Украинские протестанты и политика

ОДНА ПРОПОВЕДЬ

Воскресным утром 28 сентября у нас, как и всегда, происходит богослужение. Собственно, оно проходит у всех христиан: у кого-то раньше чуток, у кого-то позже. Такой уж обычай христианский! Тянется из самой древности, со времен апостольских, хотя юридически воскресенье как выходной было закреплено примерно в 321 году при императоре Константине.

Вот и сегодня была проповедь и приезжий пастор (назовем его условно "пастор А.") делился прожитым за последние месяцы. И было что послушать! Не берясь повторить все сказанное, я пройдусь лишь по некоторым тезисам:

- Надо дорожить временем общения всей церкви, т.к. не всегда такая возможность выдается. Я из... (церковь в Луганской области - прим.) и у нас ополченцы запретили проводить общецерковные собрания и в случае неповиновения нас могли бросить на рытье окопов... Нас обвинили в том, что мы готовим теракт на 9 мая и 10 дней нас притесняли, хотя мы мирные люди и всегда делали только добро... Ополченцы вламывались в квартиры верующих, угрожали... Из церкви уехало очень много верующих... Казаками и ополченцами был ограблен и отнят молитвенный дом... Ополченцы грабят людей, отнимают машины, не платят в магазинах за продукты и пр.

Это я привел краткую политическую выжимку из речи спикера. Хотя надо отметить, что в целом призыв пастора А. был таким:

- Верующие - граждане Царства Небесного в первую очередь и уже во вторую - украинцы, американцы, русские, африканцы и далее... Мы не поставлены судить земные власти и рассуждать кто там из них лучше или хуже. Все земные правительства будут преследовать свои цели и только Христос несет благо.

Прошу обратить внимание: все выглядит как бы правильно, по христиански. Ты сталкиваешься с несправедливостью и стараешься реагировать на ситуацию по Божьим принципам, суть которым в воздаянии добром за зло. Как сказал проповедник, по человечески хотелось взять пульт гнева Божьего в свои руки и уничтожить комендатуру, но это не наш метод.

НЕОТВЕЧЕННЫЕ ВОПРОСЫ

Я не могу оценить до конца какие именно вопросы возникали у слушателей во время проповеди, но сразу после нее  у некоторых присутствующих было чувство, что проповедник явно относит ополченцев к силам сатаны, пытающимся сдержать дело Царствия Божьего. И, честно говоря, для таких крайних выводов есть свои веские основания.

Возникает главный вопрос, совершенно не сформулированный и не отвеченный пастором А. по ходу речи:

- От чего на территории Новороссии такое негативное отношение к евангельским христианам? Почему в самом деле к людям доселе занимающимся благотворительностью, сеющим доброе, вдруг такое враждебное настроение?!

Еще я думаю, что о фактах притеснений и изъятия ценного имущества ополченцами этот служитель говорит чистейшую правду. Все на его глазах происходило и ему не было смысла привирать. Как было, так и рассказал.

Могу сказать, что о случаях мародерства на территории Новороссии было известно еще со времен нахождения Стрелкова в Славянске, когда он расстрелял двоих своих командиров за притеснения местных жителей. То есть, постыдное явление мародерства имело место быть, но все-таки с ним пытались бороться. Даже и сегодня лидеры ДНР-ЛНР утверждают, что после восстановления мира нужно будет во чтобы то ни стало воцарить порядок, потому что слишком много появилось любителей легкой наживы в мутное военное время.

Думаю, что церкви страдают от грабежей не больше, чем все остальные места, где можно чем-то поживиться. Но почему такая целенаправленная травля именно евангельских церквей? Пастор А. оговорил, что комендант его города конкретно сказал:

- У нас есть четкое предписание на запрет вашей деятельности. Хотя я не имею ничего против тебя конкретно и твоей церкви, но такой уж закон!!

Как же так??

РАЗГАДКА ПРОСТА КАК ПЯТЬ КОПЕЕК

Собственно, когда начиналось ДНР-ЛНР я некоторым своим близким сразу сказал:

- У наших церквей на неукраинских территориях будут большие проблемы!! Увидите сами, что так и будет.

Неприятностей не могло не быть! Этого не мог видеть только слепой человек.

Почему? - спросите.

Очень просто. Все дело в том, что евангельские церкви Украины (подчеркиваю, именно Украины, а не России!) - это чрезмерно политизированное общество. Я знаю о чем говорю, потому что сам являюсь служителем такой церкви больше 20 лет. Безусловно, есть в этом правиле и свои исключения. Есть аполитичные служители и целые объединения, есть сторонники России, но подавляющая часть пастората и епископата почти год назад единодушно поддержали... Майдан.

Плохо это или хорошо? Мое личное мнение: очень плохо. Причем это мнение у меня появилось не вчера, а негатив к Майдану был изначальным и совсем не потому, что мне не симпатичны были иные его цели. По сути, руководство евангельских церквей стало на сторону одной части украинского общества против другой. Хотя при этом старались что-то лепетать о нейтралитете, но такового не было и в помине! Как по мне, этот подход крайне неразумен и явно не соответствует Библии.

Иные церкви в открытую с кафедры призывали к свержению существующей власти под предлогом, что в силу своей коррумпированности она потеряла легитимность. Епископы публично писали совместные заявления не скрывая своих симпатий к Майдану. Пасторы и разные служители соревновались в том, чтобы у себя в соцсетях рекламировать промайданную позицию, часто выставляя на обозрение новости довольно агрессивной настроенности, нередко в крепких выражениях и сеющие откровенную вражду к власти.

Это все было и это все хорошо известно в поместных церквях. В лучшем случае были призывы не говорить о политике с кафедры вообще, но поскольку руководители имеют авторитет для прихожан, то те постоянно посещают их социальные страницы и начинают придерживаться промайданной позиции благодаря интернет-кафедре своих пастырей.

Были даже случаи, когда пасторы не разрешали использовать соцсети для политики, но все равно в узком кругу, на личном уровне вели агитацию за Майдан. Я уже молчу о том, что можно выйти на кафедру и периодически подкидывать пару слов вроде бы и не о политике, но все же предельно ясно озвучивая свою позицию.

Могу добавить, что кроме крымских татар (где сильно влияние Меджлиса!) нигде и ни в каком другом неполитическом сообществе нет столько проукраински настроенных граждан в Крыму, сколько их в протестантских общинах. Это четко доказывает промайданный курс руководства этих церквей и его влияния на паству.

Так о чем речь?

Победа Майдана представлялась протестантам, как ответ Бога на их молитвы и когда в Крым пришла Россия, то это было воспринято многими верующими крайне враждебно. Многими, но хочу уточнить: совсем не большинством!!

Была одна миниатюрная община (человек 30) под Феодосией, которая вышла с плакатами в поддержку Украины и один из украинских ТВ-каналов снял об этом репортаж, как примере, что местное население против России! Причем, насколько я знаю, подавляющая часть местных крутили у виска пальцем и ни о чем таком вообще не помышляли.

После этого выступления вся группа поскакала галопом в Польшу, рассчитывая выскочить в Канаду в качестве политических беженцев, но насколько я знаю, ничего у них с этим не получилось. Ни Польша не дала статуса, ни Канада не взяла к себе, а жить в другом месте Украины (например, во Львове или Ровно) эти борцы почему-то не захотели.

Так почему же в Новороссии посчитали милых протестантов (они в большей массе своей на самом деле мирные люди!) за лютых врагов?

Время военное - время суровое! ДНР-ЛНР, зная об открытой промайданной позиции протестантских церквей (хотя это в основном присуще для пастырей, а простые верующие по больше части все же имеют иную точку зрения!) усмотрели в них потенциальную угрозу для зарождающегося государства.

- Где гарантия, что пастыри не будут агитировать против существующей власти, если они этим уже занимались? Где гарантия, что церковь не может быть использована как база для приюта украинских разведчиков или диверсантов?

Если кто скажет, что это я надумал себе невозможное, то я как служитель этой церкви, общающийся со многими другими пасторами, смею возразить обратное. Я лично знаю, как кое-кто из моих друзей-пастырей из Украины в последнее время зауважал Степана Бандеру, цитируя его мысли у себя на странице, как стали популяризировать идеи украинского национализма, что в корне противоположно интернациональной сути христианства.

Был я в свое время просто ошеломлен ахами протестантского пастора от умнички Тягнибока. Другой пастор активно пропагандирует как надо помогать окопы для украинской армии в борьбе против ополченской угрозы. Доходили глухие слухи, как наши верующие во время Майдана активно там участвовали и иные даже бутылки с горючей смесью метали на головы "Беркуту" - насчет последнего рад буду ошибиться, но все равно наши около "бутылкометателей" молились вместе с епископами.

Это все о фактах я говорю - не вымыслах! И как мы после всего этого хотим, чтобы нас воспринимали? Где же был наш хваленый политический нейтралитет в ноябре 2013 - феврале 2014?! Вполне может получиться, что община в Луганской области хоть и была предобрейшей, но пострадать ей придется за вывихи головного мозга собратьев их другого угла страны. Кто там в горячке будет разбираться одним ли миром мы мазаны?!

КОЕ-ЧТО ИЗ ИСТОРИИ

Украинские протестанты, к моему глубокому сожалению, имеют богатый опыт влезания в политические дебри, хотя каждый раз на этом обжигались, чтобы спустя несколько лет опять залезть в очередную бяку.

Старожилы движения знают, как бывший премьер-министр Лазоренко пытался впервые заигрывать с нашими церквями. Это тогда наделало фурора!

- Ничего себе!! Впервые политик такого ранга начал дружить с теми, на кого прежде не обращал никто внимания!

Только дружба всегда у этих политиков была странная: они тайком встречались с епископами и пастырями, прося рекламировать их политическую силу в церквях и обещая в будущем поддержку, но публично делали вид, что они нас не знают. Хотя несколько протестантских пасторов особенно близко терлись тогда около этого премьера.

Так же было потом и с Юлий Тимошенко, тайком посещающую одну из домашних групп киевского пастора Сандея (это я от крымских пасторов слышал), которого все равно потом смешали с грязью. Сам пастор Сандей Аделаджа активно принимал участие в Оранжевой революции 2004 года, о чем потом была снята целая видеокассета (она и сейчас у меня на полке лежит). Послушать Сандея, то без него и революции бы не было никакой! Как никак, а несколько его тысяч прихожан участвовало в избирательных комиссиях и в агитации за оранжевые силы.

Вроде как и Ющенко тоже каким-то боком касался протестантов. Что касается господина Черновецкого, бывшего мэра Киева, то он имел много встреч в пасторами Украины и без поддержки Аделаджы он вряд ли бы выиграл те столичные выборы.

И чего уж говорить о спикере Верховной Рады Турчинове, одного из вождей Майдана и по совместительству баптистском пасторе? Это уже на наших глазах все происходит!

Ох, и крепко вросли в политику украинские протестанты! Это и была одна из причин, почему после Оранжевой революции в 2004 году, в России ФСБ стало всячески ограничивать деятельность своих протестантов. Не открыто, а так вот, через налоговую инспекцию, пожарную службу, санэпидемстанции и прочие  более хитроумные способы.

Спецслужбы усмотрели в протестантах потенциальных бунтовщиков, способных организованно выступать против действующей власти. Честно говоря, такие выводы совсем не беспочвенны, глядя на состояние украинских евангельских церквей, хотя российские церкви по этим вопросам имеют совершенно иные подходы - это я тоже знаю лично общаясь с отдельными пасторами из России.

КАКОВ ЖЕ ВЫВОД??

Утверждать, что неприятности протестантов в Новороссии связаны исключительно с нападками сатаны, использующих злых ополченцев (украинские военные, как показывает практика, мародерствовать и притеснять могу как минимум не хуже!) - это в высшей мере упрощение печальной действительности.

- Не играли бы вы, господа епископы и пастыри, так активно в украинские политические игры и никому бы не было до вас дела! Вас бы и рассматривали людей как не от мира сего, но вы в политику играли заядло, то теперь и преследуют вас больше по политическим, а не религиозным мотивам!

Ситуация сильно напоминает события почти столетней давности. Когда большевики пришли к власти, то они обрушились репрессиями на православную церковь. Почему? Жалко было, что темные люди (в их понимании) веруют в вымышленного Бога?!

Совсем нет!

Для большевиков РПЦ являлась часть государственного аппарата ненавистного им царизма и первые гонения были именно по политическим, а не религиозным мотивам. В это же время, как утверждают протестантские писатели того времени, евангельское христианство переживало небывалую свободу в проповеди Евангелия и гонения по религиозным причинам начнутся только через 10 лет, где-то в 1927 году.

Если церковь связывает себя с определенной политической силой, то она должна отдавать отчет, что у нее будут проблемы тогда же, когда таковые появятся у их политического собрата. При таком раскладе гонения уже происходят не за Христа, а за политику. Так что сатана в данном случае не смог бы никак навредить, коли бы прежде себе не навредили близорукостью руководители евангельского движения.

К сожалению, как показали последние события, дальновидностью мы не страдаем и наполовину от политизированности. Понятно, время пройдет, головы остынут, всплеснут руками и завопят:

- Ах-ах-ах! Вот тогда нам надо было дистанцироваться от майданного конфликта, дабы не кололись наши церкви и не создавались проблемы для наших собратьях на подконтрольных другим политсилам территориях. Чего нам было страдать из-за отношения к Бандере или Тягнибоку, когда для нас есть и поважнее задачи!! Мы не только не понизили градус напряженности в обществе, но еще и накаляли его, отстаивая одну сторону раздора! Ах-ах, ошибнулись маленько...

Не ошибнулись! И совсем не маленько, а наломали дров на несколько лет работы тепло-электростанций, но откатать назад не получится. Дело-то сделано! Над общественными страстями подняться не удалось, просто поплыли по течению. Как все...

http://www.proza.ru/2015/05/06/325 - статья "Развод оцеживающие, революцию поглощающие"


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.