Бесприданница. В ожидании жертвы

Бесприданница: в ожидании жертвы

В апреле 2013 года Костромской драматический театр включил в репертуар ещё один шедевр своего «титульного» автора: «Бесприданница» - самая  знаменитая пьеса А.Н. Островского. Эта драма пережила огромное количество постановок и экранизаций, с которыми зритель любит сопоставлять каждое новое воплощение пьесы на сцене. Поэтому режиссёру, который берётся за работу над этой вещью, остаётся думать над изюминкой, которую может вложить именно он, чтобы уйти от ассоциаций с более ранними, «культовыми» реализациями литературного хита.
Занавес открывается. Вдоль всей сцены, от кулисы до кулисы и до самого верха – громадное полупрозрачное окно. Такое, как если бы застеклили старинный костромской дебаркадер. За окном – синева неба над рекой. Действие развивается по обе стороны стеклянной стены.
В постановке существует два плана. Первый план – реалистический, который строится на авторском тексте. Второй план, не до конца сформулированный, но и не всегда сливающийся с действием – абсурдистская, в финале становящаяся мистической, группа цыганок-валькирий.
Сербско-цыганские композиции Горана Бреговича, какие бы они ни были – яркие и зажигательные или депрессивно-трагические, всегда сопровождает шлейф гротескных фантазий Эмира Кустурицы. В качестве заставки к «Бесприданнице» режиссёра Сергея Кузьмича и художника Елены Сафоновой предстаёт необычная картина под аккомпанемент музыки Бреговича  - очень странный цыганский табор. Один цыган и женские персонажи в свадебных платьях, с черными «цыганскими» косами, украшенными монисто, а из-под шелковых белых юбок «невест» видны черные грубые сапоги. В руках у девушек духовые инструменты: геликон, туба, 2 медных «тенора» или «баса», тромбон, труба, т.е. примерный состав похоронного оркестра. И этот свадебно-похоронный цыганский женский оркестр, своими косами, перекинутыми на грудь, напоминающий героев германского эпоса, то «исполняя» музыку вышеназванного композитора, то создавая шумовые эффекты по обстоятельствам, будет сопровождать все ключевые события пьесы Островского. Но, кроме этих странных цыганок, ожидающих щедрого барина и, как настоящие валькирии, жертв, абсурда в постановке нет.
Лариса Огудалова в исполнении Анастасии Красновой несколько отличается от традиционного образа. Яркий характер актрисы делает её героиню бойкой, волевой, даже игриво-стервозной молодой дамой, с которой шутить – как играть с огнём. И медно-рыжие кудри не позволяют думать, что их хозяйка – кисейная барышня. Конфликт этой Ларисы в том, что она, в отличие от мужчин, несамостоятельна, зависима от решений окружающих. И здесь слова героини о «любви на равных» – это суть Ларисы, чайки, мечтающей о свободном полёте. И эта «чайка» ждёт свою пару – в первых сценах у неё в руках бинокль, который она направляет в сторону реки при каждом удобном случае. Она уже помолвлена, но выглядывает паратовскую «Ласточку», как Ассоль – алые паруса. Нередко Лариса не участвует в диалогах, говоря свои реплики в сторону, речитативом, как бы про себя, лишь озвучивая свои мысли или внутренние намерения. Ломаная пластика А. Красновой говорит о внутренней истерии героини, ожидающей чего-то страшного с самого начала. Но на сдерживаемую нервозность не хочется обращать внимание – настолько благополучной  и ухоженной она выглядит в созданных для неё костюмах. В первых сценах на Огудаловой-младшей нежное, светящееся изнутри оранжево-золотым светом платье, удивительно гармонирующее с цветом волос героини, далее Лариса переодевается в элегантную амазонку–двойку из жакета черного бархата с глубоким вырезом с розовой кисейной многослойной юбкой, и в финале она – в платье невесты.
Роль рокового возлюбленного Ларисы, Сергея Сергеевича Паратова, исполняет обаятельный Дмитрий Рябов. Персонаж Рябова пользуется своей харизмой, и другие используют его способность влиять на людей словом, взглядом. Паратов самолюбив. Он добивается от Ларисы признания в любви и – успокаивается. Больше ему ничего не нужно. Его первый шок от предстоящего замужества Ларисы – обида собственника, ловца душ. Но, с одной стороны, купцы используют Паратова, разводя, что называется, на «слабо», а с другой – их провокация пригласить Ларису на пикник оправдывает его желание забыть об обязательствах. Не один раз Сергей Сергеич играет «масками», а Дмитрий Рябов меняет интонации и даже голос, удивляя бархатной глубиной звука и его силой. Легкомысленность и романтизм, практический ум и азарт, жестокость и исключительная уверенность в своём праве поступать, как хочет, – все эти качества Паратов даже не считает нужным скрывать. Человек для него – разменная монета, и не столь важно, кто пойдёт с молотка – Робинзон или Лариса. Или кто-то третий. Но за свою жизнь он боится – демонстрируя неверие, что пистолет Карандышева выстрелит; тем не менее, побывав мишенью, он выпадает из компании. Когда же он с Ларисой вместе, возможно, в какие-то моменты они оба забываются и чувствуют себя совершенно счастливыми и беззаботными. Через полупрозрачную стену мы видим их, резвящихся, как юные гимназисты.
Но когда подходит время Х, они, как два игрока, начинают меряться силами. Лариса не наивная девушка, она боец, сильный и волевой, но её слабость - открытость. Она ещё не надела обувь после пробежки по траве, ещё запыхается от бега. Он же, спокойный, уравновешенный, сразу пытается надеть ей туфельку, ещё до начала разговора, но она предпочитает оставаться такой, какая есть. Сообщая, что лишь поддался своей слабости, Паратов просто выключает её из «игры», как он отказывается от Робинзона, когда тот ему надоедает. Герой Рябова равнодушен к судьбе женщины, которой только что признавался в любви.
Кнуров в исполнении Алексея Галушко – стопроцентное попадание в образ. Его первое появление в костюме тяжелоатлета после «моциона» перед обедом иллюстрирует основательность персонажа и его уровень. Он тип, решающий всё наперёд, но к цели своей предпочитает идти, устраняя своих соперников тихо и без конфликтов. При помощи дипломатии он делает так, что ему просто остаётся взять то, к чему стремился, без лишних затрат энергии. Так он лишил Ларису выбора. Кнуров – очень сильный игрок, и его даже не смущает попытка Вожеватова (Всеволод Ерёмин) изнасиловать женщину, на которую он сделал ставку, хотя они уже заключили свою сделку. Кнуров просто выкидывает своего молодого партнёра как нашкодившего котёнка. Сочный, яркий образ Хариты Огудаловой представила Татьяна Никитина. Она желает счастья своей дочери, с которой у неё, очевидно, тёплые отношения, есть настоящее сочувствие и, в то же время, она не знает, как достичь этого счастья, так как доступные варианты унижают достоинство человека. У неё сильный характер, но она не восстаёт открыто, она «глотает» обиды, выкинув подарок-подкуп, но вынужденно принимая саму «благородную подлость».
Игорь Акулов в роли Карандышева невротически-подвижный, нескладный и неловкий человек. Его манеры с претензией сразу же делают ясным, почему он не может быть принят в «хорошем обществе». Ему малопонятны интересы людей и их нужды, его мышление стереотипно, но его герой считает себя мерилом всех вещей. И, в то же время, этот мелкий служащий страстно желает самоутвердиться в обществе, которое презирает. Тип нудный, бестактный, самолюбивый, но есть в этом Карандышеве и какая-то наивная беспомощность. Также цепляет и многое извиняет этому герою трогательная реплика Карандышева-Акулова, произнесенная с каким-то отчаянием, о том, что она, Лариса, возможно, и ошиблась, но кроме него за неё постоять некому.
Финальный выстрел поставлен интересно. Карандышев и Лариса разделены стеной-окном. Когда же несостоявшийся жених стреляет, стена приходит в движение и возникает ощущение, что она рассыпается… Зритель, благодаря этому эффекту, видит, как мир плывёт в глазах умирающей Ларисы, меняется восприятие пространства.
Появляются цыганки-валькирии, сменившие черные косы на рыжие. Возможно, это души брошенных невест пришли ещё за одной. В последней сцене очень хороший образ – Кнуров, Паратов и Вожеватов играют в карты: что наша жизнь – игра. А на заднем плане появляется уже избыточный символ: Карандышев на лодке, как Харон, перевозчик царства мёртвых, везет Ларису.
Цыганки, валькирии, свадебно-похоронный оркестр – колоритны, иногда помогают поставить акценты, но содержанию они не добавляют, по сути, ничего, кроме вопросов – а что это всё значит. Лодочник Харон, Вожеватов в детской матроске, издевающийся над рыжеволосыми куколками – все эти знаки, по сути своей, лишние. Зритель и так всё видит и понимает, но зачем-то введены дополнительные пояснения. Этот «мистический» второй план, к сожалению, оказался лишь «бантиком» с претензией на «лицо». И без этих режиссёрских вставок постановка выглядела бы неплохо и добротно.
В 2013 г. спектакль взял несколько премий на ежегодном фестивале «Дни Островского в Костроме». Приз фестиваля за лучшую мужскую роль получил Эмиляно Очагавия за воплощение образа Робинзона, аристократичного, страдающего, даже гордого, но потерявшего своё место человека. Вся предыстория Робинзона, его роли отразились в общении с другими людьми. И, когда на сцене появляется этот второстепенный по значению персонаж, всё внимание зрителя фокусируется на нём – актёре, играющем актёра. Как отметило жюри, Э.Очагавия создал лучший образ этого персонажа в театрах России за последние 5 лет. Также в Костроме остался и приз за лучшую сценографию – он вручен художнику-постановщику Елене Сафоновой.
Культурный обозреватель: Мила Мокринская


Рецензии