Привет из прошлого

Она замужем в третий раз. Двое взрослых детей и один внук. 47 лет. А душа осталась где-то там, в районе 23-х. Мы знакомы давно. Подружились как-то очень быстро. Вместе работали. На обеде уходили к ней домой пить кофе с коньяком и делиться женскими тайнами. Потом она уволилась. Потом уволилась я. Она развелась со вторым мужем. Нет-нет, она была им довольна, но в ее жизнь вошла ослепительная любовь. Любовь звали Валера. У Валеры были жена и маленький сын, но, так же, как и Ирка, он ничего не мог с собой поделать. И с этих пор она стала от всех отдаляться. Отец оставил ей однокомнатную квартирку, было где свить гнездышко с Валерой. Детей (они еще ходили в школу) отделили огромным шкафом.

За 10 лет мы встречались всего несколько раз. И каждый раз, когда она говорила о Нем, у нее светились глаза. Она занята была только тем, чтобы создавать ему уют и комфорт, деньги на жизнь зарабатывал он. В общем, она была счастлива. Только два пятнышка было на ее солнце: он мало, по ее понятиям, зарабатывал и не торопился посетить с ней ЗАГС. Но и это выправилось: они оформили отношения официально, а он стал полярником. Все хорошо. А она... несчастлива.

Надо сказать, что за прошедшее время я перестала близко к сердцу принимать все, что с ней происходит. Началось это в один прекрасный день, когда после долгого перерыва в отношениях она пригласила меня на свой день рождения. Я увидела ее новых друзей, никого я не знала, знакомить меня она не стала. Просто отрекомендовала собравшимся меня как одну старую приятельницу. Тут меня словно укусили: я для нее теперь приятельница? Как же так, мы с ней были самыми близкими подругами? Почему? Время заставило забыть? Знаете, это больно, когда для друга ты оказываешься кем-то далеким и необязательным. В общем, тогда отношения дали трещину, но я промолчала. Побыла немного у нее и уехала, она не удерживала. И снова не напоминала о себе - годами. Трещина расширялась, но я привыкла к мысли, что этой дружбы больше нет.

И вот года три назад она снова появилась в моей жизни. "Мы же друзья, плохо, что мало общаемся". А я смотрела на нее и думала: ей от меня чего-то надо. Оказалось - выговориться. Как в старые времена. (Только мне уже было все равно.) С работой у нее не клеилось, не хотелось ни работать, ни учиться другой профессии. Вообще ничего не хотелось делать. Дома сидеть скучно. Новые дружбы как-то сами собой сошли на нет. Валера по полгода в Антарктиде. Дети выросли, живут отдельно. Ей нечем заполнить окружившую ее пустоту. Вот об этих обстоятельствах ей и надо было подробно рассказать. Кроме меня, терпеливых слушателей не оказалось. И она приехала ко мне. Как приезжает изредка и сейчас. Пользуется пустячным поводом, например, очень хочется подышать свежим воздухом (у нее у самой есть дача).

У нее все благополучно в жизни. Валера уже не в том возрасте, чтобы начать новую жизнь с кем-то другим. Денег хватает. Она работает, но только от скуки, надоест - увольняется, сидит дома. Собирается покупать двухкомнатную квартиру. А в глубине души несчастлива и приезжает ко мне, чтобы высказаться об этом.

Чего же ей надо? Я формулирую это коротко: заполнить пустоту. Когда-то душа полыхала любовью, но прошло время, того пламени уже нет. Любимой работы нет. Увлечений нет, хотя она и перепробовала многое, включая йогу, но ничего ее не зацепило. Она боится уединения.

Мы разговариваем с ней. Она говорит, что уже подумывает уйти от мужа, начать новую жизнь. Но это те намерения, котоые всегда остаются только на словах. Она слишком зависит от него - и физически, и материально, и морально. Во время разговора он ей звонит на мобильный. Я слушаю, как они разговаривают: "Так вы уже на широте Канар? Жарко? У нас пока холодно". Что говорит он ей, я не слышу, но догадываюсь, что о чем-то текущем дома. Но вот нажат отбой, и - продолжаются жалобы на него. То плохо, нет, ты не подумай, хорошо, но все равно плохо. И вот это плохо. И это. И это. А я слушаю ее и понимаю, что единственная к нему претензия - то, что уже привык к ней, не полыхает огнем при виде ее. Но советы не даю. Во-первых, я не дура, чтобы лезть в чужую обыкновенную семейную жизнь, во-вторых, ко мне не за советами и рецептами приехали. Ко мне приехали, чтобы создать себе иллюзию полной жизни, в которой есть место и доверительному общению. А на самом деле ничего нет. Иллюзия - она и есть иллюзия. Вроде попутчиков в поезде, которым можно многое рассказать. Меня это гнетет. Я не люблю разговаривать с попутчиками в поездах.

Она присматривается к квартире в области, севернее города километрах в 100. Я живу в 200-х южнее. Меня это радует. Я устала от ее визитов, а в этой ситуации ей будет труднее ездить ко мне.

И все же, почему так получилось? Ну, дружба - Бог с ней, развалилась, что теперь. Но почему она к уже зрелому возрасту оказалась душевно пустым стручком? Всю жизнь суетилась, а теперь покой ей невыносим. Наверное, в этом и отгадка. Всю жизнь она занималась материальным, не обращая внимания на такое понятие, как "душа". И вместо души у нее теперь внутри пустота, которая ее мучает. И можно ли это исправить теперь? - Я не знаю.


Рецензии