Мне рассказала лилия долин... - 43

Вернувшись в дом, где пока жила, Варя была не одна. Михаил проследовал вместе с нею. Объяснять долго, кто он и почему, не пришлось...
В скором времени, тем же вечером, Михаил и Варя уже сидели в карете. Она увозила их и в последний раз провезла по площади, мимо церкви, мимо Дома Дьявола. Карета проехала по длинному мосту через реку и пустилась в далёкий путь...

...Михаил забрал с собою Варю, но увозил и переживания, которые так их и не покидали, — назад, в Роттердам, где ждали с нетерпением и каждый со своей тревогой  друзья...

-По прибытию мы купим Вам иную одежду. Вы не вернётесь в Россию в одежде из Голландии, - наконец-то заговорил Михаил, не взглянув на Варю в их молчаливом путешествии.
-Мишенька, - всхлипнула она, так и не в силах удерживать упрямые слёзы. - Не будьте столь строги со мною. Вы для меня дороги, ведь знаете.

Михаил молчал. Несмело взглянув на него, сидевшего рядом с далёким взглядом за окно кареты, Варя затаила дыхание, чтобы попытаться успокоить в себе душу, которая так и тянула изнутри, рывками с болью вновь терзая...

-У меня никого больше нет, - понимая, что жизнь теперь будет проходить в большем одиночестве, Варя впадала в панику, не желая себе сей участи. - Год назад и Лизонька меня покинула... Не вынесла болезни, так безжалостно её забравшей у нас... Папеньки нет... Супруг исчез. Да и супругом его назвать не могу.
-Мне искренне жаль, - ответил Михаил, так и не взглянув.
-Мне не нужна жалость, - всхлипнула вновь Варя. - Вы не хотите меня понять! Отчего?
-Я хочу понять, но не могу, - прозвучал вновь его резкий ответ, и вновь всё стихло.

Только топот коней, скрип кареты и ветер за окном сопровождал их весь путь до Роттердама. Останавливаясь на ночь в гостинице, где смогли поесть и отдохнуть в разных комнатах, они также не проронили ни слова, мучаясь недосказанностью...

...Роттердам продолжал жить своей жизнью.

Только Михаил вышел с Варей к трактиру, где обычно встречался с друзьями, как его окликнули голоса их, прогуливающихся рядом. Радостные объятия и голоса эхом раздавались на соседних узких улочках. Варя несмело стояла рядом, в душе радовалась за встречу друзей...

-Княгиня Пашкова, Варвара Игоревна, - послышался вдруг голос Михаила, представившего её своим товарищам, и те учтиво выполнили поклон.

Варя кивнула в ответ, но так и продолжала молчать и сейчас, и потом. Подчиняясь всему, что теперь происходит в жизни, она смиренно ожидала возвращения на Родину. Михаил позаботился о том, чтобы приобрести новую одежду и снять для Вари комнату до того времени, когда получат приказ отплывать, а та старалась как можно меньше выходить.

Варя отнекивалась от любого предложения выйти на прогулку, оставаясь сидеть в комнате, читать французскую литературу или вышивать. И всё, что утешало, был засохший ландыш, с которым она не расставалась и, знала, никогда не расстанется...

-Доброе утро, - открылась к Варе вдруг дверь, когда она в очередной раз бережно поглаживала ландыш на странице маленькой книжки.

На пороге стоял Михаил. Он был тепло одет, но из души тепла не чувствовалось. Он встал и шага, как видно было, ближе уже делать не собирался...

-Вы не желаете отправиться с нами на ярмарку? - спросил Михаил. - Мы отправляемся на такую в Амстердам. Многие из наших туда уехали, а мои друзья ждали нашего возвращения, чтобы отправиться вместе. Вы остаётесь, или же передумаете?
-Зачем Вам я? - удивилась Варя.
-Давайте не будем вновь спорить, - предложил Михаил. - Я беспокоюсь о Вас. Вы никуда не выходите, не бываете нигде. Это вредно для здоровья!
-Вас стало беспокоить моё здоровье? - удивилась ещё больше она, на что Михаил усмехнулся:
-Если Вы не перестанете мучить мою душу подобными речами и взглядами, то будете жить без меня уже здесь!

Он не стал дожидаться ответа и собрался уже уходить, как Варя вдруг вскочила с выкриком:

-Je pr;f;re mourir dans tes bras que de vivre sans toi! (Лучше умереть у тебя в объятьях, чем жить без тебя!)
-Молю Вас, не употребляйте со мною и моими друзьями французского, - покачал головою Михаил и вздохнул. - Вы поедете с нами?
-Да, - кивнула, не раздумывая Варя, опасаясь остаться вновь одна.
Она положила свою книжечку с ландышем в маленький, вышитый узором мешочек и вновь кивнула:
-Я готова!
-Зачем Вы носите эту книгу везде?- удивился Михаил.
-Ландыши любила моя мама. Это всё, что у меня есть, что делает меня так близко с нею и... с тобой,... Мишенька. Ты подарил мне сей цветок, - отрывисто пояснила она, не собираясь скрывать своей нежности к нему. - У меня больше никого дорогого нет.

Михаил подошёл ближе. Он остановился близко перед глазами и некоторое время смотрел,... любовался их ласковым блеском... Найти в себе слов и смелости, он не смог. Ничего так и не сказав, Михаил поклонился...

Они вышли на улицу, где ждала карета.

-Мишенька, умоляю, мне трудно, мне делается дурно, когда мы так далеки, - остановилась Варя, снова наполнившись переживаниями.

Михаил снял плащ, накинул его через руку, чтобы удобнее устроиться в экипаж.

-Вы столь холодны. Неужто обидела я Вас так сильно, что ненавистью Вы решили погубить меня? - не сводила с него глаз Варя, всем своим существом моля о внимании и ответной ласке.
-Варвара... Игоревна, - прикоснулся он теплом ладони к её щеке. - Мне трудно жить без Вас, но то, что Вы обвенчаны с иным, будет нам вечной преградой. Вы супруга его, перед Богом и людьми, но не моя.

Варя закивала, но молвить что не смогла, понимая, что любовь её не состоится. Ничего больше не говоря, они устроились в карету, и та понеслась в путь...


Продолжение - http://www.proza.ru/2014/09/26/1784


Рецензии
Не Михаил, а кремень. Замужество Вари стало преградой между ними, в его понимании. Мужчина должен быть иногда ловеласом и, чувствуя чувства дамы, отходить от обще принятых правил.
С теплом и добрыми пожеланиями.

Владимир Чугай   22.11.2020 16:57     Заявить о нарушении
да, гордость не даёт покоя Михаилу... но сломится, будем надеяться,

спасибо, Владимир!!!

с теплом души,

удач и чудес,

Ренсинк Татьяна   25.11.2020 15:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 23 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.