Поступление в Университет 1948 год

Рассказы о моей жизни в России   

5.Поступление в Университет 1948 год

   Большинство моих одноклассников после окончания школы пошли в технические вузы, а я без экзаменов поступил на биолого-почвенный факультет Ленинградского Государственного Университета (ЛГУ) после беседы с деканом факультета Н. В. Турбиным. Я тогда колебался в выборе вуза для продолжения образования. Меня привлекала Тимирязевская Сельскохозяйственная Академия (ТСХА) в Москве и биофак ЛГУ. Естественно, что я, житель Ленинграда, сначала направился в Университет. У меня сохранились очень краткие дневниковые записи об этом важном для меня периоде жизни:    
Из дневниковых записей:
   Записан визит с моим другом детства Геннадием Гусевым в Университет: «8 июля 1948 г. ...  я его потащил в Университет. Пришли в 3 часа. Направились прямо в приемную комиссию. Но там мне ничего вразумительного об интересующих меня сведениях не могли сообщить. Пошли по Университетскому коридору. Нашли биологический факультет. Я решил пойти к декану и пошел. Поговорили по душам. Он мне посоветовал все-таки идти в Университет. Я решил. Подаю документы в Университет».
      Далее: «... 13 июля я был в Ленинграде, подал заявление и документы в Ленинградский Университет на отделение генетики и селекции растений биологического факультета».
   Спасибо декану Турбину за его совет идти мне на биофак ЛГУ, а не в ТСХА. Возможно, именно это позволило мне со временем стать настоящим генетиком, а не адептом Т.Д.Лысенко, знаменитого «борца» с менделизмом-морганизмом. Турбин был весьма интересным персонажем в науке. Долгое время в молодости он подвизался в качестве мичуринца.. Именно в 1948 г., когда я поступал в ЛГУ, он принимал участие на стороне Лысенко в дискуссиях по генетике, в том числе в главной дискуссии на известной августовской сессии ВАСХНИЛ. В дополнение к дневниковым записям я вспоминаю об этом визите к декану Турбину. Он был только что назначен на эту должность. Перед 1948 г. он три года заведовал кафедрой генетики Ленинградского Университета, а в 1948 г. стал заведующим кафедрой генетики и селекции и одновременно деканом биолого-почвенного факультета ЛГУ. Турбин вел себя во время моего разговора с ним как молодой победитель, излучающий бодрость духа и готовность все изменить в науке. Значит, к этому времени он уже знал о предстоящей сессии ВАСХНИЛ, которая, как известно, состоялась в период с 31 июля по 7 августа 1948 г. Значит, он уже знал о том, что результаты знаменитой дискуссии предрешены и, наверное, у него уже был готов текст его выступления на сессии. Кстати, его выступление по времени состоялось как раз после выступления известного менделиста-морганиста А. Р. Жебрака. Позднее Турбин стал постепенно отходить от позиций Лысенко и переходить на сторону менделистов-морганистов. Такая метаморфоза обеспечила ему удивительные перемещения по служебной лестнице. Он стал академиком АН БССР, а позднее академиком ВАСХНИЛ. Более того, он со временем сблизился именно с Жебраком, выступление которого на августовской сессии ВАСХНИЛ произошло перед выступлением Турбина. Но в 1948 г. и несколько лет позднее Турбин был убежденным борцом за мичуринскую биологию.    
  Я же летом 1948 г. выпасал, кормил, поил и доил  нашу корову Лысеху в Терийоках. Мама продавала молоко по 6 р.  литр. Осенью Лысеху  продали за 8500 р.  После нее купили двух коз,  а затем корову Субботку.  Была у нас также свинья Машка.  Летом у нас на даче снимали комнату А.Н.К., жена контр-адмирала, с 12-летней дочерью В.К. (Лора). Я также познакомился с ее подругой, М.П. Я  влюбился  в Лору и после возвращения осенью в Ленинград часто ездил на 13-ю линию Васильевского острова, где жила ее семья.
     В июле 1948 года я с Геннадием Гусевым совершил путешествие на велосипеде из Ленинграда в Москву за 6 дней с остановкой в Торжке.  Мы ночевали на 120-м км от Ленинграда, в Крестцах,  на 400-м км и далее приехали в Торжок,  где отдыхали один день в доме у моей тетки Е.В. Федухиной. Затем был двухдневный пробег до Москвы с остановкой в 90 км от нее.  В результате поездки у меня сильно болело сердце.  Перед началом учебы в Университете я составил грандиозный план  самообразования,  но,  к  счастью, выучился корректировать цели применительно к жизни.  Удивительно, что знаменитая августовская сессия ВАСХНИЛ 31 июля-7 августа 1948 г. как-то прошла мимо меня и не была никак отражена в моих дневниковых записях. Видимо я слишком переутомился в июльской поездке на велосипеде в Москву, и весь август приходил в себя.


Рецензии
Игорь!
Лысенко - весьма одиозная личность - пользовался доверием Сталина, а Сталин был проницательным человеком. Как могло такое случиться? Как он его не разглядел? Мне кажется, что Лысенко нанёс сельскому хозяйству большой ущерб. Или я ошибаюсь?

Корова - кормилица, и раньше даже в городах содержали коров. В моей родной Калуге до войны и в первые годы после неё было несколько стад, они паслись на лугах за городом. Потом содержать коров в городе стало трудно и стадо исчезло. Но козы еще остались.

Жму руку.
Вадим

Вадим Прохоркин   23.12.2015 13:39     Заявить о нарушении
Вадим! Я не могу так высоко оценивать Сталина. Он не разглядел жулика не только в Лысенко, но во многих других лицах. Зато он угробил талантливого ученого, генетика и крупного биолога Н.И.Вавилова. А у Лысенко его привлекло почти клятвенное заявление дать сельскому хозяйству чудодейственные сорта. Ведь коллективизация почти ничего не дала стране, кроме издевательства над крестьянами, полуголодной жизни России. Вспомни также как Сталин прозевал неожиданное нападение Гитлера. Нет, это был ограниченный, иногда мелочный деспот. Всего хорошего. Игорь.

Игорь Суриков   24.12.2015 12:05   Заявить о нарушении
Игорь! Вавилов был арестован, можно сказать, с подачи ученого Лысенко. Это еще один вред, какой он нанёс стране и науке. Вавилов был признанным в мире учёным.

Вступать в дискуссию о личности Сталина не буду, но, считаю, что ограниченным он не был. Ограниченный — это примитивный, неразвитый, имеющий узкий кругозор. Эти эпитеты не для Сталина, он был каким угодно, но не таким.

Удачи!

Вадим Прохоркин   24.12.2015 21:33   Заявить о нарушении