Самый большой дефицит в мире

В преддверии празднования XXI Дня белорусской письменности, который прошёл 6-7 сентября в Заславле, пресс-служба БГУИР провела опрос в группе газеты «Импульс» в ВКонтакте (vk.com/impuls_bsuir). Акцент был сделан не на белорусский язык, а на более обширную тему: позитивный подход к чтению художественной литературы. Вот как был сформулирован вопрос: чтобы вам было интересно читать книгу, сколько должно быть в ней уделено места (в процентном отношении от её общего объёма) описанию стояния счастья героев и связанных с этим поступков?
Процентное отношение было предложено в величинах: 1, 10, 25, 50, 75 и 100. Один из опрашиваемых предложил свою величину – 90 %. Результаты опроса (проголосовало 58 человек) таковы:
1 % – 6 человек,
10 % – 12 человек,
25 % – 23 человек,
50 % – 8 человек,
75 % – 8 человек,
90 % – 1 человек,
100 % – 0 человек.
Казалось бы, вполне нормальные результаты. Студенты читают то, чем насыщен книжный рынок. Авторы любовных романов, детективов, фэнтези и других «брендов» не ставят своей целью популяризировать счастье как главную ценность любой человеческой жизни. Для производителей и потребителей продуктов массовой культуры это самое счастье – лишь миг, проблеск солнца где-то там впереди, поэтому его надо догонять. Причём постоянно. Догонять, но, увы, не владеть им ежедневно-ежечасно-ежеминутно. А если герой романа вдруг и достиг своего долго-долго догоняемого счастья, то всё – тупик. Писать больше не о чем…
Но не заблуждение ли это?.. Ведь человек счастливый (имеется в виду счастье, не зацикленное на материальных ценностях) – обладатель высокого уровня духовности, а его характер укрепляется уже не в преодолении противоречий, а в обладании своим счастьем, которое, оказывается, надо беречь и растить, как ребёнка. Счастьем, которое – не миг непредсказуемый, а процесс закономерный. А для общества какой гражданин более ценен, счастливый или… так себе? Об этом читатели обычно не задумываются. Интерес к книге большей части участников нашего опроса ограничен 25-ю % описания счастья. А на что уходят оставшиеся 75 %? На описание противоречий и проблем, борьбы с несчастьем и за место под солнцем, поиска удовольствий и богатств?.. «Если мы такие богатые, то почему мы такие несчастные?» – спрашивает у современников ведущий учёный в области позитивной психологии, профессор Михай Чиксентмихайи.
А ведь ещё со времён античной этики проблема счастья являлась центральной категорией философии. Аристотель как первый её исследователь определил счастье как «деятельность души в полноте добродетели». Деятельность души – понятие «неформатное» для современного человека. Неудивительно, что проблема счастья – назовём её, уточняя, проблемой отсутствия (дефицита) счастья – так и остаётся крепким орешком. Профессор гарвардского университета Бен-Шахар Тал констатирует: «В 1957 году 52 % жителей Великобритании заявляли, что они очень счастливы, тогда как в 2005 году таковых нашлось только 36 % – несмотря на то, что на протяжении второй половины столетия британцы утроили своё материальное благосостояние».
Да, счастье за деньги не купишь. Даже образование студенту-платнику не купить – только возможности для получения образования предоставят. А вот опыт других людей в достижении гармонии с собой и окружающим миром, что и можно назвать полноценным счастьем, – это бесценно. Это самый большой дефицит в эпоху высоких технологий. Даже в любимой книге об этом не прочитаешь…


Рецензии
По моему скромному мнению, 25% описанию стояния счастья обязано именно последнему слову – счастью) Если бы задали вопрос просто – описанию состояния героев, думаю, результат оказался меньше. И не только из-за того, что современного читателя подсадили на беллетристику, но скорее из-за того, что любому читателю хочется ДЕЙСТВИЯ, драйва, экшена, а не унылых описаний, как мне сейчас хорошо/плохо/грустно (нужное подчеркнуть))

«А на что уходят оставшиеся 75 %? На описание противоречий и проблем, борьбы с несчастьем и за место под солнцем, поиска удовольствий и богатств?» - То есть… погоне за счастьем ;) Так и должно быть. Вся драматургия построена на конфликте, убери и получится пресное чтиво)

Ну и главное, а что такое «счастье»? Каждый понимает по-своему. У Вас есть определение, которое устроит все человечество? «А вот опыт других людей в достижении гармонии с собой и окружающим миром, что и можно назвать полноценным счастьем, – это бесценно» - То есть, по Вашему мнению: счастье – это гармония с собой и окружающим миром? А как Вы понимаете «гармонию»? Должны ли люди ее испытывать ежечасно, ежеминутно, ежесекундно?) А если гармония только с собой, и пусть весь мир подождет, можно ли это считать счастьем? А ежели наоборот?)

С уважением,

Андрей Кадацкий   06.01.2015 14:45     Заявить о нарушении
Андрей, спасибо за внимание к этой статье!
Буду отвечать по порядку следования абзацев Вашей рецензии.

1 абзац. Не унылое, а вполне динамичное, описание состояния счастья - это, можно сказать, ключевое "требование" оптимализма. Для этого автор должен обладать не только писательским мастерством, но и большим духовным опытом. "Духовным" и "религиозным" в контексте медитативной или метафизической прозы (http://www.proza.ru/2014/10/09/1161), присущей оптимализму, - неравнозначные понятия. К тому же состояние счастья рассматривается как закономерный процесс (http://www.proza.ru/2014/10/09/1071), а не миг случайный. А процесс - явление динамичное. Прочитайте для наглядности любую прозу (она вся короткая) в моём сборнике "Перфекшн-макси-проза" - это, наверное, первые осознанные попытки показать, что счастливые герои (и их состояния) достойны быть в центре внимания. Подобного рода солнечная проза, может, только менее осознанная, встречается (хоть и очень редко) и на Прозе.ру

2 абзац. Да, опора на конфликты - это чтиво не пресное, но пересоленное негативом. От того, что авторы мастерски жонглируют противоречиями-бедами-проблемами, души читателей и писателей если и становятся более зрелыми, то только в ограниченном диапозоне возможностей духовного роста. Что будет больше способствовать всего лишь функции отражения реальности без её преображения: "конфликтная" проза (с массой 3D-картинок) или "солнечная". Это совершенно разные вибрации. Причём, полное отсутствие конфликтов оптимализм предлагает только при использовании всего лишь одного приёма: "перфекшн-макси" (http://www.proza.ru/2014/10/09/1101), а при "перфекшне-медиуме", "перфекшне-мини", а также при "квинзитиве" и "политрансе" конфликты имеют место быть, но акценты смещаются в сторону преобразования героев (катарсис) и окружающей реальности. То есть место для разного рода конфликтов и противоречий - не в центре повествования. Они становятся фоном.

3 абзац. Испытывать гармонию ежеминутно - это результат ежеминутной духовной работы. А большинство из нас, живущих в стилях "гонка", "лень" и др., не могут достичь такой Нирваны. Я тоже такого уровня пока не достиг. Чаще - лишь ежечасный взлёт, пик в мироощущении. И уж ясно, что при таком подходе "гармония только с собой, и пусть весь мир подождёт" (чрезмерный эгоизм) или наоборот (неестественный альтруизм) - разные стороны иллюзии счастья. Но чтобы их осознать, приходиться через это пройти.

Вот так же и с оптимализмом. До него нужно дорасти - пройти через реализм и почувствовать, что становится тесно...
Поэтому, Андрей, не имею желания Вас в чём-тот переубеждать. Пишу лишь с целью поиска истины. Истины, которую желаю Вам всегда держать в поле зрения.

С уважением и признательностью.

Виталий Бабич   06.01.2015 17:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.