Политсан. Окончание

***

Я смотрю на бесконечную серую стену камеры и думаю о том, когда, наконец, закончится мой первый маршрут и откроется вход в рабочую зону, в родной Свиридовск, где мне предписано отбывать остаток жизни. Считается, что если о смерти политсана не сообщили в прессе, то он неспешно трудится над очередным разоблачением незыблемой Власти. Свобода слова охраняется Законом. Не все готовы платить за неё сроками политсанации, но со мной будут здороваться: не заметить меня нельзя – политсану запрещено ходить по городу без специальной формы и знаков отличия.

Я представляю горстку людей, которая окружена толстой каменной стеной. Есть пища и вода, поют птички и светит солнце, и вполне можно жить – стену-то почти не видно. Но кто-то её всё-таки разглядел в туманной дали. И всем сказал, что они – пленники, что нет в этой изоляции свободы, а без неё никак нельзя. Долго ходили люди вдоль бесконечной преграды, но выхода так и не нашли.

Один из несчастных призадумался и сказал, что точно знает, как выбраться. Всё просто: нужно взять в руки инструмент и продолбить проход.
И вот уже кипит работа. Она продолжается днём и ночью. Камень крепок, но всё-таки поддаётся усилиям пленников. И приближается спасение.
Но однажды тот, кто предложил долбить стену, словно бы воспарил над местом, где невозможно чувствовать себя свободным и счастливым.
В коротком и страшном сне он увидел, что за этой стеной – другая, а за ней третья….
И до самого горизонта – сплошные ряды этих проклятых стен.
И чем выше в небо он поднимался, тем понятнее становилось, что выбранный путь – ошибка.

Наутро он взялся за кайло, чтобы продолжить начатое дело – кто же поверит, что за этой стеной тоже нет свободы? И как об этом сказать, если он сам предложил именно этот путь?
Он долбил камень с особым усердием, чтобы товарищи не потеряли веру в скорое освобождение. Ведь только эта вера объединяет разных в одно целое. Борьба за свободу  составляет единый и понятный для всех смысл: жизнь – это борьба.
И никак иначе: и «ныне, и присно, и во веки веков».

Но каторжный труд не мешал провидцу думать о тщетности общих усилий. Он понимал, что, пробив эту стену и увидев следующую, все поймут, что их обманули. И во все времена только мученическая смерть станет искуплением для каждого, кто берёт на себя тяжкий грех указывать путь ко всеобщему счастью.
Он станет первым, кого прибьют к тяжёлому кресту и оставят умирать.
Но пройдут годы и его назовут Спасителем.
 
Возможно, так всё и случилось.
Был и крест, и глухие удары молотка по кованым гвоздям.
Его руки, словно распахнутые крылья мёртвой птицы, уже не были способны к полёту.
И наступило одиночество, освободившее его от земных иллюзий о возможности всеобщего счастья, равенства и братства и от тех, кто сначала любил его, а потом возненавидел. 

Он знал, что на смену ему придёт кто-то другой и уверенно скажет, что знает выход:  нужно продолбить проход в этой проклятой стене. Что именно за ней простирается всеобщая свобода, за которую принял смерть сам Спаситель. 

Наверное, он с грустью смотрел в небо и думал, что вечный полёт невозможен: рано или поздно ты опустишься на скудную землю, чтобы вновь стать пленником и брести по одному из неведомых коридоров в поисках пищи и воды.

Наверное, он понял тогда, что истинный путь к свободе – не в преодолении внешних преград. Потому что они – бесконечны, а жизнь коротка.
И есть лишь одно верное направление – космическая бездна собственной души.
И единственное препятствие – обычный человеческий страх перед погружением в эту бездну.


***

История «Северной Гармонии» закончилась для меня лишь в стенах этой камеры.
Многие годы я чувствовал себя отступником, предавшим всех участников этого маленького эксперимента по строительству коммунизма. Полжизни меня преследовала дьявольская сказка-искушение о возможности равенства, братства и всеобщего счастья. Чем бы я ни занимался, какую бы модель мини-общества ни строил вокруг себя – всегда получалось одно и то же: я становился главным рабом вновь созданной системы. И непременно возникала привычная ситуация: система не могла жить без меня, а я не мог оставаться в ней. И в очередной раз я уходил прочь. И всё мгновенно разваливалось.

Став политсаном, я выбрал одиночество и постепенно начал понимать, что человек слаб, что ему страшно жить в хаосе бесконечной борьбы за лучшую долю, но ещё больше он боится выпасть из круговерти жизни. Он не готов принять очевидное: любое человеческое общество устроено достаточно примитивно: общественная жизнь – это величайшая иллюзия единства со множеством сходных персонажей и предсказуемых сюжетов, повторяющихся из века в век.
Уникален лишь единичный человек – бесконечный космос его души и разума, рождающий планеты мыслей и звёздные системы учений – во все времена. 
Устройство железного молотка значительно проще, чем строение атома железа.
Человек устроен сложнее, чем современное ему общество.

Но если каждый человек неповторим, то о каком равенстве может идти речь?
Если даже единоутробные братья не равны от рождения, то можно ли говорить о всеобщем братстве чужих друг другу людей?

А счастье? Разве оно может быть всеобщим, если в его основе лежит любовь между мужчиной и женщиной? Нет этой любви – нет и счастья. Лишь немногим парам удаётся сохранить этот божий дар до последнего часа и «умереть в один день».
А остальные? Они довольствуются малым – животными сношениями и общим семейным логовом. Они считают любовь несбыточной сказкой. И только потому не замечают единственного равенства, существующего на самом деле – общего несчастья – привычной жизни без любви.

Примитивное общество, в котором мне досталось родиться, было заражено коммунизмом. Оно провозглашало своей целью равенство, братство и всеобщее счастье, а потому пыталось уравнять всех, запретив разномыслие и разночувствие. Долгое время выбор средств был первобытно прост: массовые убийства, физическое насилие и страх. Боялись все, кто уцелел в прокрустовом ложе общественных представлений о том, каков должен быть «правильный» человек. Но физическое истребление инакомыслящих в России показало, что насильственным путём решить коммунистическое «уравнение» невозможно. Эксперимент со строительством коммунизма был временно приостановлен, но сама идея «уравнения» оказалась универсальной.

Любому обществу нужен качественный массовый продукт – средний человек – типичный потребитель стандартных товаров, минимума знаний и одинаковой еды быстрого приготовления. Такому человеку легко внушить, что он – не уникальная система, а всего лишь микроскопическая частица общества. Что он – простейший его элемент, мелкий и легко заменяемый винтик в таинственном механизме производства и потребления, который только и является великим и непостижимым смыслом жизни всего человечества.
Средний человек – раб этой безумной идеи.

***

Люди живут надеждой и мечтают о будущем. Но после смерти от каждого из нас остаётся один единственный вариант прошлого – неизменная последовательность поступков, совершённых в результате того или иного выбора, сделанного в тех или иных обстоятельствах прошедшей жизни. Считается, что прошлое изменить невозможно. С этим не поспоришь, если человека уже нет среди живых.

А если он ещё жив?
Если в его голову пришла странная мысль о том, что каждый день он строит совсем не светлое будущее своих детей, внуков или всего человечества?
Если однажды он задумался над очевидным: день сегодняшний уже завтра станет днём вчерашним. И эта череда дней неизбежно превращается в цепочку старых следов, остающихся позади каждого – его прошлым.
Если он понял, что строит на самом деле – сугубо личный вариант собственного прошлого, маленькую историю отдельной человеческой жизни, которая только и останется после неминуемой смерти.
Если до него дошло, наконец, что каждая секунда прошлого создаётся в каждую секунду настоящего, что только сегодня и сейчас можно в корне изменить то, что завтра может стать уже непоправимо вчерашней и позорной историей.

Только в тюрьме мне удалось умереть и родиться, и всё это понять.
Только здесь, в одиночной камере, я обрёл ту единственную свободу, которую невозможно отнять. Внешние обстоятельства, довлеющие над жизнью большинства людей,  уже никогда не сделают меня своим рабом.

Я улыбаюсь и думаю о том, что неплохо было бы сделать добровольную политсанацию инструментом освобождения человека от незримой мембраны ложных представлений о смысле жизни и окружающем мире. Я думаю, что каждому из живущих было бы полезно провести в одиночной камере некоторое время, чтобы пережить духовную смерть и последующее воскресение. Чтобы очистить душу, остановиться хоть на время, осмыслить уже содеянное, а потом каждый день терпеливо и смиренно строить праведное прошлое.
Но кто же согласится на такое испытание?
Проще быть винтиком в системе человеческих отношений, чем решиться на одиночное плавание в тёмных глубинах собственной души.

Я с удовольствием ел безвкусный обед, когда дверь бесшумно раскрылась, и в камеру вошёл офицер. Он сказал: «Вы свободны».
Я ответил: «Вы правы, я давно знаю об этом».

Похоже, чекист ничего не понял.

***

Сентябрьское солнце согревает лицо.
В Свиридовске я отсутствовал ровно год.
Я вдыхаю запах земли и думаю о том, что почти каждый, появившись на свет, попадает в добрые материнские руки. Некоторым счастливчикам уготованы объятия любимого человека.
Но всех нас ждёт земная любовь: мудрая земля безропотно принимает и грешных, и праведных, и злодеев, и святых.  И обращает в прах.
И нет земле дела – любил ли ты её? Или был с нею равнодушен и жесток.
Знал ли, что станешь именно тем, что топчешь и на что пренебрежительно плюёшь?
Понимал ли, что неизбежно вернёшься к той единственной, кто от рождения твоего до смерти терпит, любит и прощает тебя? Или никогда даже не задумывался, что ты – всего лишь ошибка природы, временно не исправленная смертью. 

Мимо меня проходят люди, скоро они умрут.
Я сижу, не шевелясь.
Снова передо мной далекие берега Нижней Тунгуски и люди, о которых без меня никто и никогда не узнает.
Я нехотя ковыряюсь в своей памяти, как в густой каше.
Попадают отдельные крупинки, кусочки мяса, горошинки перца.
Я неторопливо, как это делает голодный, но не потерявший достоинства человек, пытаюсь распробовать эти частички, ощутить их вкус и аромат. Потом, через некоторое время, неизбежно наступит сонливая сытость, а в этот самый первый момент ещё можно успеть почувствовать тонкий аромат чужой жизни.
Главное – вовремя остановиться.

Я закрываю глаза.
Белый снег и свежая гарь.
Обугленные деревья.
Мёртвая тишина…

                ЭПИЛОГ

Поставив заключительное многоточие, я откинулся на спинку любимого кожаного кресла.
Роман о жизни политсана закончен в три часа ночи, третьего сентября 2012 года.

В дверь громко постучали.
Я открыл.
Офицер госбезопасности сказал, что пришло время первого срока политсанации.
Ещё он спросил, следует ли ему зачитать выписку из приговора.
Пришлось ответить, что документ я помню дословно и готов следовать за господами чекистами.

Через семь часов двери камеры Специального Изолятора бесшумно закрылись за моей спиной. Я нахожусь внутри цилиндра, стены которого покрыты серым пластиком.
Мертвенный свет падает с круглого потолка.
На единственной бесконечной стене две цилиндрические выпуклости.
Всё, как я представлял.
В этой тюрьме нет ни звуков, ни запахов, ни возможности определить время…         


 


Рецензии
Василий, читая твой роман, я сопоставляла его с лучшими произведениями о деревне, созданными в советские времена Василием Беловым, Виктором Астафьевым, Валентином Распутиным, Фёдором Абрамовым, Василием Шукшиным и ставшими шедеврами русской литературы. «Политсан» в этот ряд не вписывается – это тотально мрачная картина всей нашей истории ХХ века: «Внутренних и внешних врагов советские власти попросту убивали», «Во времена Сталина главной движущей силой общества был страх». Был и энтузиазм, и огромная воля к победе! Была непрерывная борьба разрушителей и созидателей.
Каждый из рассказов, включённых в роман, гораздо интересней и значимей сам по себе. Я не приемлю нападки на религию: «Служители церкви вовсе не думают о спасении души». Подлинные служители Православия ежедневно спасают свои и людские души.
Образ Лилит с её тезисом: Ты же знаешь, слово «стыд» не имеет ко мне ни малейшего отношения» заставляет вспомнить строку А.Вознесенского: «Нам как аппендицит, поудаляли стыд…». Какое отношение имеет любительница стриптиза к русским женщинам?! Никакое.
В изображённом тобой безбожном бытие никакая гармония: ни северная, ни южная, практически, невозможна.
Роман привлекает глубочайшим знанием таёжного была, особенностями охоты на соболей, великолепными пейзажами, ёмкими художественными деталями, мастерски созданными портретами главных героев. И. конечно, языковым богатством. Очень хороша сценка спасения мальчика из ледяной воды, да и многие другие.
Будь я на месте автора, полностью убрала бы проблему политсана и всего, что с ней связано, поменяла бы название произведения. Представь, что тяжело больной человек вспоминает о прошлом. Он испытывает чувство раскаяния от собственного предательства, грехов, ошибок. Чистосердечное раскаяние приводит к исцелению. В повести Василия Белова «Привычное дело» Иван Африканыч горько сожалеет, что поехал за «длинным рублём», оставил дома жену Катерину с девятью ребятишками и стал невольной причиной её преждевременной смерти. Таков «нерв» нашей классической литературы.
Твой роман, как и «Пассажир «Окрылённого», для избранных читателей, ценителей хорошего текста.

Галина Чудинова   29.10.2018 20:32     Заявить о нарушении
Спасибо за терпение и прочтение. Я, как безбожник, и писал о безбожном бытии, ибо с иным не знаком ни в прошлом, ни в настоящем. И в будущем оно будет безбожным для большинства. Мечты о всеобщем и истинном православии останутся утопическими мечтами. Это - удел меньшинства, "статистической погрешности", которая ничего в реальной жизни не решает и не определяет. Я писал о возможном (и как показывает время) очень вероятном развитии России по мрачному пути "политсанации". Не хотелось бы мне, чтобы описанный в "Политсане" общественный строй реализовался бы на практике. И, конечно, понимал, что тебе эта вещь уж точно не понравится.
Но всё равно - спасибо.
С уважением,

Василий Тихоновец   30.10.2018 01:14   Заявить о нарушении
Не могу не отметить с улыбкой замечание по поводу "любительниц стриптиза". В нашем городе проводился конкурс боди-арта. На каждое место участницы претендовало более десятка девушек просто мечтающих, чтобы на их голом теле что-нибудь нарисовали. Живые картины предстали перед публикой, визжащей от восторга. А ты говоришь...
Ты просто плохо знаешь русских женщин. И не только русских, кстати говоря.

Василий Тихоновец   30.10.2018 06:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.