Заветный маршрут в Воскресенку

Очерк

Буквально недавно, встретил я одну хорошую знакомую- и мою и мамину. Встали, разговорились. Женщина с тяжёлой судьбой, пережившая много- и смерть родных, и свою страшную болезнь- рак груди, но оставшаяся жить благодаря одному случаю.
Ирина- так звать её- невысокая, круглолицая,полненькая, с большими красивыми голубыми и грустными и часто влажными от слёз глазами сказала мне- я осталась жива благодаря одному храму. Он не только исцелил меня, но и он поменял мою судьбу. И слава Богу- стала жить лучше.
Было это аж 13 лет назад. Сказал ей тогда один человек- езжай в Калачинск. Там, чуть больше трёх километров от городка- маленькое уютное село- Воскресенка. Там есть основной, сельский старинный действующий храм- Покровский, и рядом- небольшая церковь, которая уже давно не функционирует. Как и во имя кого называлась церковь- н он не Ирина не знала.

Ей в это время была удалена грудь, но врачи утешительного ни чего не говорили- Два года проживёшь, и то вряд ли. Больше не протянешь... Вот такие от них были "утешения"...
Вся в катетерах, которые были на ней, и из которых текли лимфостоки, она решила чтобы то не было и хоть как добраться до этого храма. Упаду дорогой- упаду- сказала она,- такова моя участь.
Доехав до Калачинска на электричке, Ирина чуть больше трёх километров шла по обочине дороги в село Воскресенка. Она нашла эту церковь. Но на ней был большой замок. Оградка закрыта.
Постучавшись в окно, к ней вышли две женщины, одна из них- монахиня, и когда она попросила открыть ей храм- как она сказала- по рекомендации и совету доброго человека, монахиня посмотрела на неё с ног до головы и сказала:
- А тебе в ней давно пора быть!.. Иди ни находись сколько хочешь в храме...
Когда ей открыли церковь, она вошла в неё...И пробыла там без малого 3-4 часа! Просто, стояла, думала, молилась как могла, так как она не шибко то воцерковлённая. Стояла и плакала, смотрела на иконы, роспись стен... Эти росписи и сделала эта самая монахиня.
Время прошло очень быстро. Наступил момент идти на электричку. И она с лёгкостью, без усталости и тревоги, как она сказала мне- добралась до города. Прошла неделя. Ей пришло время очередного осмотра у онкологов. Когда врачи обследовали её вновь - удивились все! Онкологии не стало. Метастазов как и не было!

И вот ,Ирина советуем нам- посетите этот храм! После его посещения изменится всё- и проблемы, и болячки, и мытарства всякие... И каждый раз при встрече с ней в супермаркете, в котором она работает техничкой, она всегда спрашивала- ездили в Воскресенку?...
- Да всё собираемся,- говорил я...-очень хочу. А у самого возникали сомнения. Тринадцать лет назад? А может уже и храма этого нет...А может...А вряд ли... Ну если только на природу....

И вот настал тот день. Вернее то самое утро- 24 сентября 2014 года. Встали мы в 6 утра. Немного позавтракали, набрали с собой еды, термос, тепло оделись- так как утро прохладное.
Мы вышли. В городе- пусто как в Чернобыле. Раннее утро, и одни только чёрные силуэты от множества машин во дворах. Мы дошли до остановки, сели на троллейбус и доехали до Вокзала. Там нас ждала моя хорошая подруга- светлый, искренний и добрый человек, певчая в храме Всех Святых Катюша Кобельская. Мы рассказали ей эту историю, и она решила ехать с нами.
Сели на электричку в 8.10. Сонное состояние куда-то пропадало- за окном были удивительные краски осенних пейзажей, а в моей сумочке был уютный и милый небольшой томик стихов Константина Бальмонта. Полтора часа дороги- и мы в Калачинске.

Калачинск... Раньше мне казалось, что это настоящая дыра. А нет. Это -трёхэтажная...деревня. Так и вспомнилась параллельно "Трёхэтажная Америка" Ильфа и Петрова...
Название происходит из-за того что при основании населённого пункта идеально ровные и круглые озёра , которые были вокруг- назывались тогда ласково - "калачики". Произошло это в 1755 году. Город меня удивил. Он словно из табакерки: уютные маленькие домики, чистые, как будто по-немецки вымытые педантично улицы, где много-много зелени и цветов.

Из Википедии:
Кинорежиссёр Роман Кармен в 1960-м году снял о Калачинске двадцатиминутный документальный фильм, прошедший во всех кинотеатрах Омской области и в Москве.
Калачинск — единственный город в СССР, в котором выпускались ДУКи (автодезустановки).
Город Калачинск посетил Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин во время поездки по России.
29 апреля 2008 года в районном Доме культуры прошла IV ежегодная форум-выставка деловых кругов г. Омска и районов Омской области.

Думаю, о Калачинске хватит. Мы с ЖД вокзала пошли к Авто вокзалу. Автобусов -нет. Подхожу к таксисту, договариваюсь. И за 120 рублей он нас троих везёт в село Воскресенка. Проезжая по Калачинску- удивлялись: машин- минимум, людей- 5%! Где все остальные жители- неизвестно...В Омске- коктейль из газовой смеси авто и суетности людей вместе взятых. Так бы и остался там- в покое и тишине, но то что мы увидели в Воскресенке- поразило нас троих.
Ни одной души. Кроме шофёра, который высадил нас у главного- Покровского собора Б.Матери.
Тишина. Лёгкий , белёсый туман укрывал голубые купала храма. Он же спускался по земле, и я теперь только понял, чем пахнет и какой вкус у самого настоящего сельского тумана.

-Есть ещё одна церковь,-вон там, чуть дальше,- сказал шофёр, но она закрыта очень давно и не функционирует.
-Вот нам её и надо- сказал я. Он был удивлён. Подал мне визитку таксофирмы, где написано куда возят они паломников, сколько у них это стоит, и мы попрощались.
Мы пошли в храм Покрова Пресвятой Богородицы. Он оказался закрыт. Потом мы пошли к той, заветной церкви. Недолгая извилистая дорога в глубину тумана, несколько домов- и вот она.
И что мы видим?...Замок на главном входе заржавел, давно не открывался. Мы ходим, смотрим...Ни души. Две собаки лаяли за одной из оградок частного дома, и ни кто вокруг не прореагировал. Что делать? Видим, как в Покровском храме открылась дверь. Мы идём туда.
Нас встречает милая пожилая женщина. Улыбчивая и добрая р.б. Ангелина. Мы говорим- всё что узнали про тот храм, что приехали сюда из Омска. Она захотела чтобы мы сперва помолились святыням этого храма. И мы заходим.
Удивительно тёплый и благодатный храм! Ему 147 лет. Там много старинных и новых икон. Многие стоят на подоконнике. Самая главная- Покровская икона- висит на стене. Оно новая, и написана на заказ. Много в храме других чудных образов. Я спросил- где батюшка, и она ответила что пока его ещё нет, но скоро подойдёт. А ключи от той церкви, которая закрыта- у просфорника Максима. Парень живёт один, и выпекает просфоры. Мы пошли к той же ограде. Она открыла ещё одну, боковую калитку. Заходим- благодать неописуемая! В ограде храма настолько хорошо, что не могу сказать как хорошо. Просфорника увы не оказалось, и Ангелина оставила нас там, и ушла в Покровский храм, звонить и узнавать где он и когда будет.
Там было так хорошо, что мы наверное простояли и обошли церковь вокруг несколько раз. Начались долгие разговоры и беседы...Ни куда не спешили, ни куда не хотелось уходить. Я как всегда пошёл искать ну хоть один камушек с территории церкви. Нашёл три, и кусочек отколовшегося фундамента.
Именно там я прочувствовал то, что долго не ощущал. Ибо только в святых местах подобно такое. Меня как пробило насквозь что-то тёплое и приятное. Энергетика была неописуемая. Даже словами это не скажешь- только чувством. Своим нутром...
Как позже нам сказала Ангелина- церковь расписывала монахиня, которая болела онкологией. После того как церковь была расписана,она совершенно исцелилась, но через некоторое время всё же скончалась. В подробности я не стал вдаваться, хотя буду там ещё- и узнаю больше.
Сквозь окна мы старались разглядеть роспись и саму церковь, но увы. Уж шибко в ней было мрачно. И только силуэты ликов виднелись как пятна.

Мы достали то что взяли с собой из еды- термосы с чаем, сыр, хлеб, сало...Катя испекла вкусную шарлотку. Перед тем как вкусить, Катюша запела благодарственную молитву Господу. Подступающее ощущение голода начало исчезать после первой чашки горячего чая.
То что мы там ощутили- особое чувство. Когда мы подошли к забору, чтобы вновь пойти в Покровский храм- на калитке кем-то, но не Ангелиной- был одет засов. Кто это сделал? Я не подходил, и не видел. -Ну вот, -говорю своим - нас закрыли. И это знак. Мы тут должны оставаться. Но толстая верёвка, дёрнув за которую, засов открылся, выпустил нас от туда.
Придя в Покровский храм перед нами появился отец Алексей- настоятель. Удивительно гостеприимный и добрый священник! Ангелине было приказано нас накормить в трапезной, куда мы и пошли.
На столе был рыбный плов из сайры, отварная деревенская картошка, макароны, сыр, чай с мёдом. Да, забыл написать- сама трапезная размещается в отдельном здание, в детском творческом центре. Кругом мольберты, рисунки детей и преподавателей... Одного Ангела хранителя я сфотографировал.
В этой до мозга костей знакомой мне атмосфере, мы после молитвы присели за стол. Р.б-е Людмила, Ангелина, Татьяна, Екатерина, и я...
Заинтересовались моим православным аналогом в имени- я сказал -Виталий. После этого началась добрая и интересная беседа и трапеза. Рядом с нами об меня и Катюшу тёрся кот с обмороженными ушами и хвостом. Ни того не другого у него практически не было...

Тёплая душевная трапеза завершалась. Беседа была такая интересная, что не хотелось заканчивать.
О селе Воскресенка знают многие. И в Германии, и в Америке, и в Израиле, и в нашей стране. Если кто хоть раз попадал в Покровский собор или в ту недействующую церковь- этих людей тянуло туда опять. Обычно конечно- это бывшие омичи, и жители области, которые уехали на ПМЖ. И если они опять появлялись там- то до слёз говорили- Батюшка! как мы скучаем по селу, и как нас тянет сюда опять.
И вот появился просфорник Максим. Он быстро после звонка отца Алексея приехал. Мы познакомились... Невысокий, смуглый парень. Не монах. Не священник. Но верующий. И только он выпекает просфоры на праздники, закрывшись в своей лачуге напрочь, на все замки.
Он удивился, что мы проявили интерес к этому храму.
-И что вы в нём забыли?- полугрубой ноткой сказал он.
-Мы приехали, нам сказали что церковь особая.
-Какая же она особая, если она ни кому не нужна...Ну пойдёмте , открою...

И мы пошли. Дорогой он не лестно отзывался о бывшем архиепископе Омском и Тарском- Феодосие, и о действующем- Владимире...
-Им абсолютно ни чего не нужно! Чем они занимаются, я не знаю. Но явно не на благо монашества. Монахов-то в области нет! Все разъехались по другим областям. И я уеду....
-Уедите? Зачем? -спросили мы...
-А что тут делать? Мой друг монах уехал в Казахстанскую епархию, а я поеду на север области. Может там хоть что-то будет по другому, вот на Покров напеку просфор, и уеду...

Он открыл нам ржавый замок двери храма. Мы заходим...
Боже! Какая красота! Какие там старинные иконы! Алтарь...А фрески..Те самые фрески расписанные той самой монахиней! Максим продолжал свой как бы справедливый, но с оттенком обиды и недовольства всем происходящим разговор, мама и Катя смотрели иконы и фрески, я внимательно вглядывался в каждый лик.
Ужасный холод был в храме иконы Всех Скорбящих Радости... Да. Именно так называется та самая заброшенная, ни кому не нужная чудотворная церковь!!!
В углу двух помещений храма стояли русские печки.

-Максим, а почему вы её не отапливаете,- спросила мама.
Он ответил что ему это не нужно. Если церковь отапливать, то она должна служить и функционировать. А это ни кому не нужно.Ещё пару лет, и всё потрескается и появится осыпь на полу.
И действительно- фреска у входа- Благословение детей уже дала знать об этом...

Мы ходили, осматривали, стояли, мы около сорока минут находились внутри церкви. Какая дивная красота и благодать! Вот сказали бы мне лично- бери на сохранение храм, пока не нашёлся священник- я бы не думая, принял бы эту миссию. Как говорит Максим- почти готовы документы чтобы в деревне был монастырь, и при нём эта церковь. Но монахи где? Их нет! Их не поддержали, их не остановили...Все уехали...Все...
Максим от своих размышлений оставил осадок на душе. Лучше бы он вышел, и оставил нас двоих. Вот где будет ключ от храма, когда он уедет из деревни? Очень хотелось бы чтобы у отца Алексея...Я бы постоянно приезжал туда и следил бы за состоянием живописного слоя фресок...
Когда посте нашего выхода из церкви Максим закрывал замок, что-то щёлкнуло во мне. И очень чувствительно... Очень чётко... И подсознание сказало что мы ещё не раз сюда приедем, по крайней мере- я уж точно приеду!...
Как тут нежно и красиво дышится! Какое дивное небо, поле, обрыв...Да...Очень глубокий обрыв , а за ним течёт Омь. Она была далековато от церкви и главной дороги, но я настоял, что заверну и спущусь к реке. На той стороне Оми находилось село Тургеневка. Какое родное до боле название...Какое милое просторное ощущение. Ощущение не только того что ты один среди этой красоты...Ощущение того что кроме как в России таких мест нигде нет!
Делая там фотоснимки, я стоял на огромном и высоком обрыве, в глубине которого у Оми проходил грандиозный овраг, заросший всеми травами какие только могут быть в Омской области. Мои попутчицы и такие же как я пилигримы- паломники начали уговаривать меня спуститься с края обрыва, но спустись я хоть на два шага назад, такого красивого вида с Омью просто не было бы видно. Первый раз в жизни воочию я увидел как бобёр плыл вдоль реки, и держал в зубах огромную корягу, оставляя на зеркале реки ровный и тонкий след-порез.
Не только искусство, но и фотография, и сама природа требует жертв и риска. К счастью жертв не было. И только природная энергетика, красота и мощь природы Сибири- они помогли одухотвориться, наполнить силами,желаниями, избавить от ежедневного напряга и суеты...
Как же не хотелось уходить! Распрямив рук над просторами, захватил ими нежность воздуха и зеркало реки. Она настолько тихо и спокойно протекала, что этот благословенный вид заставил задуматься. Но времени на длительные задумки не было, нужно было от села прошагать до остановки.
Мы стояли и ждали автобус №1, который увозил в Калачинск. Что-то в этот момент захотелось сладкого, и перейдя дорогу, зашёл в придорожный продуктовый магазин с громким названием "Евгений". Мужичок-продавец, видимо тот самый Евгений, с признаками недосыпа и усталости дал мне плитку шоколада, еле-еле найдя сдачи...
Подошёл автобус. Доехав до Калачинска, мы прогулялись свободное время по чистому уютному городку, зашли в новый выстроенный Вознесенский храм. Дошли до ЖД станции, купили билеты и сели в электричку...
Полтора часа пролетели быстрее чем когда мы ехали в Калачинск. И вот он- загазованный , весь в машинах и людях суетной и бешеный Омск. Как же не уютно находиться в нём после такого святого тихого места...Как же противно видеть под кустами и на тротуарах пакеты, стаканчики, окурки, и разного сорта мусор...
Когда я зашёл в дом- Фред набросился на меня с такой радостью, что невозможно это описать. Приятная усталость прокручивала в мозговых извилинах памятные сигналы того, что осталось, и что в данный момент вы читаете ...Вернее уже дочитываете. Я думаю, что такие места как село Воскресенка и церковь иконы Всех Скорбящих Радости ещё не раз позовут к себе. Ведь когда мы стояли у закрытой церкви, и подойдя к наружной иконе Всех Скорбящих Радости- мы оставили там монетки. А значит, история эта ещё не заканчивается. Она просто ждёт своего второго случая встречи с тем, чем живёт , и без чего не может жить душа...

Вильям Девлеткильдеев
25-28.09.2014

http://www.worldis.me/Stillmer/blogs/134073 На этой странице моего блога очень много моих фотографий.


Рецензии