Мне рассказала лилия долин... - 44

(королевский дворец, Гаага - Den Haag)



-Вам нравится здесь? - спросил Михаил, когда вышел с Варей из трактира, где они решили позавтракать...

...Они были уже в городе Дельфт, переночевали в гостинице в разных комнатах и были готовы вновь отправляться в путь. Позавтракав в трактире, у которого договорился встретиться с друзьями, отправившимися следом за ними в своём экипаже, Михаил наконец-то впервые заговорил с так же молчаливой Варей.
Весь путь они не проронили ни слова, стараясь избегать встречи и взглядов. Варя уже не надеялась, что возникнет хоть какая-нибудь беседа, по которой ныла душа и которую так звало сердце...

Она стояла у трактира возле Михаила, но взгляд с восхищением наблюдал за жизнью вокруг.

-Да, - еле слышно ответила она прорезавшимся голосом, что так долго не звучал.
-Вы знаете, а ведь этот город был построен очень давно. Аж в тысяча семьдесят пятом году, - продолжил говорить Михаил, и Варя со всем внимание взглянула на него, наслаждающегося видом улочки.

Они перешли через дорогу и встали у перекладины. Внизу перед их глазами текла вода по каналу, а на другой стороне снова стояли красивые здания и ходили люди в типичной для своей страны одежде и с типичной любовью ко всему живому. Прохожие часто встречались то с кошечками, то с собачками на ленточках.

И снова Михаил убедился в своих домыслах:

-Люди здесь держатся старины. Одеваются странно для нас. Сия земля — совершенно оригинальна. Здесь даже в прудах плавают те самые рыбки, которых за редкость обычно сажают в хрусталь, чтобы любоваться их пурпурно-золотой чешуёй. А хлеб, который выпекают здесь, Вы заметили, на нём был штемпель города?
-Да, - несмело вымолвила Варя и искренне призналась. - Никогда не ела хлеба лучшего.
-Мне трактирщик сказал, что запрещено этот хлеб вывозить из Дельфта, что это истинно только их хлеб и является достопамятностью города.

Варя может и хотела что сказать, но прибывшая коляска с друзьями Михаила, которые тут же замахали им руками и стали восклицать о продолжении пути, не позволила тому свершиться... Путь вновь продолжился, но длился до следующей остановки не так долго. Через пару часов их два экипажа прибыли в город Гаага — старинное наследие голландских графов с резиденцией короля.

В этом городе пришлось наблюдать совершенно иные построения: никаких готических. Улицы — широкие и прямые. Каналы «не крестят города», а жители никак не походят на типичных голландцев: одеты все по-европейски...

Проезжая мимо королевского дворца, друзья остановили экипажи на некоторое время.

-Вот ведь! Сие богатство я не воображал более! - высказался Алексей, уставившись на дворец.
-Может быть то, что у них долго не было правителя, хозяина сего места, повлияло, что дворец невелик и так прост, - пожал плечами Дмитрий. - Правление народное состояло из представителей провинций, которых выбирали из городских депутатов. А теперь вот, человек, поймавший удачное время, взошёл на трон.
-Интересно, - усмехнулся Сашка. - Чем им свобода не в угоду? Я всё наблюдаю за жизнью иных земель, и сравниваю с Россией! Вот нашему бы краю возвыситься, отменить рабство, иметь свободу.

Михаил молчал, и Варя тем более. Проехав скорее этот город, их коляска, а следом и коляска друзей помчалась дальше...

-Не понравилась мне Гаага, - признался Михаил, глядя на улицу. - Красок нет... Хотя, по общему представлению, нет земли более обильной историческими происшествиями, предметами, достойными внимания, как Голландия. Здесь каждый городок участвовал в чём-то и оставил то воспоминания, то памятники наук да художеств.
-Когда я училась в институте, то узнала, что уроженец из Голландии, Лаврентий Кистер, первый изобрёл искусство книгопечатания. Он вырезал на досках целые страницы, - вспомнила Варя и решила сразу рассказать.
-Вас прекрасно обучали, - похвалил Михаил, так и не глядя на неё, и Варя почувствовала, как её обида увеличивается, начинает давить изнутри:
-Я старалась учиться хорошо. Не всегда получалось. К наукам я не способная, но историю люблю!

-Я хвалю, - взглянул удивлённый Михаил, услышав в её голосе звуки подступающего гнева.
-Я так хотела Вам понравиться, - прослезилась она.
Немного помолчав, глядя в глаза, Михаил удивлённо вопросил:
-Вы учились для меня? Не потому, что нравится, или надо, а для меня?
-Вы считаете, что я Вас боготворю? - тем же удивлением ответила она. - Так вот нет, Михаил Алексеевич! В Вас не столь много достоинств!
-Понимаю, это и сыграло роль в выборе супруга! - закивал он и вновь отвёл взгляд в сторону, наблюдая за пейзажем, мимо которого проезжали.

Дорога дальше была скучна... Останавливались лишь на станциях, чтобы платить подорожные деньги или же давать кучерам «не на водку, но на хлеб лошадям, который они дают им с солью».

Солнце уже садилось и виделась на небосводе через туман луна. Все в своих экипажах молчаливо продолжали путешествие и уже дремали от укачивания, как гром цепей подъёмной решётки пробудил,... заставил выглянуть на вывеску у города: это был Амстердам...


Продолжение - http://www.proza.ru/2014/09/29/955


Рецензии
Татьяна, добрый вечер!
Мне не терпится, когда наши герои перейдут от гордыни и подковырок, и взявшись за руки посмотрят друг другу в глаза.
С теплом души.

Владимир Чугай   26.11.2020 20:40     Заявить о нарушении
скоро, Владимир!!! Спасибо, что переживаете вместе!!!

с теплом души,

мира и тепла,

Ренсинк Татьяна   30.11.2020 14:11   Заявить о нарушении
На это произведение написано 25 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.