Битва за личный кабинет

Почти детектив.

23-го сентября (кажется, именно в этот день) меня постигло горе. Кликнув мышкой на «Вход в кабинет», я с удивлением обнаружил большую,  на весь экран, белую вкладку с сообщением вроде: «Сайт недоступен. Возможно, злоумышленники пытаются воспользоваться Вашими личными данными, либо сайт подвергся атаке. Повторите попытку позже».
Ниже располагалась кнопка «Перегрузить». Что перегрузить?
Ладно, попробуем.
Промелькнула на долю секунды главная страница Прозы, и вновь я оказался один на один с неприятным сообщением.

В тот вечер я несколько раз пытался проникнуть в свой кабинет, хотя, если честно, слово «проникнуть»… да уж… Привык смело заходить, предъявляя пропуск (т.е. пароль).

Сегодня, видно, не судьба.
Однако следующий вечер оказался более щедрым на сюрпризы.

Сразу после загрузки компьютера в правом нижнем углу рабочего стола всплыло жёлтое окошко, представившееся ЯндексЗащитником. Оно оповестило, что моя загрузочная страница (Яндекс) заменена на другую, спросив, желает ли пользователь посмотреть на результат.
Как? Что? Я никого не просил менять страницу.

Червь сомнения закрался в мою душу. Червь – не червь, но вирус точно. Вирус сомнения.
- Опасно! – воскликнул бы футбольный комментатор.

Запустил антивирусник. В данном случае это NOD32. Он довольно уверенно прошёл диск С, закопав по пути 8 не понравившихся ему файлов. Душа моя начала оттаивать. Но радость была преждевременной. Диск D антивирусная программа одолела на 39%, наврала, что проверка завершена, и выдала отчёт.

Я озадаченно смотрел на жёлтое окно.
ЯндексЗащитник, ты кто?
Здесь же, на рабочем столе, ЯндексОнлайн писал об ошибке авторизации почты.

К счастью, доступ в Интернет оставался открытым. Бросившись на амбразуру Прозы, вновь убедился, что дверь на замке.
Надо подумать, поразмышлять. Спешка тут неуместна, можно наломать дров.

Попробую зайти в один из аккаунтов, в тот, которым почти не пользуюсь. Его не жалко.

Почта тоже не пускала! ЯндексЗащитник, твоя помощь? Оберегаешь? Или…

Я плотно уселся на поисковик.

Первые мнения обычных пользователей, высказывавшихся на форумах, разделились. Многие предлагали удалить ЯндексЗащитник - странный он, сам Яндекс молчит как партизан, не комментируя этот элемент поисковика. Поддавшись доводам, стал удалять указанные файлы, чистить реестр. Всё, как советовалось. После перезагрузки Защитник занимал прежнее место на рабочем столе, словно тренер менял Васю Березуцкого на Лёшу. Если вы видели братьев из сборной России по футболу, то знаете, насколько трудно их отличить. Со спины, по надписи на футболке, - это пожалуйста.

Пришлось продолжить поиски. Стали попадаться компетентные суждения.
Да, ЯндексЗащитник – приблуда Яндекса, он защищает пользователя и заодно собирает о нём сведения.

Ну, кто бы сомневался! Кто-то ведь должен этим заниматься, не только ЦРУ и АНБ.

Шли дни. Утром на работу, вечером к компьютеру.
…Лет пятнадцать назад я завязал со сборкой и продажей компьютеров. Помните, в 90-х были небольшие конторы, «магазины на диванах»? В мои обязанности входила закупка комплектующих и сборка. «Железо», в общем. Программным обеспечением занимался другой специалист. Кой-чего по верхам в софте я там нахватался. Поэтому не стал себя накручивать, веря, что правильное решение обязательно придёт.

От Защитника я отстал, это было интуитивное решение. Вектор размышлений сменился. А что, если поменять антивирусник?

Заглянул на огонёк к Касперскому. Помнится, он что-то там бесплатно обещал. Установил одну из версий на месяц для тестирования. Каспер выявил и изолировал ещё два файла.

Пропал ЯндексЗащитник!

Но Проза стояла насмерть.
Меня это не устраивало. Сколько здесь страниц, именованных «Иванов 2» или «Петров 5»?! Неужели это мои товарищи по несчастью?

«Василёв 2»? Ни за что!!!

А между тем наступила суббота, 27 сентября. Включил комп в восемь утра, хотя, признаюсь, люблю поваляться в субботу подольше, если не назначил себе дел.
Сидел в поисковике, иногда отползая на заранее оборудованные рубежи с телевизором напротив, обдумывая считанную с монитора информацию.

Зацепился почему-то за куки (cookies). И раньше слышал этот термин, но не вникал. Внутренний голос подсказывал, что тот, которого съели аборигены, во множественном числе может мне чем-то помочь. Вот что я выяснил. Это файлы, которыми обмениваются сайты с браузером на компьютере пользователя. Иногда обмен происходит посредством нешифрованных посылок. В этом случае куки могут легко украсть те, кому это нужно.
Так, так, а кому это нужно? Во-первых, через куки можно почерпнуть информацию о сайтах, на которые мы заходим. После этого нас везде преследует навязчивая реклама. Кто ворует, знает, что нам нужно!
Во-вторых, в куках может содержаться личная информация: пароли, фамилии, телефоны, адреса электронной почты.

Только не это! Что может натворить в моём кабинете злоумышленник, страшно представить… тексты, содержащие призывы… ненависть… что угодно!
Проза, если не ошибаюсь, шифрует обменные файлы (SSL), но штука в том, что такие посылки также воруют!

…Суббота. Вечер. Я на своей странице, в личном кабинете. Срочно меняю пароль. И… праздную победу.

Нет, я не стал удалять все куки подряд, хотя в Сети советуют делать это иногда. Хотя бы выборочно.
За полчаса до конца битвы, когда я в очередной раз прилёг к телевизору, сверкнула молния: у меня есть другой браузер, которым я не пользовался года два. А у куков есть сроки. Возможно, эти сроки небольшие, ограничиваются днями и неделями.

Короче, вместо Гугл Хром я установил Мозиллу.

Это была встреча на Эльбе! Милая, родная Проза приняла меня в свои объятия, проистекая слезами радости… Куки с платками, поднося их иногда к глазёнкам хилыми ручонками, следили за происходящим с крутого обрыва на другой стороне реки. Показалось, - они жалеют, что не могут говорить. Нет речевого аппарата.

Прощайте, куки, простите, вы уже старые…

Нет нужды говорить, что в свой основной ящик, которым постоянно пользуюсь, я вошёл без опасений.

Я опустил множество технических подробностей, знаю – главное я донёс.



P.S. Желаю помочь авторам, попавшим в схожую ситуацию. Если Вы не можете зайти на свою страницу, а Проза доступна, то эту статью прочитать всё равно МОЖНО.
P.P.S. Программистам и сетевым администраторам. Ваши поправки я с удовольствием приму.








19.10.14
Три недели спустя.
Один ..., потёмки!
Вчера, 18 октября, решил обновить Мозиллу. Хитрая лисичка каждый раз напоминала мне про новую версию. Она меня доставала окошками, предлагая волшебную новую версию. Я сдался.
Как результат - новое отлучение от Прозы.
Установил Яндекс Браузер, при установке задал "с нуля", но мимо.
Снёс Файрфокс (Мозиллу), установил по-новой, отметая все предложения что-либо сохранить. Установил старую лису.
Опять на Прозе.
Туман остался. Я не понял. Я на Прозе.
Свежий Яндекс Браузер, даже он не помог!
Я лавирую, пока это мне помогает.
Что дальше?
Удалять все подряд куки?

Почему в двадцать первом веке рядовые пользователи должны в этом разбираться?
Вы, архитекторы Сети, я вас спрашиваю!

Долбаные фантикозарабатыватели!


Рецензии
Спасибо за столь страстное повествование! Стало достаточно страшно. И еще страшнее после обдумывания: ведь каждый безоружен! Раньше были черновики, целые склады...А теперь: лихая доверчивость неким создателям facebook? Которые, если захотят в один миг уничтожат всю сетевую литературу?

Ольга Изборская   07.01.2018 21:25     Заявить о нарушении
Ольга, даже не знаю, что и ответить.
Говорят, ничто в интернете никуда не девается, создаются всё более мощные хранилища для данных, что когда-либо появлялись в Сети. А вот будет ли простным смертным доступ к этим данным - вопрос, для меня совершенно непонятный.
Скажем, была страничка Дяди Крантика (имя вымышленное) на Прозе.ру, а затем он по каким-то причинам удалил её. Всё! Доступа нет! А данные где-то хранятся. То же самое с сайтами - за их обслуживание ведь нужно ежегодно платить регистранту домена (имени) сайта. Когда человек перестаёт это делать, имя сайта перепродаётся. А как найти ту информацию, что помещал на сайте прежний владелец?
Конечно, всю сетевую литературу не уничтожат, классику Вы всегда найдёте. А что будет с произведениями таких, как мы, вопрос. Здесь можно найти неизданные бриллианты. Чьими они станут?

Сергей Василёв   12.01.2018 21:55   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.