6. Пушкин на Кавказе в 1829 году

27 мая 1829 года в 11 часов вечера Пушкин прибыл в Тифлис, где пробыл до 10 июня.
Поэт предполагал найти Раевского, но здесь узнал, что его полк уже выступил в поход, и тогда он обратился к графу Паскевичу с просьбой об отправке его в действующую армию.

В Тифлисе я пробыл около двух недель, - вспоминал Пушкин, - и познакомился с тамошним обществом. Санковский, издатель Тифлисских Ведомостей, рассказывал мне много любопытного о здешнем крае, о князе Цицианове, о А.П. Ермолове и проч.

Июнь. Первые числа. Чествование Пушкина в Тифлисе местной интеллигенцией.

П.С. Санковский устроил в честь Пушкина обед, на котором присутствовали его почитатели.

Из воспоминаний К.И. Савостьянова, почитателя поэта: - Наконец, когда умолкли несколько голоса восторженных, Пушкин в своей стройной благоуханной речи излил перед нами душу свою, благодаря всех нас за торжество, которым мы его почтили, заключивши словами: - «Я не помню дня, в который бы я был веселее нынешнего, я вижу, как меня любят, понимают и ценят, и как это делает меня счастливым!»

Находясь в Тифлисе, Пушкин записал в русском переводе одну грузинскую песню.
То была «Весенняя песня» грузинского поэта Д. Туманишвили, привлекшая внимание поэта.

8 июня. И.Ф. Паскевич сообщает тифлисскому военному ген.- губернатору, что позволяет Пушкину поехать в Арзрум.

9 июня. Записка Пушкину в Тифлис от Раевского с извещением, что ему позволено ехать в Арзрум.

10 июня 1829 года поэт верхом выехал из Тифлиса. Ночлег на Самисском казачьем посту.

11 июня. Перевал Волчьи ворота. Укрепление Гергеры. Встреча с телом А.С. Грибоедова, трагически погибшего в Тегеране.
По поводу гибели Грибоедова Пушкин с горечью восклицает: - Написать его биографию было бы делом его друзей; но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. Мы ленивы и не любопытны.

Перевал через Безобдальский хребет. Ночлег в Гумрах.

12 июня, вечером. Прибытие Пушкина в Карс. Ночлег.
Пушкин прибыл в Карс, где располагалась ставка командующего действующей армии графа Паскевича.
Здесь он встречает брата Льва, Н.Н. Раевского и других лиц, среди которых было немало декабристов и близких к ним по духу людей.

Из воспоминаний Потокского: - По прибытии в стан армии из первых посетил Владимира Дмитриевича Вальховского, человека мне очень близкого. От него я узнал некоторые подробности о ссоре Паскевича с Пушкиным. Мне передавали, что когда Александр Сергеевич прибыл в армию, Паскевич принял его радушно и даже велел поставить ему палатку возле своей ставки.

13 июня. Осмотр Карса. Прибытие Пушкина в лагерь на берегу Карс-чая.

Разумеется, Александра Сергеевича, - вспоминал Потокский, - более влекла к себе задушевная беседа с товарищами по лицею Вальховским и друзьями, у них он проводил всё свободное время, и редко посещал свою палатку.До того он рыскал по лагерю, что иногда посланные от главнокомандующего звать Пушкина к обеду, не находили его.

14 июня. Пушкин в лагере на вершине Соганлугского хребта. Встреча с М.И. Пущиным. Участие Пушкина в перестрелке с турецкими наездниками.

При всякой же перестрелке с неприятелем, во время движения войск вперёд, - продолжал воспоминания Потокский, - Пушкина видели всегда впереди скачущих казаков или драгун, прямо под выстрелы.

19 июня. Поражение кавалерии Гагки-паши при селении Каинлы. Пушкин принимает участие в преследовании турок и возвращается на ночлег в Караурган.

20 июня. Поражение отряда Гагки-паши; взятие в плен самого паши. Пушкин участвует в преследовании турок.

Паскевич неоднократно предупреждал Александра Сергеевича, - вспоминал Потокский, - что ему опасно зарываться так далеко, и советовал находиться во время дела неотлучно при себе, точь-в-точь как будто адъютанту. Это всегда возмущало пылкость характера и нетерпение Александра Сергеевича Пушкина – стоять сложа руки и бездействовать. Он, как будто нарочно, дразнил главнокомандующего и, не слушая его советов, при первой возможности, скрывался от него, и являлся где-нибудь впереди в самой свалке сражений. После всего этого, вышла открытая ссора – между И.Ф Паскевичем и А.С. Пушкиным.

25 июня. Разрешён выпуск из типографии второй части «Стихотворений Александра Пушкина».

27 июня. Занятие Паскевичем Арзрума. Пушкин отправляется в город с Н.Н. Раевским и возвращается на ночь в лагерь.

28 июня. В «Тбилисских ведомостях» за № 26 напечатано о посещении Пушкиным Кавказа.

Июль. 14 числа. Пушкин узнаёт о появлении чумы в Арзруме и решает оставить армию.

Июль 15 числа. Пушкин посетил в лагере больных чумой.

19 июля. Бенкендорф доложил о самовольной поездке Пушкина царю, который приказал узнать, кто разрешил Пушкину поездку в Арзрум.

Н.Б. Потокский в своих воспоминаниях упомянул об открытой ссоре Паскевича с поэтом, которому было предложено уехать из армии: - Наконец, главнокомандующий, видя, что Александр Сергеевич явно удаляется от него, призвал его к себе в палатку ( во время доклада бумаг Вальховским) и резко объявил: «Господин Пушкин! мне вас жаль, жизнь ваша дорога для России; вам здесь делать нечего, а потому я советую немедленно уехать из армии обратно, и я уже велел приготовить для вас благонадёжный конвой».

Владимир Дмитриевич Вальховский передал мне, - продолжал воспоминания Потокский, - что Александр Сергеевич порывисто поклонился Паскевичу и выбежал из палатки, немедленно собрался в путь, попрощавшись с знакомыми и друзьями, и в тот же день уехал.

Говорили потом, что некоторые личности шпионили за поведением Пушкина, - продолжал Потокский, - и передавали свои наблюдения Паскевичу, разумеется, с прибавлениями, желая тем выслужиться.

Так окончилась прогулка Александра Сергеевича в азиатскую нашу армию. Потом, спустя несколько месяцев, получил я от Александра Сергеевича все его печатные в то время стихотворения, с надписью «На память юному дорожному товарищу». Эти сочинения Александра Сергеевича я долго хранил, как святыню, но они, при одном несчастном случае, погибли бесследно в дороге, со всем моим имуществом…- писал в воспоминаниях Потокский.

21июля. Выезд Пушкина из Арзрума в Тифлис.

Пушкин отправился в обратный путь прежним маршрутом и 1 августа прибыл в Тифлис.
"Здесь, - вспоминал поэт, - остался я несколько дней в любезном и весёлом обществе.
Несколько вечеров провёл я в садах при звуке музыки и песен грузинских. Я отправился далее."

Из Тифлиса поэт писал родным и друзьям, Н.О. Пушкина, его мать, получила от него письмо через князя Дадиани.

Из Тифлиса Пушкин выехал 6 августа, и 10 числа был во Владикавказе.

О прибытии Пушкина во Владикавказ сообщил корреспондент «Северной пчелы» из крепости Владикавказ, Он писал: - Сего числа был здесь проездом А.С. Пушкин. Он приехал к нам из Арзрума и на другой день отправился далее, с намерением побывать на Кавказских минеральных водах, а потом отправиться через Моздок и Кизляр в Астрахань.

Маршрут Пушкина указан неверно, - поэт не собирался ехать через Астрахань.

Во Владикавказе он встретился с М.И. Пущиным и Р.И. Дороховым, накануне прибывшими из армии.

Накануне того дня, - рассказывал М.И. Пущин, - как я должен был выехать вместе с отрядом, при орудии, назначенном конвоировать собравшихся со мной путешественников и обозы, неожиданно прибегает ко мне Пушкин, объявляя, что он меня догонял, чтобы вместе ехать на воды. Понятно, как я обрадовался такому товарищу.

Об этой встрече упоминает и сам Пушкин в конце «Путешествия в Арзрум»: - Во Владикавказе нашёл я Дорохова и Пущина, Оба ехали на воды, лечиться от ран, полученных ими в нынешние походы. У Пущина на столе нашёл я русские журналы.
Первая статья, мне попавшаяся, была разбор одного из моих сочинений. В ней всячески бранили меня и мои стихи.

11 августа. Пушкин выехал из Владикавказа с М.И. Пущиным и Р.И. Дороховым.

22 августа. Тифлисский военный губернатор С.С. Стрекалов донёс московскому ген.-губ. Д.В. Голицыну об отъезде Пушкина из Тифлиса в Москву.
Надежда Осиповна Пушкина – мать поэта – пишет из Тригорского Ольге Сергеевне Павлищевой – дочери – в Ораниенбаум, что от Пушкина получено письмо.

М.И. Пущин вспоминал интересные подробности о совместном путешествии с поэтом: - Всё прекрасно обошлось во время медленного нашего следования от Владикавказа до Екатеринограда ( станицы Екатериноградская на территории Кабардино-Балкарии) и оттуда до Горячеводска или Пятигорска. Ехали мы втроём в коляске; иногда Пушкин садился на казачью лошадь и ускакивал от отряда, отыскивая приключений или встречи с горцами, встретив которых намеревался, ускакивая от них, навести их на наш конвой и орудие; но ни приключений, ни горцев во всю дорогу не нашёл.

В Пятигорске Пушкин сначала поселился в казённой гостинице, затем перешёл в дом доктора Реброва, в кампанию П.В. Шереметьева, большого хлебосола. Этот дом был впоследствии описан М.Ю. Лермонтовым в повести «Княжна Мэри».

Из Пятигорска поэт выезжает в Кисловодск.
Он проводит досуг в обществе Пущина, Дорохова, офицера Павловского полка Астафьева, В.А. Дурова, П.В. Шереметьева и других лиц.

25 августа. М.И. Пущин сообщает в письме из Кисловодска своему брату И.И. Пущину, что Пушкин пьёт кислую воду и принимает ванны.

7 сентября. Московский обер-полицмейстер сообщает полицмейстеру 2-го отделения Миллеру об уведомлении, посланном тифлисским военным губернатором московскому военному ген.-губ. о надзоре за Пушкиным.
На минеральных водах Пушкин пробыл до 8 сентяьря.

8 сентября. Полицмейстер Миллер сообщил частному приставу Протопопову о предписании обер-полицмейстера от 7-го сентября и приказал учредить секретный надзор за Пушкиным.
Подорожная Пушкина явлена в комендантском управлении Горячих минеральных вод, и он выезжает в Москву с Дуровым, которого довёз в своём экипаже до Москвы.

С Кавказских минеральных вод Пушкин в обществе В.А. Дурова 8 сентября 1829 года выехал через Новочеркасск в Москву.

20 сентября - стихи «Кавказ» и «Монастырь на Казбеке», а также «Дон».

Стихотворение "Кавказ" даёт яркую картину горного ландшафта: от линии вечных снегов до дна глубокого ущелья, по которому с рёвом мчится Терек. Описание мятежного Терека приобретает у автора аллегорический характер:

Так буйную юность законы теснят,
Так дикое племя под властью тоскует,
Так ныне безмолвный Кавказ негодует,
Так чуждые силы его тяготят

Из-за цензуры поэт ограничился рамками пейзажа.

В стихотворении "Монастырь на Казбеке" описан древний монастырь, упоминаемый также в "Путешествии в Арзрум": - Утром, проезжая мимо Казбека, увидел я чудное зрелище. Белые оборванные тучи перетягивались через вершину горы, и уединённый монастырь, озарённый лучами солнца, казалось плавал в воздухе, несомый облаками.

Сергей Львович Пушкин, – отец поэта – сообщает О.С. Павлищевой, – дочери, - что получил письмо с Кавказа от сына.
Пушкин приехал в Москву. Холодный приём у Гончаровых.

1 октября. Отношение Бенкендорфа к тифлисскому военному губернатору С.С. Стрекалову с запросом, с чьего позволения Пушкин поехал из Тифлиса в Арзрум.

14 октября. Письмо к Пушкину Бенкендорфа, который спрашивает поэта, кто позволил ему ездить в Закавказье и посетить Арзрум.
Милостивый государь Александр Сергеевич!- писал Бенкендорф.- Государь император, узнав по публичным известиям, что Вы, милостивый государь, странствовали за Кавказом и посещали Арзерум, высочайше повелеть мне изволил спросить Вас, по чьему позволению предприняли Вы сие путешествие. Я же с своей стороны поконейше прошу Вас уведомить меня, по каким причинам не изволили Вы сдержать данного мне слова и отправились в Закавказские страны, не предупредив меня о намерении Вашем сделать сие путешествие. В ожидании отзыва Вашего для доклада его императорскому величеству, имею честь быть с истинным почтением и преданностью, милостивый государь, ваш покорнейший слуга А. Бенкендорф. № 4360 14 октября 1829 г.

Поэт получил это письмо по возвращении из Тверской губернии и ответил Бенкендорфу письмом от 10 ноября 1829 г., мотивируя свой отъезд желанием повидать брата и «опрометчивостью»:

- Приехав на Кавказ, не мог я устоять против желания повидать своего брата, который служит в Нижегородском драгунском полку и с которым я находился в разлуке в продолжение 5 лет. Я полагал, что имею право съездить в Тифлис. Приехав туда, я уже не застал армию. Я написал письмо Н. Раевскому, другу детства, чтобы он выхлопотал для меня разрешение прибыть в лагерь. Я приехал туда в самый день перехода через Саган-лу. Раз я уже был там, я счёл неудобным избегать принять участие в делах, которые должны были там произойти – и таким образом я находился в походе полу-солдатом, полу-путешественником. Чувствую, насколько моё положение было фальшиво, а поведение опрометчиво, но по крайней мере всё это было только опрометчивостью.

24 октября. Ответ С.С. Стрекалова Бенкендорфу на его запрос от 1-го октября.
Между 5 и 10 ноября. Приезд Пушкина в Петербург.

16 ноября. В «Северной пчеле» за №138 напечатана заметка о возвращении Пушкина из Арзрума в Петербург.

Исключительно важное место среди сочинений А.С. Пушкина занимает «Путешествие в Арзрум», начатое в 1829 и законченное в 1836 году.

Картины природы, зарисовки быта народов Северного Кавказа и Закавказья пронизаны глубоким реализмом.
В них отражена сама жизнь, с её горестями ( похороны осетина, посещение чумных больных) и радостями, а также эпизодами, дышащими тонким юмором (прибытие в Душет, встреча с армянским попом).

Во многих местах личные переживания поэта переданы с глубоким и тонким лиризмом (переживания, испытанные Пушкиным, при виде турецкой границы).

Вторая поездка вдохновила А.С. Пушкина, им было написано большое количество замечательных произведений.
Кавказские мотивы зазвучали в его произведениях с новой силой.


Рецензии