о милосердии, и Радамес приказывает освободить всех пленных эфиопов. Рамфис соглашается, но при условии, что в заложниках останется сам Амонасро. Фараон торжественно обещает отдать в жены Радамесу свою дочь и объявляет его своим преемником. Среди всеобщего ликования безутешны лишь Радамес и Аида.
Действие третье
Ночь. Берег Нила у храма Изиды. Из храма Изиды раздаются песнопения. Появляется Амнерис в сопровождении Рамфиса. Накануне свадьбы она должна помолиться богам, поэтому вместе Рамфисом она направляется в храм. Входит Аида. Она пришла сюда, чтобы тайно увидеться с Радамесом. Понимая, что им не быть вместе, она собирается утопиться в Ниле. Но в этот момент появляется ускользнувший из-под стражи Амонасро. Он говорит дочери, что ее долг – помочь своей странев новой войне против Египта. Она должна выведать у Радамеса, какой дорогой он поведет войска против эфиопов. Сначала Аида отказывается, но затем уступает настойчивым просьбам отца. Амонасро прячется. Входит Радамес, уверенный, что после второй победы фараон разрешит ему жениться на Аиде.
Аида предлагает возлюбленному бежать в Эфиопию – только там они смогут быть счастливы. После долгих уговоров Радамес соглашается, и Аида спрашивает, каким путем его войско двинется в Эфиопию. Как только он отвечает, из укрытия выходит Амонасро, и Радамес в ужасе понимает, что совершил предательство. Амонсаро и Аида убеждают Радамеса последовать за ними, но тут из храма появляется Амнерис в сопровождении Рамфиса. Амонасро пытается убить Амнерис, но Радамес защищает ее. Аида и Амонасро скрываются, а Радамес отдает себя в руки стражников, вызванных Рамфисом.
Действие четвертое
Зал во дворце над подземным судилищем. Амнерис ждет в одиночестве, разрываясь между любовью и жаждой мести. Она посылает за Радамесом и обещает добиться его помилования, если тот забудет сбежавшую Аиду. Радамес отказывается, и Амнерис посылает его на суд. Оставшись одна, она слышит, как его приговаривают к смерти. Когда Радамеса уводят, а Амнерис проклинает бесчеловечность жрецов.
Радамес ожидает смерти в склепе, где он должен быть заживо замурован. На место укладывают последний камень, но вдруг он слышит странный шорох. Это Аида, тайком пробравшаяся в склеп, чтобы умереть вместе с возлюбленным. Они прощаются друг с другом, а из храма над ними доносится пение жриц и голос Амнерис, которая молит Изиду об упокоении души Радамеса.
В оркестровом вступлении сжато изложен конфликт драмы: хрупкой, прозрачной мелодии скрипок, рисующей образ женственной, любящей Аиды, противостоит неумолимо грозная мелодия жрецов. Она растет и ширится, захватывая весь оркестр, но нежная тема любви все же побеждает. (http://www.belcanto.ru/aida.html)
(КАРТИНА ТРЕТЬЯ - КУЛИНАРНАЯ)
БЕФСТРОГАНОВ ИЗ ОЛЕНИНЫ С БРУСНИЧНЫМ СОУСОМ
Оленина (окорок) 125 г
Масло растительное 25 г
Лук репчатый 150 г
Грибы белые 100 г
Сметана 50 г
Сливки 11% 100 мл
Слоеное тесто 100 г
Петрушка 1 г
Соус:
Брусника (ягоды) 150 г
Красное вино 150 мл
Можжевеловые ягоды 10 г
Гвоздика 1 г
Сахар 20 г
Красный перец жгучий 1 г
Оленину нарезать соломкой, обжарить на масле. Добавить репчатый лук. Затем, положить обжаренные белые грибы, сметану, залить сливками и загустить. При подаче, выложить готовое блюдо в "колодец" из запеченного слоеного теста. Сбоку, положить две-три шляпки обжаренных белых грибов и полить сверху брусничным соусом. В завершение, украсить веточкой петрушки.
Для того, чтобы приготовить брусничный соус, положить в сотейник ягоды брусники, залить красным вином, добавить, пару гвоздик, сахар и чуточку красного перца. Всё это хорошенько прогреть на среднем огне и частично выпарить до загущения.
Свидетельство о публикации №214092601721