Про Волхва и доверие

Наконец-то я дочитала «Волхва». Мысли в голове путаются. Что всё-таки хотел сказать Фаулз? О том, что любовь возможна, и её нельзя убить никакими испытаниями? Или о чем-то совершенно ином? Роман оборвался неожиданно: осенний парк, двое, застывшие в неопределенности момента, в неоднозначности своих чувств. Можно ли любить и не доверять? И если нет, то как героям книги можно доверять друг другу после всех произошедших событий?

Как только история начинает разворачиваться в Лондоне, подходить к своему финалу, все предыдущие события как бы перестают иметь значение, хотя еще несколько глав назад казалось, что разгадать тайну Бурани и её эксцентричного обитателя – это главная и единственная цель. Но оказывается, главное было не в этом. Спектакли и больные иллюзии служили только фоном для простых человеческих вопросов и ответов. Прежде всего тех вопросов, который каждый должен задать самому себе. «Ценишь ли ты того, кто рядом?». «Готов ли ты открыться ему и принять то, что он открывает тебе?» И ведь непонятно что сложнее – открыться или открыть. Иногда собственный психологический эксгибиционизм даётся куда проще, ведь всегда можно сказать: «Вот он я, такой, какой есть, принимайте и любите». Ну, или не любите. Хотя, конечно, подсознательно такая опция не предполагается. Но желая увидеть своими глазами чужое духовное «обнажение», всякий ли отдаёт себе отчет, что сможет вынести открывшееся?

Заранее настроившись на сострадание, переносить эти откровения довольно просто. Эмпатия сглаживает углы и отключает логику. Но затем, в какой-то момент эта связь рвётся (временно, по любым причинам), а знания-то никуда не пропадают. И тут вся информации начинает раскрываться в совершенно ином свете. Эмпатия переходит  на другой, более приземленный уровень: человек, как новую одежду в магазине, начинает примерять на себя различные ситуации из рассказа своего собеседника, но тем не менее находится как бы не совсем в рамкам разворачивающихся событий. Он уже не ты, как это было в момент рассказа, а просто вуайерист, которому в тягость то, за чем он подглядывает, но в силу своей склонности к мазохизму, не может оторвать глаз.
 
Доверие – это обоюдоострое оружие. Одним концов древко с отточенным наконечником упирается в грудь другого человека, как бы говоря «Ты знаешь теперь слишком много, если попробуешь предать – пеняй на себя». А другим концом холодное лезвие прижимается к пульсирующей артерии на твоей шее, и ты понимаешь, что в любой момент тот, напротив, может взять древко в свои руки и надавить сильнее. И ты не сможешь уклониться. Если кто-то говорит, что любить значит доверять, а доверять значит беззаботно порхать над идиотским цветком реальности, воображая, что он исключительно красив и медоносен – не верь. Большинство таких доверчивых дурачков не удосуживаются посмотреть вниз чтобы убедиться, что под ними есть вообще какой-нибудь цветок, на который можно сесть, а если и есть – не является ли он жадной раскрытой пастью болотной мухоловки? Нет, доверять значит постоянно балансировать на грани. Постоянно придерживать пресловутое древко с обеих сторон, чтобы оно не дай бог не сорвалось в какой-нибудь момент. Ложь немного сближает оппонентов, заставляя сталь глубже впиваться в податливую плоть, и тогда балансировать становиться гораздо сложнее.
 
Мне кажется, герои романа Фаулза дошли до той стадии, когда сближаться больше невозможно. Уже показались первые капельки крови на коже, уже невыносимо онемели руки, стараясь не допустить проникновения клинков непоправимо глубже. И от того роман застыл в неизвестности. Или да или нет, пусть каждый решает сам. Я - так и не решила. Момент сильнейшего эмоционального напряжения, когда весь мир вокруг просто перестает иметь значение, когда остаются только два противоположно заряженных полюса. Когда остаются двое, а между ними – обоюдоострый клинок, не позволяющий приблизиться друг к другу, но и не дающий разойтись навсегда. Пат. Король стоит, загнанный в угол, но не доступный для алчных фигур рангом пониже. Полу-победа и полу-проигрыш, а по сути – ничья. И в этом главная тайна, а в тайне и есть весь смысл, ведь нет ничего интереснее и волнительнее того, чего ты еще не знаешь.

28.09.2014


Рецензии