Отчего у нас так мало вокруг счастливых людей?
(krupnov: «Отчего у нас так мало вокруг счастливых людей?»
krupnov.livejournal.com)
Юрий Крупнов обратил наше внимание на то, что сейчас мало счастливых людей и спрашивает: «Счастье где?»
Надо сказать, он задел за живое. Я давно задаю себе этот вопрос?
Заглядываю в своё детство и не помню, был ли голод и разруха? Нам, детям, тогда не с чем было сравнивать, «сегодняшнее» было – естественно и привычно.
Но я помню, что вокруг меня, всюду была радость. У меня: новый разноцветный мяч, красивое платье, огромный кусок белого хлеба, толсто помазанный маслом и густо посыпанный сахаром – ах, как вкусно! И много других радостей: встреча с подругами, выход «в город», цирк, фотографирование в парке – мне пять лет. Вот эта фотография – передо мной на стене: целлулоидная кукла в руке, мини-платьице и – я счастливая, до ушей улыбка.
И у взрослых тоже – свои радости: карточки отменили, в парках клумбы высокие сделали, всё побелили, статуи красивые поставили, дома строили быстро и много. Постоянно кто-то получал квартиру. Ой! Что это я? - комнату хотя бы! Сколько радости!
Цены снижены. «Достать» что-то удалось.
А кино?! Вот радость-то была! Для всех. Полуходячие бабушки на своих подагрических ногах чуть ли не бегом – в кинотеатр! А потом – долгие споры, обсуждения – до хрипоты. Времени много: новую картину не скоро привезут.
А по вечерам, в коммуналках – огромная сковорода жареных семечек. Гитара или гармошка. Песни и рассказы, шутки, прибаутки – до утра. На каждом пятачке – танцы. Тогда танцевала вся страна: вальс, вальс-бастон, фокстрот, полька. А с краешку – мы, дети, топчемся.
А потом объявили целину! Народ забродил как молодое вино. Все срывались с места ; с детьми, с перинами и подушками, с мелким послевоенным скарбом. Даже дрова заталкивали в багаж. А как же?! Там ведь ; «голая степь». Но нас не испугаешь! Гремит оркестр, все орут песни, смеются, нам дарят алюминиевые кружки и ложки, значки и всякую всячину. На перроне – столпотворение. «Так вот точно и в первые дни войны было, – слышу рядом,. ; только тогда или молчали, или плакали. И когда война кончилась, тоже ; плакали. Одни от радости, другие от потери».
Это детское ощущение радости шло за мной год за годом. Постепенно угасая... Я старела? Страна старела?
А сейчас – просто обвал. Ничто не радует. Нечему радоваться. Не с кем порадоваться. Мало того – все боятся радоваться. А вдруг ; сглазят? Или сам – себя.
Сплошные вокруг увеселения и развлечения, а скукотища – мухи дохнут. Не заметили? Мух почти нет. Раньше потолки черными были, летом – от них, зимой от их «работы».
Всё телевидение, радио и прочее СМУ – простите! – СМИ, задыхаясь, наперегонки развлекают и веселят народ. Надо бы ему обхохотаться. А он – хоть бы хны! – всё унывает и унывает.
Что же с нами случилось?
Я не дам ответ на этот вопрос. Ведь нельзя же точно и однозначно ответить, что такое – вода. А ну-ка, объясните! Про «аш-два-о» – это мы со школы знаем, но – это химия, дистиллированная, мертвая жидкость. А что это за феномен такой – вода, которую мы пьём (пили когда-то!) из ручья, из озера, из реки. Я еще пила воду прямо из реки. Сейчас в неё страшно погружать даже ноги.
Всю предыдущую историю нашей страны другие народы мира решали одну насущную задачу: что такое «загадочная русская душа»? Почему насущная? Так ведь весь мир и поодиночке, и толпой, и «всемирно» пытались овладеть нашим народом и нашей землёй. И каждый раз считали, что их поход будет просто прогулкой – блицкригом. А чего? – страна запущенная, дикая, порядка у них нет, вечно у них ; то бунты, то друг друга мутузят, то князей-царей убивают. Вот придём ; установим у них наш, новый, (татаро-монгольский, западный, европейский), главное, – НОВЫЙ ОРДНУНГ (порядок). Вот русские и заживут, наконец, – цивилизовано. Пошли – и вернулись. Не поняли эти дикари своей выгоды. Прогнали. И потирают «порядочные» люди свой цивилизованный затылок и оправдываются: «В нашем поражении русская душа виновата». И талдычут всё время о «загадочной русской душе». Что это за непонятка такая – «русская душа»?
Душа? Слово найдено: "ДУША"...
Сегодня можно говорить обо всём: об экологии, о крахе мировоззрения, о социальном переломе ; по-русски, через колено, об ограблении народа горсткой сволочной «элиты»; можно бубнить об вспышках на солнце, о солнечных катаклизмах, об экономическом кризисе, которого вовсе нет, а идет перестройка (насильная) мировой социально-экономической системы; можно вспомнить о сети искусственных излучений над землёй, о мобилках, вызывающих депрессию и (теперь это уже утверждают ученые-медики) рак мозга, о биоизлучателях, моделирующих поведение человеческих скоплений и отдельных личностей, и так далее…
Еще о многом можно вспомнить из сегодняшних «радостей жизни». Я уж не затрагиваю такие «мелочи» - как качество и стоимость жизни, продуктов питания, лекарств, воды и прочего. Уже кое-где даже воздух – продают! Автоматы специальные устанавливают.
Но, нет!. Дело всё-таки – в другом.
СОКРУШИЛАСЬ ДУША НАРОДА.
Хорошо жителям цивилизованного Запада. Они почти поголовно счастливы. А значит – довольны. Почему? Ориентация у них не та. Не наша. У них там вообще с ориентацией неразбериха.
Заглянем в словарь: «ДОВОЛЬСТВО – материальный достаток, удовлетворение жизненных (животных) потребностей».
Дальше по списку: слово «довольный» – произошло от древне-русского слова «доволъ», что значит – «имущество». Образовано оно из двух слов: «до» и «волъ», то есть – воля. Одно из значений слова «воля» ; желание. Значит: «до волъ» = «до желаемого». Сравните украинское «воліти» ; хотеть, желать. Слово «довольный» – обозначает внутреннее удовлетворение тем, что имеешь. Я имею всё, что хочу. Но материальный достаток не имеет границы, на пути желания материальных ценностей нет шлагбаума. Нет границ моему желанию. И я засучиваю рукава и энергично следую вослед своему желанию. Миллиард? Но у соседа 40 миллиардов! Надо догонять. Некогда грустить. Унывать? Да вы что?! Работать надо!! Арбайтен нох арбайтен! Вперед! Энергично! За триллионом!
Здоровая нация.
Теперь ясно, почему там не унывают? Они – довольны. А чего ж им не быть довольными – всё ж у них есть! И даже больше. Вспоминается некстати: «Дайте мне таблеток от жадности. И побольше!»
; Ну, на, возьми. Счастлив теперь?
; Угу.
А что же такое счастье? То тут, то там мы только и слышим (и сами говорим): «Мы желаем счастья вам!». Пожелания счастья разбрасываются как конфетти на новогоднем балу. (Разбрасывалось…)
Все вопят: «Счастья хотим! Сделай меня счастливой! Будь счастлив!»
А что такое счастье? Вы задумывались? А ну-ка, произнесите быстро: «Счастье». Что получилось? Правильно: «Счас». «Счас! А ключи от квартиры, где деньги лежат, тебе не надо?», ; шутку такую когда-то шутили. Сейчас с таким не шутят.
В православном богослужении (для тех, кто этого не знает) никогда не употребляется одно слово. «Какое?» ; спросите вы. А догадайтесь – в контексте. Ну, конечно! Это слово – «счастье». А почему?
Счас – счастье – это сиюминутное, а значит: преходящее. Догнал, дотронулся, а это – уже «вчера». А за богослужением о «временном» не говорят. Там, в храме, во время Литургии, присутствует вечность ; как отсутствие материальной категории времени. Там ; Небо на земле, там ; Господь посреди нас – Вечность!
Но постоянно, и на службах, и в молитвах, и, особенно, - в специальных, радостных песнопениях, которые называются «акафистами», звучит слово, с которого я начала эти заметки – «радость».
У нас сейчас безрадостная жизнь.
Уныние - (по Ожегову) – безнадежная печаль, гнетущая скука.
Гегель (если не ошибаюсь) прав в своей диалектической формуле: «Единство и борьба противоположностей». Однокоренное слово к «радости» ; это «страдание». Человек хочет быть сытым и довольным, а когда ему уже нечего больше желать, он – миллионер! – кончает жизнь самоубийством, или впадает в уныние. А наш народ только и делал, что страдал и страдал. Но как радовался! Какие песни пел! Какое – всё. Широта души.
РУССКАЯ ДУША, ТЫ УЖЕ ЗА ХОЛМОМ.
«Слово о полку Игореве» ; поэма о поражении. Но какая светлая радость льётся из каждого его слова. Всё в нём напоено любовью к земле родной, к людям её, к мужу, к жене…
К Богу!
Тысячу лет стояла Русь – в крови, в слезах, но ; в радости и любви.
Нам предлагают общечеловеческие ценности. А нас от них воротит. У нас – душа есть.
Была?
Всё.
Конец.
И Богу слава.
Сказала – как выболелось. Кто может – пусть скажет лучше.
Свидетельство о публикации №214092701791