Хроники пещеры, Алхимик и его флакон, гл 2

2 глава

…Тот тусклый свет освещал только стену грота, глухую и сырую….

В те минуты, когда писались эти строки, автор вдруг задумался, в чём суть пещерных событий, в чём их мораль? Ведь немаловажно передавать не только факты, но и смысл. А когда пещерные артефакты выдают огромное количество вопросов, стремишься уже заранее дать разгадку читателям, чувствуешь на себе большой навал недосказанности.
В первый раз в повествовании я пишу, как секретарь автора, от первого лица. И на мне лежит ответственность максимально точно передать то, что он написал и привносить своё только там, где это нужно.
Я видел его лицо тогда. Я видел, и я его понимал.
Два исторических события с разрывом в год, связь с таинственным пещерным гротом и те открытия, поразившие его и меня позже, действительно стоят того, чтобы о них сказать.
А пока, с позволения читателей и автора, слова которого я передаю, сделаем две вещи перед тем, как начать повествование. Во-первых, объясним последствия проклятия, насланного главой тамплиеров на род короля. Это в подробности описано в романах Мориса Дрюона. Во-вторых, расскажем вкратце историю жизни алхимика – всё, что поначалу удалось раскопать….

Порой удивляешься, насколько слова, сказанные с криком и болью, но с верой в глазах, – могут быть настолько пророческими….
Предпосылками этих слов можно назвать следующие происшествия.
1307 год. Тогда и начались массовые аресты членов ордена тамплиеров и конфискация его собственности. Тогда же под стражу был заключён и сам магистр. Семь лет продолжались гонения, преследования и казни. В вину ордену вменялась содомия, ересь и присвоение чужого имущества.
После пыток, не признав за собой и орденом вины, Жак де Моле был сожжён на костре. Имущество ордена перешло во владение другим орденам – доминиканцам, картезианцам и другим. Контроль над перераспределением вёл папский престол. Многое из богатств ордена так и не досталось никому, потерялось и забылось. Некоторые тамплиеры благодаря слабой позиции папы сумели избежать наказания.
Могущество Франции, некогда сильной и консолидированной страны, начало к тому времени стремительно угасать. Король Филипп поплатился за свою нелюбовь к тамплиерам и за своё желание присвоить их богатства.
В ноябре 1314 года король умер после несчастного случая, случившегося с ним на охоте. Бесхарактерные преемники ввели страну в хаос. Их было достаточно много, и они не задерживались на престоле надолго. Голод, нищета, бессмысленные войны и феодальная междоусобица стали износить Францию.
Происходившие тогда события являлись предпосылками к предстоящей, долгой и изнурительной, войне с Англией, которую позже назвали Столетней. Её апофеозом стало пленение французского короля Иоанна Второго в битве при Пуатье. Оно случилось спустя годы и десятилетия после того, что будет пересказываться здесь.
И всё из-за нескольких слов проклятия, сказанных в тот злополучный мартовский вечер на Еврейском острове….
Что же было между строк, раз они так повлияли на историю? Пещера?!
Чем с происходящими событиями был связан лилльский алхимик?..
Автор раскладывал найденные пещерные документы. Они были пожелтевшими и наполовину оборванными. Разочарование постигло его, так как он так и не смог расшифровать имя того лилльского алхимика. В записках оно повторялось часто, но везде в этих местах были стёрты буквы, как будто намеренно, со злым умыслом. Сохранялась всего одна буква, начальная, «D». Алхимик D…, пожелавший почему-то остаться неназванным. Либо кто-то другой захотел того же самого….
История его жизни оказалась скудна на подробности. Всё, что удалось узнать, так это то, что он был сыном обычного лилльского сапожника и провёл достаточно никчёмную жизнь.
Не факт, что так оно и было. В пещерных документах, где было сказано про это, явно чувствовался подлог. Они не были настолько пожелтевшими от времени, как остальные листы.
Как к алхимику пришло осознание, что нужно посвятить свою жизнь занятиям чёрной химией, не было изначально ясно. Оставалось только преподать его записки, найденные в пещере. Может быть, между строк и найдётся разгадка его жизни и его мировоззрения, и мы увидим, что это был за человек.
Разгадку его жизни мы нашли уже позже, сопоставив разные документы.
К слову, странный у записок был латинский язык. Стилистика его не совпадала со временем написания. Странный был диалект. Язык, который использовался в католической церкви, был другим.
Сами же записки были обозначены датами и велись с 1307 года. Именно с того года прослеживалась активная деятельность алхимика D…. Поиск эликсира вечной молодости, бесконечное описание экспериментов и ни грамма нужных отступлений – почему он занимался алхимией, причём в заброшенном месте. Нет упоминаний ни о помощниках в его деле, ни о вообще людях, окружавших его. Словно он был один на белом свете и искал рецепт исключительно для себя….
Самое же интересное начиналось именно с того дня – 18 марта 1313 года. Всё кардинально поменялось в записках. Сам формат записок постепенно стал походить на дневник, что ещё больше нас запутало, так как это не было характерно для средневекового мышления.
И вот, 18 марта 1313-го…. День, когда произошло то, о чём знаем сейчас только мы….
С этого момента повествование разделим на две части.
Это записки алхимика, которые преподал автор, постаравшийся реставрировать места, где были пробелы, и явления, что творились вокруг, восстановленные благодаря новым данным.
Опишем вымышленный мир, который сотворил себе главный герой!
Итак, приступим!

Из записок неизвестного алхимика D…, 18 марта 1313 года:

«Я нашёл его. Мне не нужен философский камень. Мне не нужно золото. Я нашёл эликсир. Не бессмертия, нет…. Эликсир вечной жизни…. Эта жидкость изменит мир. Он станет другим. Теперь у человека появится свобода воли решать: жить или умереть. Теперь над нами не властен Бог, надо мной не властен!
Пожалуй, секрет напитка не выдам никому и здесь не напишу. Он останется у меня в голове.
Шесть лет я предавался поискам. Искал там, где ненадобно искать. Проводил исследования, искал философский камень, измерял объём необходимых веществ в мензурках, дистиллировал ртуть, данную мне через обряды, размешивал ненужные травы и настои, объяснял самому себе своё мировоззрение, всё равно изменчивое и суетливое. Я совершал глупости и терял время.
Но как только я понял, что всё просто и отбросил всё лишнее, я нашёл рецепт.
Надо дать этот напиток людям, лучшим людям на земле, не черни, нет…. Мир должен состоять из нас, людей воспитанных, наученных жить независимо…. И пусть я сейчас в этих лохмотьях, пусть мой взгляд потух, пусть я нахожусь в этой грязной лачуге, где всё разбросано, я поднимусь с колен! Сарацины будут прислуживать мне, а неверные, и здесь я имею в виду не только тех, на кого насылались священные крестовые походы, но и тех, кто их вёл, падут к моим ногам, а я стану властелином мира!
Так…. Этот сосуд не подойдёт для эликсира. Я перелил его в свой фиолетовый флакон.
Кто будет читать мои записки, пусть знает, где я его нашёл.
Удивительная ёмкость. Небольшая, но бездонная. По ночам она светится фиолетовым свечением, а днём свет исчезает. Появился этот сосудик в первый день моего пребывания здесь, на берегу реки, шесть лет назад. Я не брал его с собой. Он просто взял и показался пред глазами и был единственным незнакомым предметом в новой обстановке. Это точно неспроста….
Что ж, пришло время выйти из моего добровольного заточения…. Все прошлые годы я выходил дышать к реке Дёль, ловил рыбу и собирал травы, не чувствуя столько воодушевления, как сейчас. Вдали всегда виднелись крепостные стены Лилля – города, куда редко ступала моя нога. Города, где не найдёшь стоящего человека. Такого, как я.
Все они слепы и верны одному Богу….
Ох, природа внемлет мне….
Да….
Хорошо прогулялся по берегу.
Эти деревья навеивают странные образы…. Раньше я им, кажется, поклонялся, не помню точно…. Неужели я был таким идиотом? Неужели я поклонялся неживому? Мне кажется, что мой отец сапожник слишком часто после работы пропадал в лесах за городом, что и повлияло на меня. По крайней мере, несмотря на потерю памяти о детстве, такие образы приходят в голову.
Стоит сказать, что я искал спокойствия. И нашёл его в следующей мысли.
Человек не должен никому поклоняться. Даже своей совести. Чем меньше он переживает о себе, тем лучше.
Осталось теперь подумать, как распределить эликсир, стоит ли раскрывать его природу? Ведь его действие ещё не проверено до конца. И только я чувствую, что эликсир не фикция.
А может, давая его тем, кому я посчитаю нужным, не говорить абсолютно ничего? Как сделать так, чтобы эти людишки, того гляди, не четвертовали меня за мои изыскания, прежде проводив меня, как еретика, по улицам Лилля под улюлюканье и плевки горожан?
Прежде выпью сам. Я стар и скоро умру, а выпив, буду жить, это точно! Может, в действии эликсира есть и омолаживающий эффект…. Осталось узнать, покажет ли это время!
Ух, горячий же напиток! Без запаха…. Цвет имеет темноватый оттенок. Плотность раствора, как у воды….
Так, надо решиться, прямо сейчас….
Я выпил! И я вижу!..».

К лачуге, которую на протяжении лет никто не замечал, приближались какие-то люди в тёмных капюшонах….


Рецензии