Эпоха перемен Глава 7
Основной делёж не клеился у Болгарии с Грецией. Что одной мечталось стать Целокупной Болгарией, что другой возродиться Венизелосом, и обе бредили Царьградом. "Но тут пришёл лесник" и ... обломал честолюбивые планы. Обрисовав перспективы для первого вышедшего из Балканского Союза. Взяв и Фердинанда на борт, слетали в Афины. Как бы с визитом вежливости, но и с непрозрачным намёком так же.
В итоге, под обещания территориальных приобретений в будущей скорой компании, кое-как компромисс нашли и настроились готовиться к грядущей войне. Константинополю договорились присвоить статус столицы православия - аналог папского Ватикана, и принадлежать сей град после освобождения может только Богу и его православным слугам. Проливами же, судам православных государств, пользоваться беспошлинно. Иначе - "за что боролись?".
Николай настолько оказался доволен результатами разборки, что при обратном перелёте поинтересовался моим мнением. Не назвать ли запущенное в производство новое секретное штурмовое орудие в честь болгарского царя - Фердинанд?
После долгого отсутствия, за неделю пребывания в России я в курс всего там происходящего въехать не имел физической возможности. Тем более если темы засекречены. Но, оказывается, Рижский вагонзавод за производство "подаренного" нами движка Фольксвагена рьяно взялось буквально на следующий день после того, как мы на Шидловского настучали. И хороший двиг у них получился!
Затем припомнились Государю наши рассказы про роль танков и самоходок в "очередной" мировой войне, и озадачил он Михаила Владимировича созданием базы на гусеничном ходу. Якобы, для землепашества. Но с возможностью в короткие сроки установки на платформу артиллерийского орудия. Причём солидного. Например, Обуховской 122-мм гаубицы. Но на манер корабельной, поворотной башни, на бронетехнике по первости не получилось, да и на классическую САУ, получающееся изделие не очень походило (ни рыба, ни мясо - одним словом Фердинанд).
Но сдвоенная силовая, стреляющую и слегка бронированную махину пёрла, и уже это являлось прогрессом. Ещё зимой отправлены были под видом тракторов в донские степи два десятка "безбашенных" платформ, и честно на них испытатели поднимали целину. Обучая вождению мехводов, и попутно чернозём вспахивая. Теперь время настало богатый урожай собирать. Если бы загодя элеваторы не поставили, то удача бедой могла обернуться. Как на Руси обычно и случается.
Вот и летели мы теперь, после приводнения на дозаправку в Севастополе, на Дон - чествовать "победителей битвы" (за урожай). Кстати, медаль "За трудовую доблесть" в империи была уже введена. Но главное - своим глазом убедиться, справится ли "механизма" и с боевой задачей. Если бы Болгария не "протекала", то не грех было б и настоящего Фердинанда с собой взять, раз человек так от техники тащится. Но вот после победы непременно подарим "союзнику" самоходку его имени.
При подлёте к Азовскому морю зачихал левый движок и у косы Тузла пришлось приводниться, благо на море полный штиль стоял. Нестеров повел меня в хвост лодки, показать возимый ремкомплект, но там я и свой верный спининг с удочками обнаружил. Снасти пережили "перестройку" потому, что их принимали за антенны к изобретению господина Попова (беспроводному телеграфу). Теперь же "вооружив" ими царя, посадили того на крыло, что бы рыбки (тут её много быть должно) на уху надёргал. Кто знает, сколько с мотором возиться придётся?
Как обычно - виной вновь оказался человеческий фактор. Бензин в Севастополе видно не "через ситечко" залили, вот бензопровод и забился - пришлось прочищать. Но как с таким народом воевать, когда даже перелёт Государя должно обеспечить не получается? Не "стрелочника Иванова" ведь (в данном случае "заправщика Наливайченко") казнить, но и генералы да адмиралы тамошние вроде не виноваты? Только с таким отношением к труду никакие террористы с бомбами и революциями не требуются - развалят да разворуют державу "простые люди". Убеждённые, что виноват во всём, разумеется, вначале "Николашка", а потом "комуняки".
Когда ремонт завершился, то лететь было уже рискованно - засветло могли не успеть дотянуть. Потому решено было заночевать на островке, тем паче, что на так же обнаруженном в хвосте примусе весьма приличная уха получилась. Да ещё на косу высадился пяток кубанских казаков, что с рыбалки возвращались, да чудо серебристое заметили - вот и пристали "поинтересоваться". У них, кстати, и цыбуля нашлась, ушицу заправить, и хлебушек печённый.
А мне пришлось распроститься с оплетённым лозой кувшинчиком ракии, что Макс в дорогу сунул. Вот при освещении от пламени горелки примуса, хорошенько "с народом" и выпили, и закусили. И разговор, вроде и не о чем, очень полезным оказался. Не существовало тогда термина PR, но суть то его существовала. И сказ про то, как казак с царём под самогоночку уху хлебал, по стране разошёлся быстро, и оказался более стойким и живучим, чем вся та грязь, которой страну и её правителя вымазать пытались "наши" либералы, социалисты и демократы. Для социального государства монархия не помеха, а как раз гарантия, от диктатуры. И сорвавшееся с уст старого казака: "Царь то - человек Божий!", оказалось весомей всех "Искр" и "Правд".
На рассвете вновь поднялись в воздух и через пару часов приводнились уже на тихую рябь Дона, у Новочеркасска. А оттуда гужевым транспортом добрались до ближайшего поля, где безбашенная "лохань" (так дословно переводилось с английского "танк") претворяла в дело лозунг "урожай с поля - плуг в борозду". Впечатляло! Трёхкорпусный плуг легко оборачивал жирные пласты. Всевеликое Войско Донское, до того построившее на госкредиты в виде "войсковых предприятий" сеть элеваторов, и теперь строившее в Ростове макаронную фабрику, уже интересовалось возможностью приобретения в общественную собственность этих чудо-машин. Войсковой атаман (талантливый хозяйственник) сразу смекнул, что только с помощью такой вот техники и возможно разрешить назревавший кризис.
Полагавшиеся на казака 30 десятин использовались неэффективно, а отдавать "пришлым" то, что прадеды кровью отстояли, не хотелось. Да и земли то у России и в других местах раздолье - уже несколько лет для всех желающих государственная программа переселения существовала. Кстати, под контролем всё того же НЕУБИТОГО Столыпина (сколько ж красноречия продемонстрировал тесть, что бы убедить патриота-премьера поддевать в публичные места лёгкий броневой нагрудник - продукцию Сормовского завода!).
Пришлось Николаю 2-му перед собравшимися речь держать. Поблагодарив казаков за ударный труд, но обращая внимание, что прежде всего дело здешнего люда Родину защищать. И основная задача момента к трудной войне готовиться. Непременно в дальнейшем здешнюю степь стальные кони пахать станут, и казак вместо конского повода в руки рычаги возьмёт. И на Дону рукотворное море ещё создадим, и на Урал-реке, и на Дальнем Востоке. Но станет это всё возможно только когда над всем славянским миром нависшую угрозу удастся устранить. Великие преобразования страну ждут после победы. Но для её достижения свей державе свои силы напрячь придётся.
А далее слово передавалось герою Балканской войны. Кавалеру ... и т.д., то есть мне. И мой черёд был выдавать "за други своя", "враг не пройдёт, как внутренний, так и внешний" и т.п. Причём, народ ещё не развращённый пропагандистами-агитаторами внимал с большим интересом. И хоть сей момент готов был идти отстаивать завоевания предков. В общем, визит удался - стенографированные наши речи разошлись, и оказались зачитаны на Кругах станиц, причём ВСЕХ казачьих Войск. Уважение приятно каждому, а воину - особо.
Очень мне было интересно поближе на "вездеход" посмотреть, ибо никак не мог 70-ти сильный мотор такую мощь показать. Но руководитель проекта - Пороховщиков, оказался изобретательным конструктором. Установлена оказалась пара двигателей! А ведь движок первого советского танка только 30-ю кобылами располагал - как у старого Запора, и всё равно китайцев гонять умудрялся.
Разумеется, с мастером Рижского вагонзавода и попутно славным авиатором, знакомцы мы были старинные. И возможно мои давние перед ним "фантазии" о вездеходном транспортном средстве, уберегли Александра Александровича от применения единственной прорезиненной гусеницы и ещё ряда казусов. Доработки требовались и нынче, но уже теперь смело выходило заявить - "СУХОПУТНОМУ ФЛОТУ" РОССИИ БЫТЬ!
Наш "южный вояж" продлился далее на восток. Перелетев через Кавказ, следующее приводнение совершили в Баку. Оставалось только гадать, либо Государь решил перед войной инспекцию ключевых объектов экономики самолично провести, либо это он передо мною достижениями хвастался. А может напротив - поняв, что короля делает свита, продемонстрировал стране себя не в окружении пузатой "блистающей" дворни, а в компании фронтовика? Но увиденное собственными глазами успокаивало - на грядущую войну горючки хватит, тем более, что её перемещение на будущий ТВД скрытно уже год проводится.
Затем пересекли мы Каспий и крайний перелёт совершили над пустыней, приводнившись уже в Туркестане - на Аму-Дарье. У приличной пристани и насосно-заборной станции уходящего опять в пустыню водопровода. Параллельно с трубой протянута оказалась и ветка узкоколейки. Вот по ней и отвез нас паровозик-кукушка к расположенному среди барханов посёлку казённых старателей-золотодобытчиков. В древнем русле давно ушедшей реки россыпного золота скопилось фантастическое количество, но до сих пор охраняло в пустыне его то, что дороже любого драгметалла - жажда. Волею белого царя и силою русского разума в центре пустыни зародился оазис, и Николай 2-й так же посадил в нём саженец персика.
Казна и так располагала золотым запасом в тысячу тонн, но получив ещё столь мощный ресурс его пополнения, не боялась тратить. Расплачиваясь чистоганом ПО ФАКТУ выполнения контрактов (никаких предоплат!), ведь скорая неизбежная военная инфляция резко понизит реальную стоимость золота. Посему Россия "летом готовила сани" без ущерба для своего рейтинга. Будучи единственной страной в мире бывшей в состоянии обеспечить на 100% покрытие своих бумажных денег. Германия и Австро-Венгрия могли себе позволить только 50% покрытие.
Интересные цифры для сравнения предоставляла разведка. Франция, готовясь к войне, настраивалась израсходовать на ВВС 6 млн. франков, приобретая только уже морально устаревшие аппараты собственного производства. Германия выделила на авиацию 322 тысячи марок. Дирижабли шли по другой расходной статье, и кайзер, к нашему показному ужасу, сделал ставку на эти "водородные бомбы". Мы же "не заметили", что граф Цеппелин смог свой летательный аппарат построить только на "русское" приданное своей невесты . Чтобы Рейх не принялся развивать свою авиапромышленность, самолёты ему продавала Россия. Причём превосходившие французские практически по всем показателям, к огромному неудовольствию союзников. Отвечая их же любимой фразой "Только бизнес - ничего личного."
Вместе с кэшем, как бы взаимообразно из Германии к нам текли так же и инвестиции, и целые производства (налоговые каникулы на 5 лет - это серьёзно! и что ещё делать прикажете, когда станочный парк превосходит наш в разы?). После того как Государь выкупил в Исландии шпатовые рудники (только здешний минерал годился для производства хорошей оптики), гер Цейс в Архангельске построил филиал превосходящий "маму" в Иене. Для того что бы Даймлер открыл "дочку в Первоуральске, уговаривать его лично русскому Царю пришлось, и даже дворянство обещать в случае открытия производства своих двигателей на новом месте в течение года (это, разумеется, помимо всех экономических вкусняшек).
А Георгу Люгеру вообще отдавалось на откуп огромное месторождение на границе Европы и Азии, где уже заложили город Медногорск. Только за то, что он там так же поставит патронный завод. Капиталы на который, разумеется, дельцу-конструктору найти самому в Австрии надлежит. Но во всех этих договорах маленькими буквами присутствовала оговорка, в случае форс-мажорных обстоятельств преференции снимаются. Так что - кто пока друг, а кто враг ярко не демонстрировалось. Пусть все по привычке думают, что "вечный враг"- турки.
Ведь и сами "союзники", помимо экономических, зачастую и на военно-политические недружественные шаги решались. Примером служил факт входа в Адриатическое море объединённой эскадры под командованием Сесиля Берна. Набранной из флотов Великобритании, Италии, Австро-Венгрии и Германии. Фактически установившую бессрочную морскую блокаду уже союзника России - Черногории(армия коей осаждала Шкодер). Но вот очень своевременный пролёт над заякоренными броненосцами нашей серебристой "птицы" убедил ВСЕ стороны, что на всякую силу большая сила найтись может.
Медногорск, кстати, мы в этом перелёте так же навестили. До того половив рыбку на Арале - понравилось Государю это занятие. Ибо всем известно, что когда русский Царь удит рыбу - Европа подождёт. Но конечной целью нашего, уже ставшего азиатским, турне явился небольшой лагерь инженеров-гидрологов, геодезистов и прочего бродячего, но умного народа, расположившийся в живописной долине Ерик (Воля - тюрк.) Урал-реки. Потому и будущее рукотворное море, на этом месте посреди Оренбургских степей раскинувшееся, Ириклинским нарекут.
Тут то и закончилась наша затянувшаяся везуха с погодой. Долгое сухое лето закончилось, и зарядил нудный, мелкий уральский дождик. Перекрывший путь и по небу, да и колёсные дороги сделавший малопроходимыми. Но в дождевике, да крепких сапогах изучать округу Царю ничто не мешало. На третий день такой краеведческой деятельности он указал геодезистам на один из холмов и поинтересовался, дойдёт ли вода в ущелье до него? Походил народ с теодолитами и выдал заключение, что даже до высшего стояния воды, её кромка на полкилометра до подножия холма не дойдёт.
И после этого, взял Николай Александрович заступ да лопату и принялся на вершине чавкающую землю рыть. А вечером, вернувшись в лагерь, заявил, что быть в том месте храму Божьему. Через день, по доброй воле на стихийно возникшем воскреснике, котлован пришли копать не только учёный люд полевого лагеря, но и пришедшие за десяток вёрст крестьяне и казаки из села Уральского. И даже к заложенному Царём краеугольному камень Царём приложились. Место это Государь по имени будущего моря нарёк - ИРИЙ, что на древнеславянском - рай значит.
Свидетельство о публикации №214092601830