ОСИП БРИК
Пути рождения любви неисповедимы».
В руки попалась маленькая книжица, карманного формата - «Осип Брик о рекламе»*.
Это имя у меня было связано с другими его произведениями и с другими известными именами. Да и с бурными спорами в молодые годы вокруг известной троицы.
Фрейд так справедливо отмечал: - «Мы не всегда свободны от ошибок, по поводу которых смеёмся над другими».
Мне в те молодые годы казалось, что Осип просто «жертва» коварной Лили Брик и напористого В.В. Захотелось почитать о его личной жизни, попытаться понять, что же это за человек, способный боготворить В.В.М. - новую яркую любовь своей жены, живя с ними в одной квартире. Хотя внутренне чувствовала, что это непросто банальный любовный треугольник.
Об этом немножко позже.
С интересом стала читать работы О.Брика.
У него довольно яркая проза. Она знакомит читателя с тем периодом молодой страны Советов, когда шёл бой с мещанством и пропагандировались новые, свободные отношения между полами.
Герои его повести - «Не попутчица», выражают свои отношения к женщине через внедряемые в те годы взгляды на новую семью, открыто глаголют: «Никакой супружеской верности я от тебя не требую. Мы коммунисты не мещане...». Видимо, это была и личная позиция автора.
Брика с юности интересовали особенности стихОтворения. Ему импонировало быть среди первооткрывателей талантливых поэтов. Он активно способствовал продвижению Владимира Владимировича.
Во многих воспоминаниях о Маяковском встречала, что «друг Ося» правил рукописи поэта, делал заготовки для его революционных поэм.
И, несмотря на несоизмеримость дарований поэта и его друга, роль Осипа Брика в становлении Маяковского никто не отрицал.
Их отношения всегда были подчёркнуто дружескими.
Но это многих раздражало, и вокруг Брика постоянно плелась паутина сплетен.
В тяжёлый для себя период, будучи юристом по образованию, местом службы Брик выбрал юридический отдел ЧК-ОГПУ.
И поползла по Москве едкая эпиграмма, появившаяся на двери его квартиры.
Вы думаете - здесь живёт Брик,
Исследователь стиха?
Ошибаетесь - здесь живёт шпик
И следователь ЧК.
Забросив исследовательскую работу Брик, начинает сочинять оперные либретто, киносценарии и достаточно успешно. Снятый по его сценарию Пудовкиным фильм - «Потомок Чингисхана» был признан киношедевром.
Любопытна и эта его работа и о рекламе.
Автор излагает принципы построения рекламы и даёт практические советы.
Интересна сама мысль - «...Реклама не только движет коммерцию. Она движет ещё и культуру, она имеет громадное агитационное и культурное значение».
А у нас ныне? Реклама скорее «антиреклама». В большинстве своём - навязчивая и примитивная. А культурой от неё не веет и вовсе.
Стоило бы нынешним создателям рекламы почитать статьи О. Брика - «Форма и содержание», «Факт, а не реклама», «Школа гостеприимства».
Возможно, тогда бы у большинства из нас пропало такое непринятие низкопробных текстов рекламы.
Порадовала меня эта маленькая брошюра, напомнив о талантливом, высокообразованном человеке.
И как-то обидно стало, что его помнят в основном, как мужа Лили Брик.
***
В те далёкие годы, проводя много времени в «Ленинке», мы частенько забегали в расположенный рядом с библиотекой музей В.В.Маяковского. Его богатая экспозиция раскрывала не только фигуру ПОЭТА, но и позволяла ощутить весь драматизм его жизни и всех его близких.
Первоначально библиотека-музей был открыт в Гендриковском переулке, в бывшей квартире Лилии Брик, Осипа Брика и Владимира Маяковского, где они проживали с 1926 по 1930 годы.
Каждый занимал свою отдельную комнату.
Общая комната была своеобразной литературной гостиной. В ней и кипела их «триединая жизнь», здесь принимали писателей, художников, артистов, читали стихи, слушали музыку.
Инициатором перевода музея в новое здание была сестра Маяковского.
Она считала, что мутная волна обывательских рассуждений, охотников до подсматривания в «замочную скважину», отвлекает от книг и наследия В.В. Маяковского.
Однако у любителей пополоскать «чужое бельё» оказался длинный век...
В 2002 году вышла интересная книга Василия Катаняна - «Лиля Брик. Жизнь».**
Не хочется углубляться в подробности, соглашаюсь с автором и принимаю его оценки всех участников этого «треугольника».
«Когда волна возмущённо твердила о «любви трёх», никто из них друг с другом не был связан любовными узами. Но духовное и душевное единство не распадалось...».
Маяковский ворвался в личную жизнь Лилии Брик, такой непредсказуемой женщины тогда, когда по её словам «личная жизнь с Осей как-то расползлась».
И хотя всю жизнь Лилия Брик была музой поэта, Осип Брик много значил в её жизни.
Дорогого стоит такое признание: «Я любила, люблю и буду любить Осю больше чем брата, больше чем мужа, больше чем сына. Про такую любовь, я не читала ни в каких стихах».
Судьба талантов зачастую бывает коварна.
Хорошо написал Н. Асеев, посвящая этой яркой, незаурядной женщине свои стихи.
Так защищалась и она,
Во всём права по-своему...
Такая доля ИМ дана -
Стать повести героями...
---
*Осип Брик «О рекламе». 2014.
** Василий Катанян - «Лиля Брик. Жизнь». 2002.
Свидетельство о публикации №214092701368
Марина Беляцкая 14.10.2017 16:25 Заявить о нарушении
С ним согласна.
С добром,
Дина Иванова 2 15.10.2017 14:31 Заявить о нарушении