Георг

Александр Белов

Севастопольские рассказы.
«Делай добро, и бросай его в воду» 
Молдавская народная пословица.

Георг.

Мы, это я и моя супруга Лариса, шли вдоль рыбных рядов Севастопольского рынка, называемого местными жителями « Чайкой». В тот незабываемый день желание купить что-нибудь рыбного и вкусненького заставляло меня , несмотря на жару и палящее солнце, неспешно и внимательно осматривать весь лежащий и разнообразно пахнущий ассортимент Южных морей. Чтобы, как говориться, не прогадать относительно «цены и качества». Рыбы и морепродуктов было достаточно. Есть из чего выбирать. Не спеша, перекидываясь впечатлениями об увиденном, одновременно считывая ценники , дошли до последнего ларька. Расклад по рыбе был понятен, она не только из Южных морей, но и из Северных,и Восточных, и еще, Бог знает, откуда. Судя по названиям, некоторые особи приплыли к здешним берегам из совсем далекой нам Австралии, и на вид были слегка уставшими и оголодавшими.
Отойдя от последнего лотка, мы собрались пройтись еще раз, и купить понравившеюся во время предыдущего осмотра крупную ,жирную, с желтой икрой Черноморскую черную камбалу. Вообще -то, понравилась она моей жене, я же с вожделением смотрел на большую голову лосося, представляя ее сваренной в ароматной ухе « по- Камчатски». В это время  позади нас раздался громкий женский крик: " Георг, Георг прилетел!". Мы Обернулись и стали крутить головами пытаясь определить, в чем причина странного поведению продавца, что за Георгий, почему прилетел, что она так засуетилась? Женщина, продолжая кричать, стала хватать горстями мелкую рыбешку и подбрасывать вверх. С удивлением и непониманием смотрели мы на продавца, пока не догадались сопроводить взглядом полет серебристых рыбок, падающих на железную крышу ларька напротив. Там сидела морская серая чайка, которая без суеты и крика на лету ловила угощение. Когда все рыбешки «приземлились» , вышеупомянутый Георг, не спеша, и как мне показалось, с особым достоинством, склевала остатки.
В течение службы на флоте, я повидал много разных видов и размеров этих морских птиц. Особого восторга и романтики при их появлении никогда не испытывал. Прожорливые, крикливые, вечно голодные и надоедливые особи. Недавно я стал свидетелем беспардонного поведения молодой чайки вовремя заплыва на городском пляже Хрустальный. Плавно качаясь на волнах, я наблюдал за ныряющим бакланом, который долго находился под водой в поисках рыбы, иногда выныривал, крутил своей маленькой головкой на длинной грациозной шее, и ... "бульк", только его и видели. Упорно и настойчиво, раз за разом баклан уплывал куда-то в глубину. Заинтересовавшись этой чудной птицей, я размышлял, что зря она здесь ныряет. Как говорил один персонаж из детского фильма: " Здесь рыбы нет!". Но к моему удивлению после многочисленных погружений, баклан вынырнул с маленькой рыбешкой. Счастливый и гордый пойманной добычей он ловко подбросил рыбку над собой, чтобы поудобней проглотить, но тут прямо из воздуха, возникла серая Чайка, и умыкнула с таким трудом пойманную добычу. Баклан осмотрелся, покрутил головой с длинным , чуть изогнутым вверх клювом, придававшим уму немного глуповатый вид. Чайки-ворюги уже и след простыл. «А что делать, что делать.- про себя, наверно, подумал мой баклан, и снова изящно нырнул в глубину. Подсмотренная сценка вызвала у меня мысль о всеобщей несправедливости в мире - жалко стало баклана. Но теплое море больше располагало к наслаждению, а не к унынию, и я бодро поплыл дольше догонять утраченное было настроение.
Но вернемся к Георгу. Как правило, этих надоедливых морских хищниц все отгоняют, а не со счастливыми лицами прикармливают свеженькой рыбкой. Заметив вопросительные взгляды стоящих рядом двух неожиданных наблюдателей, женщина радостно и с умилением сказала:
- Это Георг! Наш Георг! Он всегда прилетает в это время.-
- И вы каждый раз вот так запросто его кормите?
поинтересовался я.
- А как же
с умилением ответила продавец
- Его тут все знают, это наш любимец!
Прожорливая чайка- любимец торговцев рыбных рядов!? Это что- то новенькое.
Понаблюдав еще немного за необычной сценой мы медленно , под впечатлением увиденного и услышанного покинули шумный южный рынок. Особенно удивило неожиданное имя чайки - Георг. С каким достоинством и гордостью оно было произнесено. Его поведение и необыкновенная жизнь среди людей, вызывало удивление и радость.
Этот эпизод с Георгом запомнился мне как, что-то близкое, приятное. Память на миг перенесла меня в тихое, беззаботное детство. Я увидел соседа Серегу, вечно пропадающего на крыше в клетке с голубями, его ласковые призывы к ним, раздающиеся по всему двору: "Гули, гули, гули!" . И улыбку моей бабушки Прасковьи Петровны, которую я очень любил за бескорыстную доброту и заботу. И пруд за околицей, на котором я ловил карасей, уходя ранним утром. А бабушка потом, встречала меня с уловом и готовила мне "жареху" в большой чугунной сковороде. Это были самые вкусные караси в моей жизни.
В очередной раз я пришел на рыбный рынок, подошел к месту кормления чайки и увидев ту же самую женщину спросил:
- А где Георг?
Женщина, стоящая за прилавком , сразу же поняла, о ком идет речь и весело ответила
- Так он уже поел и улетел
и далее продолжила
-Вообще –то, он прилетает, как по расписанию, три раза в день
- И вы постоянно его кормите?
спросил я с не скрываемым удивление.
 -А как же
продолжил продавец -
-Ведь мы его птенцом подобрали больного, на грани смерти. Всем рынком ухаживали, лечили. Он стал нам как родной. Откормился, подрос, превратился в нормальную птицу, но маленький, не как его сородичи - сказалось не счастливое детство. Привязался к людям , думали , так и останется при нас. Но потихоньку он начал летать все дальше и дальше, и, однажды, мы его не видели месяца два. Думали -все, на совсем улетел наш Георг.
Женщина рассмеялась и продолжила
- Но, однажды, прилетел, да не один, а с подругой. Важной такой , раза в два больше, чем Георг, прожорливая такая. Неспроста водил свою подругу на кормежку наш любимец - через некоторое время прилетел с двумя своими птенцами, но без мамы. Та, видно, другого ухажера себе приглядела, более крупного. И наш Георг выкармливал на этой крыше, уже своих детишек пока те не подросли и стали больше папы. И где- то затерялись среди других чаек. А Георг продолжает свою птичью жизнь; регулярно прилетает на крышу к людям, но уже один без подруг и птенцов.
Женщина с грустью закончила рассказ и погрузилась в свою повседневную, рутинную работу. Мне показалось , что забота об этой случайной чайке, для всего ряда лоточных рыбных продавцов, наверно являлось, чем-то таким интимным; внутренний , щемящим чувством не растраченной доброты и веры в счастье, которое бывает только в детстве. На фоне тяжелых будней с постоянной заботой о выживание, тяжелой изнурительной работой , они сделали маленькое чудо - спасли Георга, и на их глазах он проживает счастливую птичью жизнь, где присутствовала любовь, счастье отцовства и свобода. Пусть этого нет у них, но есть Георг. Он прилетит, сядет на их крышу и закричит , как маленькое дитя, требуя пищи. И все люди прервутся от своих дел, и радостно крикнут:
-Георг! Наш Георг прилетел!


21 августа 2014 года .
Саша, отбросил свои рассуждения, еще раз прочитав рассказ. Ни чего добавлять не надо. Рассказ зрелый, осмысленный, написанный хорошим и понятным языком. «Контрастности» в достатке, и она вполне объясняет твое отношение к «душе моряка». Сегодня-завтра вывешу «Георга» на «всероссийское» обсуждение, и дам тебе координаты сайта.
«Чаечную» тему из двух вариантов вышлю позже, когда достаточно понятно сформулирую.


Рецензии