Civitas Solis. Коммунизм по Кампанелле

История учений социальной справедливости начинается отнюдь не с Маркса.
И им не исчерпывается. При всей титаничности фигуры Маркса и научной глубине его политэкономического учения, основанного на блестящем применении метода гегелевской диалектики-история социалистических учений еще очень богата цветами и оттенками.

Почему в наши дни возрождается интерес к авторам домарксовых (и постмарксистских)концепций, на наш взгляд, не слишком уважительно названных "утопическими"?(в значении:неосуществимых фантастических прожектов мечтателей)?\
По одной из версий, это связано с тем, что концепция марксизма, прогрессивная для своего времени-в наше время может сыграть злую шутку:ибо основана на идее борьбы классов. Если войны в 19-начале 20 веков могли приводить к революционным преобразованиям в ряде стран, наиболее вовлеченных в конфликты(а Великий Октябрь в России-прямое следствие Первой мировой войны)-то в 21 веке активная пропаганда классовой борьбы опасна в мире, начиненном ядерным оружием.
Так взор искателей иных путей к социальной справедливости и идеальному общественному строю стал обращаться в сторону полузабытых, пренебрежительно обозванных ненаучными утопистами авторах прошлых веков.

Да, разумеется, в них много наивного, надуманного, архаичного и неприемлемого в наше время. Но есть и интересные мысли, и оригинальные подходы. Это наконец просто интересно. Взглянем в этом ряду на автора Города Солнца. Томаззо Кампанела.

«Civitas solis»-Город Солнца. 1632 г.Проект идеального государства, в котором господствует общественная собственность, а все блага распределяются поровну между жителями.

Идеи первых Мора и Кампанеллы являются социалистическими, потому что их авторы понимали связь социального неравенства с частной собственностью. 
Но вперед несколько слов о Платоне.

Платон интересно-творчески смотрел на ценность астрологии. Это не только возможность действовать в унисон с ритмами Вселенной, в гармонии с ней, но больше того:это гармоничное согласование должно по мысли Платона помочь Вселенной сбалансироваться и замедлить неизбежное к сожалению преобладание Борьбы над Любовью.

Также нестандартно выглядела политическая концепция Платона. Он утверждал, что политическая жизнь государства должна следовать космическим законам времени. А идеальное государство по Платону должно находиться под управлением ровно 360 советников, разделенных на 12 групп, и что самое интересное:каждая группа должна править в течение одного месяца. Этакая постоянная сменяемость власти, исключающая диктатуру и стагнацию.

И вот что в связи с этим вспоминается:удивление при чтении книги Томаззо Кампанеллы »Город Солнца». Теперь известно, что «утопический» трактат итальянского мыслителя и политического диссидента эпохи Возрождения, проведшего 30 лет в застенках-является не утопией, но пророчеством сквозь века коммунистического государства.

Сбылось почти все до деталей. В том числе тирания. Государство Кампанеллы-полицейское, глубоко-несвободное с нашей точки зрения. Но интересно, что спустя века этот проект воплотился до мельчайших деталей. Например, чтобы "побродить по полям"-у Кампанеллы в Городе Солнца нужно испрашивать разрешение у властей, как и во всем остальном царит жуткая регламентация и несвобода. Но ведь сбылось! Например, отмена паспортов у колхозников-когда для разового выезда в город нужно было испрашивать разрешение в письменном виде. И прочее в таком же духе.

Возмутительны идеи "общих жен" из числа бездетных женщин и вмешательства в личную жизнь граждан Града Солнца, идеи евгеники. Но многое и из этого сбылось.
Причем как в СССР(тайно), так и в германском Третьем Рейхе(другая версия социализма), просуществовашем всего 12 лет, но оставившем противоречивое наследие.

Но одной детали недоставало, а точнее все произошло с точностью до наоборот. Кампанелла в Граде Солнца описывает свой метод построения такого государства(коммунистического)-основанный целиком на астрологии, которой блестяще владел. А также на геомантии. Строительство городов и дворцов по геомантическим принципам в Китае и поныне в почете-только принципы китайской геомантии основаны на фэн-шуй. К слову сказать, коммунистические власти Китайской Народной Республики не конфликтуют с своим наследием веков:не только геомантия в строительстве и фэн-шуй там в почете, но и применение в решении важнейших вопросов И Цзин-Книги Перемен! Не говоря об известном факте обязательного изучения всеми учащимися китайцами философии Конфуция.

Вот как раз астрология и была вместе с религией изгнана из воплощенного Града Солнца-СССР. Не в этом ли пренебрежении  космическими законами (астрология)и потребностями людей в духовной опоре(религия)-лежат неочевидные, но глубинные причины «тяжелой кармы» этой малоудачной попытки длиной в 73 года и 3 месяца(знаменитый теперь катрен Нострадамуса, писавшего примерно во времена Кампанеллы)и полного разгрома как государства по Платону и Кампанелле и прочим философам-утопистам, так и самой Идеи. Нельзя строить жизнь по книжкам-теперь говорят. А строилась ли она хотя бы по букве, не говоря о духе тех книг, что легли в основу Великого Эксперимента? Чем обернутся бездумные исключения и перетряхивания по своему вкусу и на свой манер и разумение-содержаний книг, объявленных сакральными?

Нам стоит лучше познакомится с творчеством такой колоритной фигуры европейского Возрождения, как Томаззо Кампанелла. Есть интересная глава про Кампанеллу в книге П.Глобы(сам Кампанелла был астролог и алхимик, революционер и философ ), работы(статьи, студенческие рефераты-обощения серъезных исследований) о параллелях между содержанием утопии Кампанеллы с практикой советского коммунизма.

Мировоззрение Кампанеллы синкретично совмещает в себе все три главных направления новой философии — эмпирическое, рационалистическое и мистическое, которые в раздельном виде выступили у его младших современников Бэкона, Декарта и Якоба Бёме». Религия самого Кампанеллы: деизм, религиозная метафизика, мистическое созерцание. Кампанелла желал видеть весь мир и предрекал в будущем «всемирное государство». По его мысли Испания и испанский король призваны к этому мировому политическому господству, бок о бок с которым должно упрочиться мировое господство Римского Папы. Эта мысль, разработанная им в сочинении «De Monarchia Messiae» и появляющаяся вновь в истории социализма в учении сенсимонистов).

Томмазо Кампанелла (1568 - 1639), знаменитый итальянский философ-утопист, поэт и политический деятель, серьёзно занимался астрологией. Это не так широко известный факт, а между тем, свою жизнь Кампанелла во многом посвятил оккультным наукам.

Сын сапожника, Томмазо ещё с детства проявлял необычные наклонности и способности. Согласно легенде, в детстве он был посвящён в секреты алхимии и полностью обучен тайной науке раввином-каббалистом "за две недели". В 1582 г. он стал доминиканским монахом. В 1589 г. приехал в Неаполь, где встретил еврейского астролога Авраама, который его ознакомил с астрологической наукой и связанными с ней дисциплинами. «Civitas solis»-Город Солнца-самое изестное, но одно из многочисленных сочинений Кампанеллы.
Колоритная фигура. Достоин чтобы почитать: современному читателю его стиль ничуть не скучен. Такой необычный мыслитель и авантюрная история его жизни на фоне европейской истории-стоят того. Его синтез идей коммунизма и деизма-само по себе нечто неожиданное. Как философ-деист, он должен быть особенно интересен этой стороной творчества. Почему? Потому что взаимоотношения социализма и религии-особая и довольно болезненная тема, требующая полного пересмотра.

Что почитать по теме. 
 
    Асмус В. Ф. Томмазо Кампанелла // Под  знаменем марксизма. — 1939. — № 7.
 
    Штекли А. Э. Кампанелла. — М., 1959.

    Рутенбург В. И. Кампанелла. — Л., 1956.
   
    Штекли А. Э. «Город Солнца»: утопия и наука. — М., 1978.

 
    
    Панченко Д. В. Пифагорейские источники «Города Солнца» Кампанеллы и Псевдо-Окелл.// Вспомогательные исторические дисциплины, № 15 , 1983. — С. 186—192.

 
    Панченко Д. В. Происхождение латинской редакции «Города Солнца» Т. Кампанеллы. // Вспомогательные исторические дисциплины, № 18. 1987. С. 288—302.
 

    Чиколини Л.С. «Политические афоризмы» Кампанеллы / История социалистических учений: сб.статей (М.: изд-во АН СССР. 1987. С.172-196)
 
 

29.09.2014 22:38





 


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.